Старшая группа. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
старшей группы
учителя-логопеда Бабаевой Е.Г.
СЕНТЯБРЬ
Лексическая тема | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ЛЕТО ВОСПОМИНАНИЕ О ЛЕТЕ | ЛЕС. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЛЕСА | |
Лексико- грамматический строй речи | Развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков. Словарная работа: туман, роса, названия цветов: маргаритки, ноготки, астры ,лилии… | |||
Усвоение словоизменения путем овладения сущ. и гл. ед.-мн. числа (жук летает – жуки летают) | Образование относительных прилагательных с суффиксами (дубовый) Усвоение антонимов-прилагательных (высокий-низкий, длинный - короткий) | |||
Связная речь | Формирование внятной, четкой, правильной речи Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по картинке, по моделям | |||
Употребление фразы Сущ. + Глагол (Дети купаются. Солнце светит. Птицы поют…) | Овладение навыками составл распространенного предложения (Светит яркое солнце…) | |||
Наблюдения | Опыты: как увидеть воздух. Сбор семян на участке Заготовка, сушка цветов и листьев для аппликации | Опыты: вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, вода не имеет формы | ||
Звуковая культура речи | звуки | Формирование понятий «звук», «слово» Выделение гласного «А» из ряда звуков | Усвоение понятий «звук», «слово» Выделение ударного « А» из слов («тянем звук за ниточку») | |
Психологическая база речи | восприятие | Развитие восприятия цвета, неречевых ритмических структур | Развитие зрительного восприятия основных цветов спектра. Развитие навыка восприятия словесной инструкции педагога | |
мышление | Формирование мыслительной операции обобщения по цвету | Сравнение (Куст – дерево, ягодка – цветок) | ||
память | Развитие памяти физических действий (ПФД): ребенок ловит бабочку, рвет цветок… | Развитие зрительного припоминания, слуховой памяти на линейный ряд | ||
психомотор | Развитие способности фиксировать взгляд на предмете | Развитие чувства ритма, выработка умения согласовывать движения и речь (ПФД) |
ОКТЯБРЬ
Лексическая тема | ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ | ОСЕНЬ | САД ОГОРОД ФРУКТЫ ОВОЩИ | |
Лексико- грамматический строй речи | Понимание обобщающего значения слов Умение выделять названия предметов, действий, признаков | |||
Усвоение формы словоизменения сущ. в винительном падеже (вижу волка, лису…) Образование сущ. с суф. –онок, -енок, (лисенок, зайчонок…) Образование притяжательн прилагательных (волчий, лисий хвост, собачий нос) | Усвоение словоизменения формы глаголов по родам и числам (собрал, собрала, собрали) Закрепление навыка образования относительных прилагательных (дубовый) Развитие представлений об основных цветах и их оттенках | Усвоение форм словоизменения сущ. в вин., дат., тв. падежах (в значении орудийности) (копаю лопатой) Согласование прилагат. с сущ. в роде, числе (желтая груша, крсный помидор) Образование относительн прилагательных (яблочный) | ||
Связная речь | Усвоение навыка составления предложений по картине, по схеме. | Составление сложноподчин предложений с союзом «потому что» Это осень, потому что дни стали короче, холоднее… | Составление простых распространенных предложений по действию И. п. сущ.+гл.+ дополнение (Мама срывает огурцы) | |
Наблюдения Опыты | Рассматривание картин о жизни животных в лесу и дома | Изменение освещенности в течение дня, длина дня, понижение температуры | Оречевление действий, связанных с уборкой аквариума, клеток. (Я взял тряпку, я мою клетку…) | |
З К Р | звуки | Выделение из слова ударного « У» Анализ звуковых сочетаний «АУ УА» | Выделение из слова «О» Определение места звука в слове. Выделение «О» из ряда звуков Анализ звуковых сочетаний «АУ УА» | Выделение из слова «И» Определение звука по беззвучной артикуляции Выделение первого ударного звука в слове |
Психологическая база речи | восприятие | Развитие зрительного восприятия контурного изображения | Развитие зрительного восприятия, тактильного, слухового | Развитие тактильных ощущений |
мышление | Развитие операции обобщения по родо-видовому признаку дикие-домашние животные | Установление причинно-следственных связей (осень, потому что…) | Развитие операции обобщения по форме, по родо-видовому признаку (фрукты-овощи) | |
