ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья по логопедии

Елина Юлия Николаевна

Использование нетрадиционных методов в работе логопеда учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рекомендации Воспитателям и специалистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_netraditsionnyh_metodov.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ  МЕТОДОВ

В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Учитель-логопед

Елина Юлия Николаевна

Работая в специализированном учреждении для детей с отклонениями в развитии, хочется обратить внимание на тот факт, что в последние годы наблюдается устойчивый рост количества детей с речевой патологией. Причем, характер речевых нарушений стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: нарушения речи у детей сопровождаются нарушением развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, общей и мелкой моторики, отягощено психиатрической составляющей в структуре дефекта.

В данной ситуации актуальным становится выбор системного комплексного подхода к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка.

В коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда  с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, все большее значение приобретает использование  инновационных технологий. Их внедрение  подразумевает использование традиционных, проверенных временем и практикой методы, но в тоже время делает процесс коррекции речи более разнообразным и интересным.  И, как следствие, способствует достижению ребёнком максимально возможных результатов с учётом его   индивидуальных особенностей.

В специальной литературе, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми.

Под понятием «нетрадиционные формы» подразумевается  комплексный процесс создания, внедрения и использования нового практического материала. Использование таких методик положительно сказывается  на восстановлении умственной и физической работоспособности ребёнка, снижении усталости, вялости, астенического синдрома. Кроме этого обладает  профилактическим эффектом при нарушениях мозгового кровообращения, способствует устранению бессонницы, нервозности, снижает уровень нервного напряжения и тревожности.

Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми хотелось бы отметить те, которые  в большей степени оказались  эффективными в моей профессиональной деятельности.

Аурикулотерапия – это система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы человеческого организма.  Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.   На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж быстро мобилизует силы организма. В результате можно моментально поднять общий тонус нервной системы, снять утомление, "пробудить" к работе все внутренние резервы. Движения по часовой стрелке "пробуждают" и активизируют мозг. В противоположном направлении - успокаивают и умиротворяют.

Также в работе широко  использую  комплекты Су-Джок: массажные шарики и колечки. Эффективность применения этого метода неоднократно доказывают исследования современных педагогов. Многие пальчиковые игры становятся интереснее, увлекательнее для детей, если мы прибавляем к их традиционному исполнению массажные шарики и колечки.

Пальминг - пассивное расслабление. Это  древний и самый эффективный способ отдыха глаз, позволяющий также добиться общего расслабления тела и устранения психического напряжения (стресса), а также остаточных напряжений мышц лица.

Принцип работы пальминга  и его эффективность заложена в 3 составляющих, которые помогают снять усталость, стресс и восстановить зрение: энергия рук, успокаивающее тепло, абсолютная темнота. Положительный эффект упражнения достигается за счет тепла и энергии рук. Регулярное проведение этого упражнения благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка, позволяет снизить уровень тревожности, снять мышечное напряжение в теле и органах артикуляции.

Ещё одним нетрадиционным методом в работе логопеда является жонглирование.         Жонглирование активизирует взаимодействие обоих полушарий головного мозга, что стимулирует развитие речи, способствует развитию  координации движений, а также ловкости, силы и выносливости, и очень благоприятно воздействует на нервную систему.                                                            

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.        Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки. Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей  и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для коррекции двигательных и речевых расстройств.

Таким образом, благодаря использованию  таких нетрадиционных методов и приёмов у детей  пробуждается интерес к занятиям, формируется умение понимать словесные инструкции. Развиваются   темпо-ритмическая, интонационная и слоговая структуры речи, фонематические  процессы, внимание, память, усидчивость, обогащается  словарный запас, формируется  связная речь.

Представленные Вам формы работы, методы, приёмы носят системный характер, регулярное  их использование на занятиях, развивает познавательный интерес и вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.»

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи...

Использование ИКТ в работе логопедов ДОУ с детьми с ОВЗ.

   Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие информационно-комму-никативных те...

Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить пр...

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Игры Воскобовича в логопедической работе с детьми с ОВЗ...

Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

Методика «Расскажи стихи руками» широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющими речевые недостатки. Целью занятий является развитие речи и мелкой моторики (то...

Использование ИКТ в работе логопеда с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ в работе логопеда в работе с детьми ОВЗ...

презентация на тему: использование самомассажа в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР

Массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи и работоспособностьмышц массируемой части тела....