Старшая группа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Бабаева Елена Геннадьевна
ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (календарный)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sentyabr.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

                                         

старшей группы

учителя-логопеда Бабаевой Е.Г.

СЕНТЯБРЬ

Лексическая  тема

ОБСЛЕДОВАНИЕ

ЛЕТО

ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ

ЛЕС.  РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЛЕСА

Лексико-

грамматический строй речи

Развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков. Словарная работа: туман, роса, названия цветов: маргаритки, ноготки, астры ,лилии…

Усвоение словоизменения путем овладения сущ. и гл. ед.-мн. числа (жук летает – жуки летают)

Образование относительных прилагательных с суффиксами (дубовый)

Усвоение антонимов-прилагательных  (высокий-низкий, длинный - короткий)

Связная

речь

Формирование внятной, четкой, правильной речи

Овладение навыками составления простых предложений  по вопросам, по картинке, по моделям  

Употребление фразы

Сущ. + Глагол

(Дети купаются. Солнце светит. Птицы поют…)

Овладение навыками составл распространенного предложения

(Светит яркое солнце…)

Наблюдения

Опыты: как увидеть воздух.

Сбор семян на участке

Заготовка, сушка цветов и листьев для аппликации

Опыты: вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, вода не имеет формы

Звуковая культура речи

звуки

Формирование понятий «звук», «слово»

Выделение гласного  «А» из ряда звуков

Усвоение понятий «звук», «слово»

Выделение ударного   « А»     из слов («тянем звук за ниточку»)

Психологическая  база речи

восприятие

Развитие восприятия цвета, неречевых ритмических структур

Развитие зрительного восприятия основных цветов спектра. Развитие навыка восприятия  словесной инструкции педагога

мышление

Формирование мыслительной операции обобщения по цвету

 Сравнение (Куст – дерево, ягодка – цветок)

память

Развитие памяти физических действий (ПФД): ребенок ловит бабочку, рвет цветок…

Развитие зрительного припоминания, слуховой памяти на линейный ряд

психомотор

Развитие способности фиксировать взгляд на предмете

Развитие чувства ритма, выработка умения согласовывать движения и речь (ПФД)


ОКТЯБРЬ

Лексическая  тема

ДИКИЕ  ЖИВОТНЫЕ  И  ИХ  ДЕТЕНЫШИ

ОСЕНЬ

САД  ОГОРОД

ФРУКТЫ  ОВОЩИ

Лексико-

грамматический строй речи

Понимание обобщающего значения слов

Умение выделять названия предметов, действий, признаков

Усвоение формы  словоизменения сущ. в винительном падеже (вижу волка, лису…)

Образование сущ. с суф.      –онок, -енок, (лисенок, зайчонок…)

Образование притяжательн прилагательных (волчий, лисий хвост, собачий нос)

Усвоение словоизменения формы глаголов по родам и числам (собрал, собрала, собрали)

Закрепление навыка образования относительных прилагательных (дубовый)

Развитие представлений об основных цветах и их оттенках

Усвоение форм словоизменения  сущ. в вин., дат., тв. падежах (в значении орудийности) (копаю лопатой)

Согласование прилагат. с сущ. в роде,  числе (желтая груша, крсный помидор)

Образование относительн прилагательных (яблочный)

Связная

речь

Усвоение навыка составления предложений по картине, по схеме.

Составление сложноподчин        предложений  с союзом «потому что»

Это осень, потому что дни стали короче, холоднее…

Составление простых распространенных предложений по действию

И. п. сущ.+гл.+ дополнение

(Мама срывает огурцы)

Наблюдения

Опыты

Рассматривание картин о жизни животных в лесу и дома

Изменение освещенности в течение дня, длина дня, понижение температуры

Оречевление действий, связанных с уборкой аквариума, клеток. (Я взял тряпку, я мою клетку…)

З К Р

звуки

Выделение из слова ударного  « У»

Анализ звуковых сочетаний            

  «АУ      УА»

Выделение из слова     «О»

Определение места звука в слове.  Выделение  «О»  из ряда звуков

Анализ звуковых  сочетаний  «АУ  УА»

Выделение из слова  «И»

Определение звука по беззвучной артикуляции

Выделение первого ударного звука в слове

Психологическая  база речи

восприятие

Развитие зрительного восприятия контурного изображения

Развитие зрительного восприятия, тактильного, слухового

Развитие тактильных ощущений

мышление

Развитие операции обобщения по родо-видовому признаку

дикие-домашние животные

Установление причинно-следственных связей (осень, потому что…)