память | Развитие слуховой памяти на линейный ряд | Развитие зрительной памяти | Развитие объема слуховой памяти, ПФД | |
психомотор | Развитие эмоциональной сферы | Развитие способности фиксировать взгляд на партнере | Выработка общего темпа действий, одновременности |
НОЯБРЬ
Лексическая тема | НАШЕ ТЕЛО ГИГИЕНА | ОДЕЖДА ОБУВЬ | НАША ГРУППА ИГРУШКИ | |
Лексико-грамматический строй речи | Усвоение способа словообразования с использованием глаголов с приставками (на-, по-, вы-). Усвоение словоизменения путем овладения сущ ед.-мн. числа (рука – руки) Согласование сущ. с числит «один – одна», «два – две» | Образование относительн. прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам Усвоение приставочных глаголов (ушить, зашить) Согласование прилагат с сущ в роде и числе (меховой, меховая, меховые) | Усвоение способа словообразования с использованием сущ. с ум.-ласкательными суффикс. Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с сущ. м. р., ж. р; пространственн предлогов «на, над, под, на, за» Образование сущ. Р.п., ед.ч. (нет колеса, нет крыла) | |
Связная речь | Подготовка к овладению диалогической формой общения. Составление простых предложений по картинке, по демонстрируемому действию Усвоение навыка составления короткого рассказа | |||
И.п.сущ.+гл.+ 1- 2 зависимых сущ. Таня делает зарядку Мальчик моет руки мылом | Закрепление навыка построения предложения И. п. сущ.+ согл. глаг.+ прямое доп. (Таня надела шапку) | Формирование умения составлять описательную характеристику по модели | ||
Наблюдения | Описание действий детей при ответе на вопрос: что делает? Маша строит дом. | Изготовление гербария из высушенных листьев и цветов | ||
З К Р | звуки | Закрепление понятия о гласном звуке Выделение ударного «Ы» Выделение первого ударного звука в словах (Аня, ухо…) | Развитие понятий «слово» -«предложение» Формирование понятия о согласных звуках Согласные звуки «М – МЬ» Анализ слогов «АМ – МА» | «слово» - «предложение» Развитие понятия о согласных звуках Согласные звуки «К - КЬ» Анализ слогов «АК - КА» Опр. места звука в слове |
Психологическая база речи | восприятие | Развитие зрительного анализа и синтеза Определение направления источника звука | Восприятие цвета и его оттенков. Развитие навыка ориентации в схеме человека | Развитие слухового восприятия, воспроизведение неречевых ритмических структур |
мышление | Развитие словесно-логического мышления (что сначала?… что потом?) Развитие мыслительной операции сравнения (девочка-кукла) | Развитие операции обобщения по родо-видовому признаку | Развитие мыслительной операции сравнения (мяч-яблоко) | |
память | Развитие слуховой памяти на линейный ряд | Развитие зрительной памяти на линейный ряд | Развитие объёма зрительной памяти, памяти на линейный ряд | |
психомотор | Развитие внимания, связанного с координацией слухового, двигательного анализаторов | Развитие координации взора, движения | Развитие ПФД (имитация движений) |
ДЕКАБРЬ
Лексическая тема | ЗИМА | ЗИМНИЙ ЛЕС ЗВЕРИ И ПТИЦЫ ЗИМОЙ | В МИРЕ СКАЗОК | |
Лексико- грамматический строй речи | Усвоение навыка согласования прилагательн. с сущ в роде и числе (снежный ком, снежная горка, снежные фигурки…) Развитие навыка употребления глагольной лексики (Снежинка падает, летит, кружится, опускается…) | Закрепление навыка употребления формы В. п. существительного (видим зайца, белку, лося…) Закрепление словообразов. с уменьшит.-ласкательным суффиксом Усвоение формы П. п. сущ (в берлоге, дупле, норе…) | Усвоение существительных в Вин..п., ед.ч.; Р.п. мн.ч. (повесим шарик, хлопушку; на ёлке много шаров, хлопушек, огоньков) | |
Связная речь | Распространение предложений путем введения однородных членов Усвоение доступных сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Я надел теплую шапку, потому что на улице сильный ветер. Развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам, в ходе оречевления действий «Как мы лепили снеговика». Разучивание стихотворений к утреннику | |||
Наблюдения | Вывешивание кормушек для птиц Описание неба, снега, ветра на прогулке (хмурое, темное, ясное…) | Подкормка птиц Узнавание следов на снегу | Изготовление снежинок, цветных цепочек, сюрпризных подарков | |
