НОД по развитию лексико-грамматических категорий: "В гостях у трех поросят"
материал по логопедии (старшая группа)

Чеха Юлия Алексеевна

Непосредствеено-образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников по сценарию: "В гостях у трех поросят".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "В гостях у трех поросят"25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и молодёжной политике

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №66»

Энгельсского муниципального района Саратовского области

Сценарий НОД

по формированию фонетической стороны речи

для детей старшей группы

с нарушением зрения

«В гостях у трёх поросят»

Составила учитель -  логопед

первой квалификационной категории

Чеха Юлия Алексеевна

Энгельс, 2015 год

Сценарий НОД учителя-логопеда

по формированию фонетической стороны речи

 у старших дошкольников с нарушением зрения

на тему:

«В гостях у трёх поросят»

Цель: познакомить детей со звуком Н и буквой ЭН.

Задачи:

- учить детей чётко произносить звук Н;

- уточнить характеристику звука Н;

- учить детей выделять первый и последний согласный звук Н;

- учить грамматически правильно строить предложения с предлогом НА;

- познакомить детей с буквой ЭН;

- закрепить значение слова напрямик;

 - развивать фонематический слух детей;

- развивать правильное физиологическое дыхание;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать общую и мелкую моторику детей;

- развивать координацию движений;

- воспитывать внимание к слову педагога;

- воспитывать внимание к собственной речи;

- прививать интерес детей к сказочному сюжету.

Оборудование. Три домика для поросят (соломенный, деревянный, кирпичный с отдельными кирпичами). Картинки на каждого ребёнка  с изображениями на звук Н. Листики с жучками. Фартук красно-синего цвета. Поляна с цветами и грибами. Четыре чёрно-белых поросёнка и три цветных поросёнка. Ковролин с половинками букв. Дощечки с разноцветными резинками. Таблица гласных и согласных звуков. Дуб с жёлудём. Объёмная буква ЭН с мандаринами. Три мягкие игрушки: утка, петух, поросёнок. Два подноса. Запись фонограммы: «Песенка трёх поросят», «Зелёные ботинки», «Лирическая музыка». Мультимедиа с видеозаписью.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте, Юлия Алексеевна.

Дети, послушайте внимательно песню.

(звучит песня из мультфильма «Три поросёнка»)

Чья это песня?

Песня трёх поросят.

Как их звали?

Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.

Ребята, давайте найдем  поросят в разных шортах.

(дети находят глазами всех поросят, которые находятся в помещении на стенах).

А теперь хотите с ними познакомиться? (Да)

Найдите глазками поросёнка в синих шортах. Его зовут Ниф-Ниф.

Найдите глазками поросёнка в красных шортах. Его зовут Нуф-Нуф.

А теперь последнего поросёнка в зелёных шортах. Как вы думает, как его зовут? (Наф-Наф)

Правильно.

А теперь встаньте так, чтобы я оказалась позади вас.

  1. Характеристика звука Н.

Сегодня мы с вами побываем в гостях у трёх поросят. И будем изучать звук Н.

Ребята, какой первый звук в кличке Наф-Нафа?

Первый звук в кличке – Н.

Где находится язык, когда мы произносим звук Н?

Язык прижат к верхним зубам.

Напряжённо, языком

На десну, наверх нажмём.

Ребята, попробуем спеть звук Н, поётся?

Звук Н – не поется.

Если звук Н не поется, значит - он какой?

Согласный, потому что не поется.

И каким кружком обозначается? (Синим)

Никита, какой первый звук в кличке Нуф-Нуфа?

Первый звук – Н.

А теперь проверим, дрожит ли у нас горлышко, когда мы произносим звук Н?

Дрожит.

А если оно дрожит, значит - звук Н какой,  звонкий или глухой?

Звук Н – звонкий, потому что горлышко дрожит.

Правильно. Таня, расскажи какой звук Н.

