Использование кинезиологических упражнений в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике по теме

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспеваемости в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кинезиологические упражнения111.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития—это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия полушарий—это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левыми полушариями. Выделяют три основных типа организации мозга:

  1. левополушарный тип—определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие отвечает за письмо, счёт, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. Информация, поступающая в левое полушарие, обрабатывается медленно.
  2. правополушарный тип—определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.
  3. равнополушарный тип—отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.

Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое.

При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.

Программы обучения с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичными. Поэтому нейропсихологи считают, что правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга.

Что же такое межполушарные связи?

Это пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающих целостность работы головного мозга. Называется этот пучок мозолистым телом, находящимся в теменно – затылочной части, состоящим из 200 млн. нервных волокон.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет.

Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах. Следовательно, одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте.

Половые различия заключаются, прежде всего, в темпах созревания центральной нервной системы.

Девочки рождаются более зрелыми детьми, чем мальчики. К 7-ми годам у девочки головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков к обучению определяется только к 8 годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности 7-летний возраст, независимо от половой принадлежности.

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в 6 лет, то у девочек ее нет даже в 13. Например, при осмыслении слов мальчики пользуются преимущественно левым полушарием, девочки – обоими. Для мальчиков характерна высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Девочки часто думают обо всем сразу и ни о чем одновременно, могут выполнять несколько видов деятельности сразу.

Меньшее количество межполушарных связей у мальчиков объясняет тот факт, что их стрессоустойчивость значительно ниже, чем у девочек. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию их мозолистого тела. Утомление так же неодинаково сказывается на работе мозга детей разного пола. У мальчиков при этом больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому в школе девочки успешнее обучаются. В наиболее выгодных условиях находятся левополушарные девочки, а правополушарным мальчикам совершенно не подходят существующие методики и программы. Они более подвержены возникновению школьной дезадаптации и стрессу.

Начало обучения ребенка счету, чтению, письму может явиться причиной нарушения развития нервных сетей в правом полушарии. Дело в том, что энергия мозга конечна. Если ребенок развивается в правом полушарии, а его начинают обучать знакам (функция лобных отделов левого полушария), то он перестанет «простраивать» нервные сети в правом полушарии и начнет развитие в левом. Так возникают минимальные мозговые дисфункции (ММД)

Желание родителей вырастить из ребенка вундеркинда, формируя у него раннюю информационную готовность, может обернуться формированием ММД. Особенно это относится к мальчикам.

   В Дании при обучении чтению и письму, поощряется написание ребенком историй при помощи каракулей, которые может «прочитать» только он сам. «Чтение» ребенком своей истории всегда насыщено эмоциями, яркими образами и чувствами. Учитель выделяет самый яркий образ в истории и предлагает написать его на доске и в тетрадях. Это слово можно вписать среди всех остальных каракулей. Так ребенок может выучить целое слово без усилий. Устанавливается эмоциональная связь между словом и образом. Известно, что в лимбической системе память и эмоции связаны. Кроме того, ребенок запоминает целостным способом, что соответствует правополушарному этапу развития в онтогенезе. Дания гордится своей 100% грамотностью.

Отечественная система обучения грамоте делает ставку на левое полушарие, которое в этом возрасте еще не достаточно развито. Буквы изучаются отдельно по алфавиту, не используются эмоциональные связи, целостное восприятие, ритмичное движение. Все это противоречит естественному развитию мозга. Часто используется механическое запоминание, что не требует глубинного понимания, мышления и активизации всего мозга. Мышление и учение необходимо закреплять конечным смыслом и обязательно движением!  Для подтверждения этой мысли процитируем Павлова И.П.: «Любая мысль заканчивается движением».

К закрепляющим движениям можно отнести проговаривание информации вслух, прописывание на бумаге, перебирание четок, ритмичные постукивания и покачивания и даже жевание и вязание. Движение во время обучения способствует лучшему запоминанию. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно - развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

  Произвольное запоминание огромного объема информации ребенком, тренировка навыков не являются эффективным способом успешного развития. Ниже приводится комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия.

  Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией.  Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

  Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать: ускорение темпа выполнения, выполнение упражнений со слегка прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля), подключение движений глаз и языка к движениям рук,  подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме проходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения.

Таким образом, в случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспеваемости.

Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения,
  • выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля),
  • подключение движений глаз и языка к движениям рук,
  • подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

  1. «Уши». Цель: энергетизация мозга. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх – наружу от верхней части к мочке уха 5 раз. Помассировать ушную раковину.
  2. «Колечко». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.

Пальчики

  1. «Кулак-ребро-ладонь». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом  левой, затем  двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Кулак-ребро

  1. «Лезгинка». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Лезгинка

  1. «Лягушка. Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправленно менять положение рук.
  2. «Замок». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет инструктор. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательно допускать движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

Змейка

  1. «Ухо-нос». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
  2. «Зеркальное рисование». Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля, элиминация зеркального восприятия.  Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Необходимо рисовать одновременно обеими руками  зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Литературные источники:

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

Самое главное в работе логопеда с детьми с ОВЗ - это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой....

Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в последнее время стали перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющими ...

Семинар: «Организация работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно и...

Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...