З К Р | звуки | Развитие понятия о согласных звуках «Т – ТЬ» Анализ слогов «АТ - ТА» Определение места звука в слове | Различение на слух гласных и согласных звуков. «П-ПЬ». Анализ слогов «ПА – АП» Определение наличия звука в слове, места звука в слове | |
Психологическая база речи | восприятие | Развитие умения быстро узнавать контурные изображения, данные в затрудненной экспозиции | Развитие навыка узнавания наложенных друг на друга изображений | Развитие зрительного анализа и синтеза. Определение направления источника звука |
мышление | Развитие мыслительной операции сравнения (лёд – стекло, снег – вата) | Развитие мыслительных операций сравнения (лиса – заяц, волк – медведь…) | Развитие операции сравнения (снежинка – звёздочка, мальчик – снеговик) | |
память | Развитие долговременной памяти (припоминание) | Развитие слуховой памяти на линейный ряд (стихи к Новогоднему утреннику) | Развитие объёма зрительной памяти (что висит на ёлке) Развитие процесса запоминания сказок | |
психомотор | Развитие навыка согласования движения и речи (движения по тексту песни, стихотворения) | Развитие умения создавать различные образы (движения, мимика, характер) | Этюды на развитие выразительности жеста, мимики (снегурочка ожила) |
ЯНВАРЬ
Лексическая тема | КАНИКУЛЫ | ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ | ДОМ ЖИЛИЩЕ | |
Лексико-грамматический строй речи | Употребление в речи предлогов «к» с сущ. в Д. п., «от» с сущ. в Р.п. (катились от ёлки к пеньку, от берёзы к кусту…) | Учить использовать пространственные предлоги «на, под, в, из» Образование относительн. Прилагательных со значением соотнесённости к различным материалам (кирпичный, панельный…) | ||
Связная речь | Распространение предложений путём введения однородных членов. Развитие навыка составления рассказа по серии картинок | Развитие навыка составления короткого рассказа по схеме, по модели (адрес…) | ||
Наблюдения Опыты | Подкормка птиц. Опыты на сравнение: снег – вода, лёд - стекло | Подкормка птиц Изготовление домов из различных материалов | ||
Звуковая культура речи | звуки | Различение на слух гласных-согласных звуков. Согласные звуки «Н-НЬ» Анализ слогов «НО – ОН» Определение наличия звука, места звука в слове | Понятия «Звук», «Слово», «Предложение» Согласные звуки «Д-ДЬ» Выделение слога с заданным звуком из ряда слогов | |
Психологическая база речи | восприятие | Развитие зрительного восприятия как припоминание целостного образа картины, сюжета | Развитие зрительного восприятия как припоминание отдельных эпизодов в картине Развитие оптического восприятия | |
мышление | Развитие умения загадывать и разгадывать загадки Развитие навыка узнавание предметов по контуру, в затрудненной экспозиции | |||
память | Развитие зрительной памяти на линейный ряд | Развитие объёма зрительной памяти | ||
психомотор | Развитие и коррекция эмоциональной сферы | Этюды на развитие выразительности жеста |
ФЕВРАЛЬ
Лексическая тема | КВАРТИРА | ПОСУДА | ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА | ПРОДУКТЫ | ||
Лексико-грамматический строй речи | Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к различным материалам (деревянный, железный, стеклянный…) Употребление предлогов «под», «на», «за», «над». Употребление существительных в Т.П. с предлогом (над столом, под стулом). Усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё» в сочетании с существ. Употребление сущ. в Вин. п., ед.ч. (глаг. + сущ.) (помыл чашку, разбил стакан) | Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к различным материалам (железный, каменный…); к продуктам питания (мясной, молочный, овощной). Употребление существительных в Т.п., ед.ч. (едят ложкой, заправляют маслом, сметаной) | ||||
Связная речь | Сравнение предметов по схеме, по модели с выделением различных и сходных качеств Развитие навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий. | Развитие навыка построения предложений путем введения однородных членов. Развитие навыка составления рассказа по серии картинок, по модели Разучивание стихотворений | ||||
Наблюдения Опыты | Опыты на сравнение: железо – стекло - дерево | Сервировка стола к чаю | Рассматривание фотографий, картин Изготовление подарков для папы, дедушки | Наблюдение за приготовлением печенья. Приготовление чая | ||