(дети рассказывают все, что знают о звуке Н по очереди).

Правильно, молодцы.

А теперь, повернитесь, чтобы сзади вас была доска.

  1. В гостях у Ниф-Нифа.

Ребята, а из чего строил Ниф-Ниф свой дом?

Ниф-Ниф строил свой дом из соломы.

Правильно. Давайте отправимся в гости к Ниф-Нифу по дорожке напрямик. Ребята, напрямик – это как нам надо пойти?

Мы пойдем прямо.

А в слове напрямик , какой нам встретился звук?

Согласный звук Н. Он находится в начале слова.

Идём напрямик за Сашей.

Ребята, мы пришли в гости к Ниф-Нифу, к соломенному домику. А возле дома растёт дуб. А на дубу, что растёт? (желуди).

Да, ребята, поросята очень любят кушать жёлуди. И Ниф-Ниф оставил в Жёлуде нам задание (педагог достаёт из жёлудя лист с заданием).

Слушайте задание внимательно: нужно хлопнуть один раз в ладоши, когда услышишь звук Н.

Н, М, П, К, Т, Н,П;

АН, ОМ, ОН, УН, УК, ИН, ЫН;

СЛОН, ГРОМ, НОС, МАША, БАРАН, СТАКАН, НОЖНИЦЫ.

Молодцы, справились с заданием Ниф-Нифа.  

  1. В гостях у Нуф-Нуфа.

Ребята, вот мы побывали в гостях у Ниф-Нифа, а теперь нас ждёт в гости поросенок Нуф-Нуф.

А теперь ваши глазки должны найти деревянный домик Нуф-Нуфа. Посмотрите вокруг, и глазками покажите домик. Ребята, в гости к Нуф-Нуфу мы должны пойти напрямик.  Это как мы должны пойти? (прямо).

Правильно, пойдем прямо за Викой к деревянному домику. Вот мы и пришли в гости к Нуф-Нуфу. Чтобы узнать дорогу к последнему поросёнку нам нужно выполнить ещё одно задание.

Ребята, посмотрите, поросёнок мне оставил вот такой дом.

Посмотрите, это-дом,

С крышей, стенами, окном.

А окошко не простое

В нём карманчики большие

А в карманах будут жить

Будут картинки с нами дружить.

(педагог надевает на себя фартук в виде дома двух цветов: сине, красный)

Ребята, этот дом двух цветов, каких? ( синего и красного).

Правильно, ребята, в этом доме жили картинки, но они все разбежались, пусть каждый возьмёт по картинке, определит - есть ли в его слове звук Н или нет. Картинки в названии которой, есть звук  Н - в какой кармашек поселим?

В синий.

Почему? (потому что, звук Н – согласный).

Правильно, а картинки , где первый звук – гласный,  поселим в какой кармашек? (В  красный).

Правильно (дети берут по картинке: слон, павлин, ножницы, нос, аист, нож. Подходят к педагогу и расселяют картинки в карманы, при этом объясняя почему).

Лиза, что у тебя изображено на картинке?

У меня на картинке нарисован Павлин. В этом слове есть звук Н. Он согласный и находится в конце слова.

Молодцы, расселил все картинки.

  1. Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика.

Ребята, мы побывали в гостях уже у двух поросят, и выполнили много заданий. А теперь давайте станцуем «Танец поросят».

(звучит песня «Зелёные ботинки», дети танцуют)

Молодцы! Ребята, посмотрите -  Вот поляна! (подходим к поляне с цветами и грибами).

На поляну приглашаю.

Дай-ка в глазки погляжу,

И детишкам расскажу.

Здесь на этой-то полянке

Захотели жить жучки.

Ну, а мы с вами поможем

И расселим тут жучков.

Ребята, пусть каждый аккуратно возьмёт, двумя руками по листику с жучками.

Посмотрите, что нужно сделать (показ педагога).

Нужно сделать энергичный вдох носом, и дуть длинным выдохом на жучков не раздувая щёк.

