Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих группу компенсирующей направленности от 5 до 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/konspekt_0.docx | 337.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
учить детей составлять описательные рассказы по теме «Одежда»
Задачи:
Область коммуникация: обогащать и активизировать словарь по теме «Одежда», развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы об одежде по плану, совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные.
Область познание: закреплять умение определять материал, из которого изготовлен предмет, развивать внимание, память, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к одежде.
Область физическая культура: развивать общую и мелкую моторику
Область «Чтение художественной литературы»: формировать умение внимательно слушать стихотворение, уметь делится впечатлениями о прочитанном ранее, комментировать поступки литературного персонажа.
Область социализация: воспитывать у детей толерантное отношение друг к другу, навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Ход занятия:
Вступление:
Л: Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. А теперь откроем глаза и улыбнемся друг другу. Я вижу, что у всех хорошее настроение.
1. Основная часть
Дети вместе с логопедом подходят к экрану.
Логопед: Послушайте стихотворение.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
На экране появляется изображение дерева.
-Ребята, вы знаете, как называется это стихотворение? (Чудо-дерево)
-А кто его написал? (К.Чуковский)
- Ребята, а если это чудо-дерево, как про него можно сказать, какое оно?
(Сказочное, волшебное).
- Да ребята, поэтому иногда предметы на нем исчезают, а вместо них появляются новые. Посмотрите - исчезли. Только новые предметы на нем почему-то не появились, да и само дерево уменьшилось. Наверное, у него вся волшебная сила закончилась. Хотите ему помочь?
- Для этого нужно выполнить задания.
А хотите узнать, какие предметы должны были появиться на дереве? Для этого нужно загадки отгадать.
Две штанины и резинка -
Очень странная картинка.
Где же зад, а где перед?
Кто же сразу разберет?
(брюки)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)
Может быть прямой она,
Может – расклешенной.
Может быть любого цвета,
Красной и зеленой.
Может складочки иметь,
Кружево, оборки.
Носят ее бабушки,
Женщины, девчонки.
(юбка)
Греет он шею холодной зимой,
Мягкий, пушистый
И шерстяной.
(шарф)
Я как зонт – не промокаю,
От дождя вас защищаю
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое?
(плащ)
- А как все эти предметы можно назвать одним словом? Одежда
Значит, на нашем дереве должна была появиться одежда. Но не появилась, потому что сила дерева иссякла. Придется нам самим одежду искать. А где люди приобретают одежду? (В магазине. )
-Отправляемся в магазин, а по дороге будем задания выполнять, чтобы дереву помочь.
Д/И «Цветик-разноцветик»
-Посмотрите, какой необычный цветик - разноцветик. Давайте его внимательно рассмотрим. Усаживайтесь поудобнее на коврик.
- А из чего сделаны его лепестки? (Из ткани) А какого цвета бывают ткани?
- А зачем людям нужна ткань? Пусть каждый возьмет себе лепесток, который ему понравился. Расскажите, как называется эта ткань и что из нее можно сшить.
- Это джинс, из него можно сшить джинсовую рубашку и т.д.
- Молодцы ребята, давайте прикрепим наши лепесточки к доске так, чтобы опять получился цветок. Посмотрите, мне кажется, наше дерево чуть-чуть подросло, наверное у него немного волшебной силы прибавилось.
А сейчас, мы поиграем с вами в игру «Собери одежду»
Каждому ребенку раздаются детали одежды. Логопед спрашивает, как они называются.
Дети ходят по кругу и читают стихотворение:
У одежды есть карманы,
рукава и воротник,
Замок, полочки, манжеты
- получился пуховик!
Дети подбегают к доске и собирают куртку из деталей.
Как хорошо, что вы смогли так быстро справиться с заданием и мы можем двигаться дальше. Да и наше дерево еще немного увеличилось.
Д/И «Волшебный мешочек»
Ой, что это тут стоит? Какой-то мешочек. Интересно, что там внутри? Наверное, это наше следующее задание. Подходите поближе, опускайте ручку в мешочек и попробуйте угадать, кому какая одежда досталась. А потом назовите, какая эта одежда мужская, женская или детская.(Дети прикрепляют предметы одежды к доске)
- Все ребята правильно справились с заданием. Посмотрите, наше дерево стало почти таким - же, каким оно было раньше.
А это кто тут сидит? На столе сидит кукла в мятой и грязной одежде
Вы не знаете? Кажется, я догадалась. Это мальчик из другого произведения Чуковского. Как называется это стихотворение? (Мойдодыр) А что с ним произошло? Он был грязнулей и не хотел мыться. Посмотрите, на его одежду. Какая она? Грязная, мятая. Давайте ему расскажем, как нужно правильно за ней ухаживать. Те дети, которые выберут картинку с изображением ладони скажут, скажут что нужно делать с одеждой, а у кого ладонь будет зачеркнута - что нельзя. Дети прикрепляют изображение ладоней к доске. А сейчас мы нашему грязнуле поможем.
Физминутка
Воду в тазик мы налили
И одежду намочили
Мылом мылили, стирали,
Хорошенько полоскали,
А теперь все отожмем,
Хорошенечко встряхнем,
Развесим на веревку,
Прищепкой щелкнем ловко!
А подсохнет – что потом?
Все погладим утюгом! (дети выполняют имитирующие движения)
Ну вот, посмотрите на нашего грязнулю – какой он стал чистый и аккуратный!
А наше чудо-дерево опять стало большим и красивым! Идем дальше.
Вот и магазин. Я буду продавец, а вы покупатели. А чтобы одежду купить, вам надо про свою одежду рассказ придумать, а помогут вам наши картинки.(Выполнив все задания дети составили схему описательного рассказа)
Дети по очереди составляют описательные рассказы об одежде.
-Ребята, вы очень хорошо постарались, ваши загадки были очень интересные. И одежду для дерева вы смогли купить.
А наше дерево готово показать нам свое волшебство.
Ты друг другу улыбнись,
А одежда появись.
Ведь наши улыбки – это настоящее чудо!
Давайте все вместе!
Одежда появляется на дереве.
Итог: Ребята, какое интересное занятие у нас сегодня было!
А в какие игры тебе понравилось играть?
А что интересного вы узнали на занятии?
А что было трудно?
А кому ты расскажешь о нашем занятии?
Чудо-дерево благодарит вас за то, что вы ему помогли и ждет вас в следущий раз, с новыми чудесами. Оно дарит вам чудо-кустик (Деревце изготовлено из конфет) Вы отнесете его в группу, возьмете себе конфеты и угостите остальных ребят в вашей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект + презентация непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий, интоннационной выразительности и развитию связной речи в театрализованной деятельности у дошкольников на сказке "Теремок"
Презентация к конспекту фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР по теме «Дикие животные» по развитию лексико– грамматическ...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей 5-7 лет с задержкой психического развития на тему "Мой родной город Алексин"
Обобщить знания детей по теме «Мой родной город - Алексин"....
Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми подготовительной группы
Активизация и актуализация словарного запаса. Формирование навыка в образовании и употреблении приставочных глаголов. Совершенствование навыков в согласовании разных частей речи в числе, роде и ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...