Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий "В гостях у весны."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий "В гостях у весны."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_vesny.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 52 комбинированного вида г. Орла

Конспект НОД

по развитию лексико-грамматических категорий

"В гостях у весны."

                   Учитель-логопед  

Стремоухова М.А.

Орел  - 2016

Задачи:

  • Активизировать и обогащать лексический словарь по теме "Весна".
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их взаимосвязи.
  • Формировать практические навыки словообразования и словоизменения существительных.
  • Закреплять умение составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.
  • Закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

  • Развивать интонационную сторону речи: дыхание, силу голоса.
  • Развивать общую моторику, произвольное внимание и зрительную память.

  • Воспитывать вежливое отношение друг к другу.
  • Воспитывать умение слушать, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать в беседе очередность, продолжить формирование умения работать группой.
  • Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Оборудование:

мяч, магнитофон с фонограммой "пение птиц", письмо весны, картинки с изображением примет весны, картинка "Нелепицы", микрофон, цветок-сюрприз.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются).

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра. Поможет нам в этом воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра).

Дети: Доброе утро, Машенька и т.д.

2. Отгадывание загадки.

Логопед: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? (Логопед читает стихотворение-загадку).

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…

Дети: Весна.

Логопед: Правильно, пришла весна. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

Ребята, давайте отправимся в гости к весне в весенний лес.

Логопед: В какой лес мы пойдем?

Дети: Мы пойдем в весенний лес.

Логопед: Какую одежду мы наденем?

Дети: Мы наденем весеннюю одежду.

Логопед: Какое солнышко нам будет светить в пути?

Дети: Нам будет светить весеннее солнышко.

3. Координация речи с движением.

Логопед: В путь. (Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения).

Ребята весело шагают
И ноги выше поднимают.
Поставят руки на бочок
И по тропинке – скок-поскок.
Смотри! Болото впереди!
По кочкам надо нам пройти.
Бежит тропинка через лес
И вьется, словно змейка
Попробуй быстро пробежать
И не упасть сумей-ка.
К весне ребята спешат,
Знакомым «Здравствуй» говорят.

4. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Вот мы и в лесу. (Звучит пение птиц)

Давайте подышим весенней свежестью.

(Вдох через нос, выдох через рот. Губы трубочкой, щёки не надувать, плечи не поднимать).

5. Сюрпризный момент – письмо весны.

Логопед: Вот и пришли мы в гости к весне. Вот ее дом (стучит в дверь), ребята, никто не открывает нам дверь. Посмотрите, на двери висит письмо давайте, прочтем его.

Логопед: читает письмо: «Ребята, для того чтобы дверь открылась, вы должны выполнить мои задания. Весна»

Логопед: Ребята, весна нам приготовила задания, давайте, выполним их.

6. Игра "Приметы весны".

Логопед: Вот и первое задание.

Назовите приметы весны. А помогут вам в этом картинки. (Дети выбирают картинку, называют примету весны: солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, день становится длинней, а ночь короче, звенит капель, появляются первые цветы, висят сосульки и т.д. Логопед закрепляет картинки на доске).

7. Игра "Скажи наоборот".

Логопед: А вот и второе задание.

Вспомните, какое время года было перед весной?

Дети: Зима.

Логопед: Давайте сравним эти времена года.

Зимой снег чистый, а весной…(грязный)

Зимой дни холодные, а весной…(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)

Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)

8. Игра с мячом "Назови ласково".

Логопед: У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково.

Солнце - солнышко,

ручей - ...,

лужа - ...,

ветер - ...,

трава - ...,

скворец - ...,

дерево - ...,

цветок - ....

9. Физминутка.

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Я — подснежник, ты — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре —

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять —

Будем в солнышко играть.

Мы — веселые лучи.

Мы резвы и горячи.

Дети становятся в.круг.

Расходятся,

бегают,

снова становятся в круг.

10. Упражнение "Нелепицы".

Логопед: Посмотрите на картину, её нарисовал рассеянный художник, он хотел изобразить весну, но другие времена года ему мешали. Что же на картине нарисовано не верно? (дети исправляют ошибки, называя их: весной нет яблок на деревьях; весной не катаются на лыжах; весной у зайца шубка серая, а не белая; весной дети не купаются в реке; весной распускаются подснежники, а не ромашки)

11. Упражнение "Закончи предложение".

Логопед: Следующее задание весны. Закончи предложение словом весна.

Наконец пришла…весна.

Долго не было…весны.

Мы долго ждали …весну.

Мы рады…весне.

Мы знаем стихи о…весне.

Мы поем песни о …весне.

12. Выход весны.

Логопед: Вы справились со всеми заданиями. Давайте позовем Весну. (дети зовут весну).

Выходит Весна читает стихотворение.

Весна:

Знаю, ждут меня повсюду,

Всем на свете я нужна…

Приношу я радость людям,

А зовут меня – Весна!

Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие!

13. Подбор прилагательных к слову весна.

Логопед: Весна, разреши детям сделать тебе комплименты (дети передают друг другу микрофон и говорят комплименты)

Дети: Весна ты яркая, веселая, долгожданная, добрая, цветущая и т.д.

Весна:

Спасибо, ребята за все комплименты,

А я подарю вам цветок интересный

Его от меня в благодарность возьмите

И в нем для детей угощенье найдите

Теперь же мне с вами прощаться пора.

До встречи, до встречи, друзья!

Логопед: Скажите спасибо Весне. А нам пора возвращаться в сад.

Закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, в садик нам пора опять.

14. Подведение итогов. Оценка работы детей

Логопед: Вот мы снова в детском саду. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи "Мой Мишка"

Конспект занятия по активизации, обогащению словаря по теме "Одежда", развитию грамматической стороны речи, развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики, выразительности речи для младших дошкол...

Презентация и конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Ранняя весна"

Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми по теме "Ранняя весна". Цель занятия: обогащать активный словарный запас детей, развивать умение составлять р...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"

Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»

Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....

НОД по развитию лексико-грамматических категорий: "В гостях у трех поросят"

Непосредствеено-образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий у старших дошкольников по сценарию: "В гостях у трех поросят"....

Конспект занятия в средней группе по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Весна"

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи (закрепление предлогов на, в, с в экспрессивной речи; уточнение знаний детей о временах года, приметах весны)Задачи:Образовате...