Развитие операции обобщения по форме, по родо-видовому признаку (фрукты-овощи)

память

Развитие слуховой памяти на линейный ряд

Развитие зрительной памяти

Развитие объема слуховой памяти, ПФД

психомотор

Развитие эмоциональной сферы

Развитие способности фиксировать взгляд на партнере

Выработка общего темпа действий, одновременности


НОЯБРЬ

Лексическая  тема

НАШЕ ТЕЛО

ГИГИЕНА

ОДЕЖДА  ОБУВЬ

НАША ГРУППА

ИГРУШКИ

Лексико-грамматический строй речи

Усвоение способа словообразования с использованием глаголов с  приставками (на-, по-, вы-).

Усвоение словоизменения путем овладения сущ ед.-мн. числа (рука – руки)

Согласование сущ. с числит «один – одна», «два – две»

Образование относительн. прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам

Усвоение приставочных глаголов (ушить, зашить)

Согласование прилагат с сущ в роде и числе (меховой, меховая, меховые)

Усвоение способа словообразования с использованием сущ. с ум.-ласкательными суффикс.

Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с сущ. м. р., ж. р;

пространственн предлогов «на, над, под, на, за»

Образование сущ. Р.п., ед.ч.

(нет колеса, нет крыла)

Связная

речь

Подготовка к овладению диалогической формой общения. Составление простых предложений по картинке, по демонстрируемому действию

Усвоение навыка составления короткого рассказа

И.п.сущ.+гл.+ 1- 2 зависимых сущ.

Таня делает зарядку

Мальчик моет руки мылом

Закрепление навыка построения предложения

И. п. сущ.+ согл. глаг.+ прямое доп.

(Таня надела шапку)

Формирование умения составлять описательную характеристику по модели

Наблюдения

Описание действий детей при ответе на вопрос: что делает? Маша строит дом.

Изготовление гербария из высушенных листьев и цветов

З К Р

звуки

Закрепление понятия о гласном звуке

Выделение ударного  «Ы»

Выделение первого ударного звука в словах

(Аня,  ухо…)

Развитие понятий «слово» -«предложение»

Формирование понятия о согласных звуках

Согласные звуки «М – МЬ»

Анализ слогов  «АМ – МА»

«слово» - «предложение»

Развитие понятия о согласных звуках

Согласные звуки  «К -  КЬ»

Анализ слогов «АК  -  КА»

Опр.  места звука  в слове

Психологическая  база речи

восприятие

Развитие зрительного анализа и синтеза

Определение направления источника звука

Восприятие цвета и его оттенков. Развитие навыка ориентации в схеме человека

 Развитие слухового восприятия, воспроизведение неречевых ритмических   структур

мышление

Развитие словесно-логического мышления (что сначала?… что потом?)

Развитие мыслительной операции сравнения

(девочка-кукла)

Развитие операции обобщения по родо-видовому признаку

Развитие мыслительной операции сравнения

 (мяч-яблоко)

память

Развитие слуховой памяти на линейный ряд

Развитие зрительной памяти на линейный ряд

Развитие объёма зрительной памяти, памяти на линейный ряд

психомотор

Развитие внимания, связанного с координацией слухового, двигательного анализаторов

Развитие координации взора, движения

Развитие ПФД (имитация движений)


ДЕКАБРЬ

Лексическая тема

ЗИМА

ЗИМНИЙ ЛЕС

ЗВЕРИ И ПТИЦЫ  ЗИМОЙ

В МИРЕ СКАЗОК

Лексико-

грамматический строй речи

Усвоение навыка согласования прилагательн. с сущ в роде и числе (снежный ком, снежная горка, снежные фигурки…)

Развитие навыка употребления глагольной лексики

(Снежинка падает, летит, кружится, опускается…)

Закрепление навыка употребления формы В. п. существительного (видим зайца, белку, лося…)

Закрепление словообразов. с уменьшит.-ласкательным суффиксом

Усвоение формы П. п. сущ

(в берлоге, дупле, норе…)

Усвоение существительных в Вин..п., ед.ч.; Р.п. мн.ч. (повесим шарик, хлопушку; на ёлке много шаров, хлопушек, огоньков)

Связная

речь

Распространение предложений путем введения однородных членов

Усвоение доступных сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Я надел теплую шапку, потому что на улице сильный ветер.

Развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам, в ходе оречевления действий «Как мы лепили снеговика». Разучивание стихотворений к утреннику

Наблюдения

Вывешивание кормушек для птиц

Описание неба, снега, ветра на прогулке (хмурое, темное, ясное…)

Подкормка птиц

Узнавание следов на снегу

Изготовление снежинок, цветных цепочек, сюрпризных подарков

З  К Р

звуки

Развитие понятия о согласных звуках  «Т – ТЬ» Анализ слогов «АТ  -  ТА»

Определение места звука в слове

Различение на слух гласных и согласных звуков.

«П-ПЬ». Анализ слогов «ПА – АП»

Определение наличия звука в слове, места звука в слове

Психологическая  база речи

восприятие

Развитие умения быстро узнавать контурные изображения, данные в затрудненной экспозиции

Развитие навыка узнавания наложенных друг на друга изображений

Развитие зрительного анализа и синтеза.

Определение направления источника звука

мышление

Развитие мыслительной операции сравнения (лёд – стекло, снег – вата)

Развитие мыслительных операций сравнения (лиса – заяц, волк – медведь…)

Развитие операции сравнения (снежинка – звёздочка, мальчик – снеговик)

память

Развитие долговременной памяти (припоминание)

Развитие слуховой памяти на линейный ряд (стихи к Новогоднему утреннику)

Развитие объёма зрительной памяти (что висит на ёлке)

Развитие процесса запоминания сказок

психомотор

Развитие навыка согласования движения и речи (движения по тексту песни, стихотворения)

Развитие умения создавать различные образы (движения, мимика, характер)

Этюды на развитие выразительности жеста, мимики (снегурочка ожила)


ЯНВАРЬ

Лексическая  тема

КАНИКУЛЫ

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

ДОМ  ЖИЛИЩЕ

Лексико-грамматический строй речи

Употребление в речи предлогов «к» с сущ. в Д. п., «от» с сущ. в Р.п. (катились от ёлки к пеньку, от берёзы к кусту…)

Учить использовать пространственные предлоги «на, под, в, из»

Образование относительн. Прилагательных со значением соотнесённости к различным материалам (кирпичный, панельный…)

Связная

речь

Распространение предложений путём введения однородных членов. Развитие навыка составления рассказа по серии картинок

Развитие навыка составления короткого рассказа по схеме, по модели (адрес…)

Наблюдения  

Опыты

Подкормка птиц.

Опыты на сравнение:

снег – вода,

 лёд - стекло

Подкормка птиц

Изготовление домов из различных материалов

Звуковая культура речи

звуки

Различение на слух гласных-согласных звуков.

Согласные звуки «Н-НЬ»

Анализ слогов «НО – ОН»

Определение наличия звука, места звука в слове

Понятия «Звук», «Слово», «Предложение»

Согласные звуки «Д-ДЬ»

Выделение слога с заданным звуком из ряда слогов

Психологическая  база речи

восприятие

Развитие зрительного восприятия как припоминание целостного образа картины, сюжета

Развитие зрительного восприятия как припоминание отдельных эпизодов в картине

Развитие оптического восприятия

мышление

Развитие умения загадывать и разгадывать загадки

Развитие навыка узнавание предметов по контуру, в затрудненной экспозиции

память

Развитие зрительной памяти на линейный ряд

Развитие объёма зрительной памяти

психомотор

Развитие и коррекция эмоциональной сферы

Этюды на развитие выразительности жеста


ФЕВРАЛЬ

Лексическая  тема

КВАРТИРА
МЕБЕЛЬ

ПОСУДА

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

ПРОДУКТЫ

Лексико-грамматический строй речи

Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к различным материалам (деревянный, железный, стеклянный…)

Употребление предлогов «под», «на», «за», «над». Употребление существительных в Т.П. с предлогом (над столом, под стулом).

Усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё» в сочетании с существ.

Употребление сущ. в Вин. п., ед.ч. (глаг. + сущ.) (помыл чашку, разбил стакан)

Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к различным материалам (железный, каменный…); к продуктам питания (мясной, молочный, овощной).

Употребление существительных в Т.п., ед.ч. (едят ложкой, заправляют  маслом, сметаной)

Связная

речь

Сравнение предметов  по схеме, по модели с выделением различных и сходных качеств

Развитие навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий.