Звуковая культура речи | звуки | Формирование фонематического восприятия на основе различения звуков по признаку глухости – звонкости. Согласные звуки «Б – БЬ», «Г – ГЬ», «Т – ТЬ», Дифференциация «П – Б», «Т – Д», «К – Г» Определение ударного гласного в начале и конце слова | ||||
Психологическая база речи | восприятие | Развитие пространственного восприятия | Зрительное восприятия основных цветов и оттенков. Развитие зрительного синтеза | Развитие тактильного восприятия | Развитие зрительного восприятия части и целого | |
мышление | Развитие мыслительной операции родо-видового обобщения | Развитие наглядно-образного мышления операции обобщения | Развитие наглядно-действенного мышления | |||
память | Развитие тактильной памяти | Развитие объёма зрительной памяти | Развитие моторной памяти (память физических действий) | Развитие слуховой памяти на линейный ряд | ||
психомотор | Этюды на выполнение серии движений по словесной инструкции | Развитие выразительности мимики и жеста |
МАРТ
Лексическая тема | СЕМЬЯ | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ | ГОРОД | |
Лексико-грамматический строй речи | Образование трех форм одних и тех же глаголов (я помогаю, он помогает, мы помогаем) Употребление сущ. в Т.п. с предлогом и без (мама с сумкой, с зонтиком; угостим чаем, тортом, фруктами) | Образование употребительных притяжат. прилагательных (кошачий, собачий, куриный…) Образование существительных с суфф. - онок-,-енок- (гусёнок, котёнок, козлёнок) Употребление существительных в Вин. п., ед.ч. (вижу гуся, кошку, лошадь) | Употребление приставочных глаголов (зашел, вышел, подошел…) Употребление предлогов: «к» + Д.п. сущ. «от» + Р.п. сущ. «с» + Т.п. сущ. (Мы идем от почты к вокзалу) Усвоение слов-антонимов | |
Связная речь | Развитие навыка ведения диалога (просьба, беседа, драматизация) Разучивание стихов к утреннику | Усвоение навыка составления описательного рассказа по картине (по схеме, по модели) | Составление простых распространенных предложений из 5-7 слов с противительным союзом «а» (Сначала строю дом, а потом сажу дерево) | |
Наблюдения Опыты | Изготовление подарков для мамы, бабушки | Кормление птиц и животных в мини-зоопарке детского осада | Закрепление адреса Изготовление макета улицы | |
Звуковая культура речи | звуки | Развитие фонематического восприятия на основе различения звуков по твердости-мягкости «С – СЬ», «З - ЗЬ»; звонкости-глухости «С – З» Выделение гласного и согласного звука в прямом и обратном слогах Определение ударного гласного в слове. Определение первого и последнего звука в слове. | Согласный звуки «Ш» Выделение гласного и согласного звука в односложных словах Развитие навыка звукового анализа и синтеза | |
Психологическая база речи | восприятие | Развитие восприятия части целого Развитие навыка ориентировки на листе бумаги | Развитие зрительного восприятия контурного изображения | Развитие пространственных представлений (на листе бумаги, на доске) |
мышление | Развитие мыслительной операции сериации по возрасту | Развитие родо-видового обобщения | Развитие словесно-логического мышления | |
память | Развитие слуховой памяти на линейный ряд | Развитие слуховой памяти на линейный ряд | Развитие зрительной памяти на линейный ряд | |
психомотор | Этюды на выполнение серии движений по словесной инструкции | Развитие и коррекция эмоциональной сферы | Развитие выразительности жеста (высокие дома, широкие улицы, большие окна) |
АПРЕЛЬ
Лексическая тема | ТРАНСПОРТ ПДД | ПРОФЕССИИ | ВЕСНА ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ | |
Лексико-грамматический строй речи | Употребление в речи приставочных глаголов (заехал, поехал, выехал) Употребление существит. в Т.п. с предлогом «над», «под» (самолет летит над городом, над школой) Уточнение значений обобщающих слов | Употребление существительного в Т.п. ед.ч. (летчик управляет самолетом, шофер машиной) Уточнение значений обобщающих слов | Согласование прилагат. с существительными в роде, числе, падеже а) с основой на тв. согласн. (солнечный, солнечного); б) с основой на мягкий согласный (весенняя, весенний, весеннего) | |
