Использование ИКТ в работе логопедов ДОУ с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие информационно-комму-никативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инно-вационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улуч-шить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование ИКТ в работе логопедов ДОУ с детьми с ОВЗ | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в работе логопедов ДОУ с детьми с ОВЗ.
учитель-логопед:
Мельникова Елена Владимировна
Введение
Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из социально и культурно обус-ловленного образовательного пространства. Социальная недостаточность таких детей непос-редственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть ко-торый можно средствами специально организованного и особым образом устроенного обра-зования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются тради-циионными способами. В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы обра-зования» (ИСО), основная цель которого – создание условий для системного внедрения и ак-тивного использования информационных и коммуникационных технологий в работе детско-го сада. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие информационно-комму-никативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инно-вационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улуч-шить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. Информациионно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информ-ацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им зада-ния, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компью-терные средства обучения. Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повы-шение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей. Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:
Области применения ИКТ для развития дошкольников:
Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специ-ального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной, то есть представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств кор-рекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ре-бенка с нарушениями речевого и языкового развития. В детском саду можно создать банк мультимедийных презентаций по разным направлениям работы: (социально-коммуникатив-ное развитие; познавательное развитие; речевое развитие). Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет доста-точно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек. Од-нако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников. Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:
Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе нужно создать опреде-ленные условия. С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Согласно действующим санитарно-эпидемиологическими нормами НОД на компью-тере с дошкольниками не должна быть более указанной ниже:
Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу занимать-ся на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся не-дельной усталости. В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз. Создание презентации для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реа-листичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фо-тографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное при-менение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает ин-терес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление. Зрительная гимнастика во время работы на компьютере: В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зритель-ные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (кар-тинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зритель-но-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера обязательна! Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Россий-ской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учеб-но-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования дея-тельности специалистов учреждений образования. Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:
Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкрет-ный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня раз-вития. Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:
Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здо-ровьесберегающим технологиям:
Проведение непосредственно-образовательной деятельности с применением мультимедий-ных презентаций – это мощный стимул в воспитании. Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в ра-боте всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специаль-ных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ог-раниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает созда-ние для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченны-ми возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования - является одним из основ-ных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональ-ной и социальной деятельности. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным тех-ническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-раз-вивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познаватель-ных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Литература:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста
Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том чис...
Статья "Использование мнемотехники в работе с речевыми детьми".
Чтобы развить творческую инициативу у детей, надо обучить их изображению отдельных объектов природы, поддерживать постоянный интерес, пробудить желание к самостоятельной работе, дать минимум знаний об...
Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...
Конспект занятия "Использование сказкотерапии в работе с заикающимися детьми"
УтоФормирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц· Коррекция дыхания (отработка правильного диафрагмального дыхания, ...
Использование ИКТ в работе психолога с детьми 2-3 лет
Представленное занятие даёт возможность использовать его как вариант осуществления развивающей работы с детьми раннего возраста с использованием ИКТ....
Консультация для педагогов: "Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми".
В данном материале вы узнаете об использовании пиктограмм в работе с неговорящими детьми....
Использование ИКТ в работе воспитателя с детьми и родителями
В статье описан опыт работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникативных технологий...