Развитие навыка построения предложений путем введения однородных членов.

Развитие навыка составления рассказа по серии картинок, по модели

Разучивание стихотворений

Наблюдения

Опыты

Опыты на сравнение: железо – стекло - дерево

Сервировка стола к чаю

Рассматривание фотографий, картин

Изготовление подарков для папы, дедушки

Наблюдение за приготовлением печенья. Приготовление чая

Звуковая культура речи

звуки

Формирование  фонематического восприятия на основе различения звуков по признаку глухости – звонкости. Согласные звуки «Б – БЬ», «Г – ГЬ», «Т – ТЬ»,

Дифференциация  «П – Б», «Т – Д», «К – Г»

Определение ударного гласного в начале и конце слова

Психологическая  база речи

восприятие

Развитие пространственного восприятия

 Зрительное восприятия основных цветов и оттенков.  Развитие зрительного синтеза

Развитие тактильного восприятия

Развитие зрительного восприятия части и целого

мышление

Развитие мыслительной операции родо-видового обобщения

Развитие наглядно-образного мышления операции обобщения

Развитие наглядно-действенного мышления

память

Развитие тактильной памяти

Развитие объёма зрительной памяти

Развитие моторной памяти

(память физических действий)

Развитие слуховой памяти на линейный ряд

психомотор

Этюды на выполнение серии движений по словесной инструкции

Развитие выразительности мимики и жеста


МАРТ

Лексическая  тема

СЕМЬЯ

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И

ПТИЦЫ

ГОРОД

Лексико-грамматический строй речи

Образование трех форм одних и тех же глаголов

(я помогаю, он помогает, мы помогаем)

Употребление сущ. в Т.п. с предлогом и без (мама с сумкой, с зонтиком; угостим чаем, тортом, фруктами)

Образование употребительных притяжат. прилагательных (кошачий, собачий, куриный…)

Образование существительных с суфф.

 - онок-,-енок- (гусёнок, котёнок, козлёнок)

Употребление существительных  в Вин. п., ед.ч. (вижу гуся, кошку, лошадь)

Употребление приставочных глаголов

 (зашел, вышел, подошел…)

Употребление предлогов:

«к» + Д.п. сущ.

«от» + Р.п. сущ.

«с» + Т.п. сущ.

(Мы идем от почты к вокзалу)

Усвоение слов-антонимов

Связная

речь

Развитие навыка ведения диалога (просьба, беседа, драматизация)

Разучивание стихов к утреннику

Усвоение навыка составления описательного рассказа по картине (по схеме, по модели)

Составление простых распространенных предложений из 5-7 слов с противительным союзом «а» (Сначала строю дом, а потом сажу дерево)

Наблюдения

Опыты

Изготовление подарков для мамы, бабушки

Кормление птиц и животных в мини-зоопарке детского осада

Закрепление адреса

Изготовление макета улицы

Звуковая культура речи

звуки

Развитие фонематического восприятия на основе различения звуков по твердости-мягкости «С – СЬ»,

 «З - ЗЬ»; звонкости-глухости «С – З»

Выделение гласного и согласного звука в прямом и обратном слогах

Определение ударного гласного в слове.

Определение первого и последнего звука в слове.

Согласный звуки «Ш»

Выделение гласного и согласного звука в односложных словах

Развитие навыка звукового анализа и синтеза

Психологическая  база речи

восприятие

Развитие восприятия части целого

Развитие навыка ориентировки на листе бумаги

Развитие зрительного восприятия контурного изображения

Развитие пространственных представлений (на листе бумаги, на доске)

мышление

Развитие мыслительной операции сериации по возрасту

Развитие родо-видового обобщения

Развитие словесно-логического мышления

память

Развитие слуховой памяти на линейный ряд

Развитие слуховой памяти на линейный ряд

Развитие зрительной памяти на линейный ряд

психомотор

Этюды на выполнение серии движений по словесной инструкции

Развитие и коррекция эмоциональной сферы

Развитие выразительности жеста (высокие дома, широкие улицы, большие окна)


АПРЕЛЬ

Лексическая  тема

ТРАНСПОРТ

ПДД

ПРОФЕССИИ

ВЕСНА

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

Лексико-грамматический строй речи

Употребление в речи приставочных глаголов (заехал, поехал, выехал)

Употребление существит. в Т.п. с предлогом «над», «под» (самолет летит над городом, над школой)

Уточнение значений обобщающих слов

Употребление существительного в Т.п. ед.ч. (летчик управляет самолетом, шофер машиной)

Уточнение значений обобщающих слов

Согласование прилагат. с существительными в роде, числе, падеже

а) с основой на тв. согласн.