Связная речь | Развитие диалогической формы речи. Составление рассказа по теме с придумыванием конца. Учить составлять простые распространенные предложения из 5-7 слов; предложения с противительным союзом «а». Учить выделять предлог как отдельное служебное слово | Составление рассказа по собственным рисункам и наблюдениям. Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий | ||
Наблюдения Опыты | Моделирование дорожных ситуаций | Экскурсии в прачечную, в столовую, кухню, медицинский блок. | Опыты: прорастание зеленого лука. Посадка семян для клумб, огорода Наблюдение, как набухают почки, распускаются листья | |
Звуковая культура речи | звуки | Дифференциация «С – Ш» Анализ и синтез односложных слов (мак, дом, кот…), Выбор графической схемы к соответствующему слову | Согласные звук «Ж» Дифференциация «З – Ж» Анализ и синтез односложных слов по тв. – мягкости (лук- люк) Выбор графической схемы к соответствующему слову | Согласные звуки «Л – ЛЬ» Анализ и синтез слогов и слов, преобразование прямых и обратных слогов. Выбор графической схемы к соответствующему слову |
Психологическая база речи | восприятие | Восстановление целостного изображения по прямым и ломаным линиям | Развитие зрительного восприятия части и целого | Развитие зрительного восприятия, данного в затрудненной экспозиции |
мышление | Развитие сравнения (самолет – птица) Обобщение по слову, виду, назначению | Развитие словесно-логического мышления | Развитие сравнения (лужа – ручей, дождь – капель) | |
память | Развитие объёма зрительной памяти | Развитие слуховой памяти на линейный ряд | Развитие долговременной зрительной памяти | |
психомотор | Развитие и коррекция эмоциональной сферы | Развитие памяти физических действий Развитие выразительности жеста | Развитие выразительности жеста, мимики (снегурочка растаяла) |
МАЙ
Лексическая тема | ДЕНЬ ПОБЕДЫ | ЖИВОТНЫЕ ДАЛЬНИХ СТРАН | ЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ | ||
Лексико-грамматический строй речи | Развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Употребление предлогов «на», «под», «в», «за», обозначающих пространственное расположение предметов. Учить образовывать притяжательные прилагательные (львиный, тигриный, слоновый) | Усвоение антонимов. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе (красный мак, высокая ромашка) | |||
Связная речь | Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи (писал письмо – написал письмо, встречал солдата – встретил солдата, делал памятник – сделал памятник) Составление рассказов по теме с придумыванием конца, начала. Составление рассказов с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Разучивание стихов к празднику | ||||
Наблюдения Опыты | Экскурсия к МОНУМЕНТУ СЛАВЫ, рассматривание картин, орденов и медалей | Экскурсия в зоопарк с родителями | Высадка рассады в клумбы, на огород | ||
Звуковая культура речи | звуки | Согласные звуки «Р – РЬ» Развитие анализа и синтеза слогов, односложных слов Закрепление понятий «гласный звук – согласный звук» | Подбор слов с заданным количеством звуков Определение последовательности звуков в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука Дифференциация звуков по месту образования: «С-Ш», «З-Ж», «Р-Л» Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога | ||
Психологическая база речи | восприятие | Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений | Развитие зрительного восприятия в затрудненной экспозиции | ||
мышление | Развитие словесно-логического мышления | Развитие сравнения, сериации, обобщения | |||
память | Развитие объема слуховой памяти, памяти на линейный ряд | Развитие объёма зрительной памяти | Развитие зрительной памяти на линейный ряд | ||
психомотор | Развитие навыка согласования движения и речи | Развитие выразительности жеста, мимики | Развитие памяти физических действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»
Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»
Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...
Перспективное планирование в старшей группе тематической недели: «Неделя здоровья».
Перспективное планирование...

Тематическое планирование в старшей группе. Тематическая неделя «Праздник знаний»
Вторник 01.09.2020 ...

Тематическая неделя «Космос», старшая группа. Календарное планирование.
Планирование организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей, а также образовательной деятельности в режимных моментах. В пл...