презентация на тему: использование самомассажа в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи и работоспособностьмышц массируемой части тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassam_1.pptx | 338.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой части тела , а также на эластичность суставов и связок.
Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком . Самомассаж является средством , дополняющим воздействие основного массажа . Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса денных мышц.
В отличии от логопедического массажа , проводимого логопедом , самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты.
Самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики.
Требования в проведению самомассажа: Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течении дня. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого . Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках , или лежать на ковриках или в кроватках (после дневного сна) .
Требования в проведению самомассажа Помещение должно быть хорошо проветренным; Одежда не должна стеснять движений; Обязательно вымыть руки и лицо ребенка; Направления движений всегда от переферии к центру, или к лимфатическим узлам; Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев; Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах); Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи; Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.
Основные приемы самомассажа: Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки; Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях; Разминание - смещение тканей с захватом – действие стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике; Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка , бывает прерывистая и непрерывная.
Процедура логопедического самомассажа проводится , как правило, по рекомендуемой схеме : массаж головы , мимических мышц лица, губ, языка.
Самомассаж мышц головы и шеи : 1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. 2. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке
Самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу . «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам. «Расческа» - поглаживание губ зубами. «Молоточек» - постукивание губ зубами. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы. «Погреем щечки» - растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях. « Пальцевый душ» - набрать воздух под щеки и легонько постукивать по ним кончиками пальцев. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам . «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж языка : 1. Поглаживание языка губами. 2. Пошлепывание языка губами. 3. Поглаживание языка зубами. 4. Покусывание языка зубами.
Игровой самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей.
Еще одним направлением в обучении детей дошкольного возраста приемам самомассажа является использование различных специальных и подручных приспособлений и природного материала ( массажных мячиков , шариков Су- Джок , массажных ковриком и щеток , а также орехов, прищепок, карандашей и т. п.). Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие , и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.
Ожидаемые результаты применения массажа : в образовательном направлении : усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы ) умение овладеть простейшими приемами; в оздоровительном направлении : расширение капилляров кожи; ускорение циркуляции крови и лимфы; усиление функций потовых и сальных желез; влияние на обменные процессы; улучшение подвижности связочного аппарата; побуждение к активности; в воспитательном направлении : тонизирующее влияние на центральную нервную систему; развитие положительных эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО МАССАЖА И САМОМАССАЖА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.»
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выделение продуктов распада, на сократи...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в условиях ПНДДС...
Кинезиологические упражнения и сказки в работе логопеда с детьми дошкольного возраста .
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, ре...
Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....
Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...
Видео картотека как способ развития связной речи в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
Видео картотека (мультипликационная) по лексическим темам.Работа с видеокартотекой происходит следующим образом: К сборникам мультфильмов подобраннных соответственно определенной лексическо...