(солнечный, солнечного);

б) с основой на мягкий согласный (весенняя, весенний, весеннего)

Связная

речь

Развитие диалогической формы речи. Составление рассказа по теме с придумыванием конца.

Учить составлять простые распространенные предложения из 5-7 слов; предложения с противительным союзом «а».

Учить выделять предлог как отдельное служебное слово

Составление рассказа по собственным рисункам и наблюдениям. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий

Наблюдения

Опыты

Моделирование дорожных ситуаций

Экскурсии в прачечную, в столовую, кухню, медицинский блок.

Опыты: прорастание зеленого лука. Посадка семян для клумб, огорода

Наблюдение,  как набухают почки, распускаются листья

Звуковая культура речи

звуки

Дифференциация «С – Ш»

Анализ и синтез односложных слов (мак, дом, кот…),

Выбор графической схемы к соответствующему слову

Согласные звук «Ж»

Дифференциация «З – Ж»

Анализ и синтез односложных слов по тв. – мягкости (лук- люк)

Выбор графической схемы к соответствующему слову

Согласные звуки «Л – ЛЬ»

Анализ и синтез слогов и слов, преобразование прямых и обратных слогов.

Выбор графической схемы к соответствующему слову

Психологическая  база речи

восприятие

Восстановление целостного изображения по прямым и ломаным линиям

Развитие зрительного восприятия части и целого

Развитие зрительного восприятия, данного в затрудненной экспозиции

мышление

Развитие сравнения (самолет – птица) Обобщение по слову, виду, назначению

Развитие словесно-логического мышления

Развитие сравнения (лужа – ручей, дождь – капель)

память

Развитие объёма зрительной памяти

Развитие слуховой памяти на линейный ряд

Развитие долговременной зрительной памяти

психомотор

Развитие и коррекция эмоциональной сферы

Развитие памяти физических действий

Развитие выразительности жеста

Развитие выразительности жеста, мимики (снегурочка растаяла)


МАЙ

Лексическая  тема

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

ЖИВОТНЫЕ ДАЛЬНИХ СТРАН

ЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

Лексико-грамматический строй речи

Развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Употребление предлогов «на», «под», «в», «за», обозначающих пространственное расположение предметов.

Учить образовывать притяжательные прилагательные  (львиный, тигриный, слоновый)

Усвоение антонимов.

Согласование прилагательного с существительным в роде и числе (красный мак, высокая ромашка)

Связная

речь

Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи (писал письмо – написал письмо, встречал солдата – встретил солдата, делал памятник – сделал памятник)

Составление рассказов по теме с придумыванием конца, начала.

Составление рассказов с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Разучивание стихов к празднику

Наблюдения

Опыты

Экскурсия к МОНУМЕНТУ СЛАВЫ, рассматривание картин, орденов и медалей

Экскурсия в зоопарк с родителями

Высадка рассады в клумбы, на огород

Звуковая культура речи

звуки

Согласные звуки «Р – РЬ»

Развитие анализа и синтеза слогов, односложных слов

Закрепление понятий «гласный звук – согласный звук»

Подбор слов с заданным количеством звуков

Определение последовательности звуков в слове.

Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука

Дифференциация звуков по месту образования: «С-Ш», «З-Ж», «Р-Л»

Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога

Психологическая  база речи

восприятие

Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений

Развитие зрительного восприятия в затрудненной экспозиции

мышление

Развитие словесно-логического мышления

Развитие сравнения, сериации, обобщения

память

Развитие объема слуховой памяти, памяти на линейный ряд

Развитие объёма зрительной памяти

Развитие зрительной памяти на линейный ряд

психомотор

Развитие навыка согласования движения и речи

Развитие выразительности жеста, мимики

Развитие памяти физических действий

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Средняя группа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (календарный)...

Подготовительная группа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЕРСПЕКТИВНЫЙ (календарный)...

Тематическая неделя «Космос», старшая группа. Календарное планирование.

Планирование организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей, а также образовательной деятельности в режимных моментах. В пл...