А теперь поднесите листик с жучками ко рту, сделайте вдох носом и выдыхайте через рот – дуя на жучков, не раздувая щёк.

Вот мы и расселили наших жучков на полянку. Укроем их листиками, чтобы они не замёрзли (выходим с поляны).

  1. В гостях у Наф-Нафа.

А теперь нас ждёт в гости поросёнок Наф-Наф.

(видео-обращение Наф-Нафа на мультимедиа с просьбой о помощи)

Ребята, я строю каменный дом,

Но кирпичи у меня закончились

Вы мне поможете достроить дом?

Помогите, пожалуйста!

Ребята, ну что поможем  достроить Наф-Нафу каменный дом? (да, поможем).

Кирилл, прикрепи кирпич на крышу. Куда ты прикрепила кирпич?

Я прикрепила кирпич на крышу.

Ребята, в этом предложении есть маленькое слово, какое? (НА).

Правильно. Какой первый звук в слове НА? (первый звук Н).

Саша, прикрепи кирпич на стену.

Никита, приврепи кирпич на крыльцо.

Кристина, прикрепи кирпич на стену.

Настя, прикрепи кирпич на крышу.

 На стену.

 На крыльцо.

(дети, прикрепляя кирпичи, проговаривают полное предложение)

Молодцы, помогли Наф-Нафу достроить крепкий каменный дом.

  1. Знакомство с буквой Н.

Ребята, мы с вами побывали в гостях у всех трёх поросят, и они нам оставили вот такую большую, красивую букву Н.

(дети подходят к  столу возле окна)

Н похожа на насест

Есть, где курочке присесть.

Две прямые палочки

Вертикально проведи,

Линией прямою их соедини.

Посмотрите, сколько элементов  в  букве Н?

(дети считают вместе с педагогом по указке палочки. Буква Н состоит из трёх палочек).

Правильно, три. Давайте носиком нарисуем букву Н.

Ребята, хотите подарить каждый поросятам свою букву Н?

Вика, Кристина, Настя будут составлять букву из двух половинок (педагог осуществляет индивидуальный подход). Все остальные выкладывают букву Н из разноцветных резиночек. Ребята, мы выложили какую букву?

Я выложила букву Н.

(педагог собирает буквы на поднос)

  1. Упражнение на снятие зрительного утомления с глаз.

(звучит медленная мелодия)

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая.

Замедляется движение,

Исчезает напряжение,

И становится понятно

Мышцы не напряжены

И расслаблены

(в это время дети ложатся на ковер)

И увидели мы сны,

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Поросята начнут хрюкать, -

 Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Слушаем разные звуки и откроем глазки тогда, когда услышим хрюканье поросёнка.

(педагог-помощник  включает музыкальные игрушки со звуками животных: утка, петух и поросёнок, дети услышав звук поросенка – встают)

  1. Итоги занятия.

Ребята, вам понравилась наша прогулка?

У кого мы были в гостях?

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось больше всего?

( полные ответы детей)

Молодцы. Наша прогулка закончилась, и на память три поросенка оставили нам гостинцы. А гостинцы, вы не поверите - находятся в букве Н.

(педагог разворачивает букву Н,  достаёт мандарины и раздает детям)

Ребята, что это? (Мандарин)

А какой последний звук в этом слове?

Последний звук в слове мандарин – звук Н.

Правильно,  вы все старались, можете отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию математических представлений «В гостях у трех поросят»

   Учить детей работать по схеме, ориентироваться на листе бумаги, используя сюжет знакомой сказки для повышения интереса к выполнению счетных измерительных действий....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"

Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих  группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

дидактический материал для развития лексико - грамматических категорий у детей 5-7 лет " в гости к ёлочке и Деду Морозу"

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи.Предназначается воспитателям старших и подготовит...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий "В гостях у весны."

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий "В гостях у весны."...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»

Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....