Речевой тренинг . Конспект занятия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Софронова Юлия Евгеньевна

Конспект занятия - тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoi_trening._konspekt.odt24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой тренинг

с использованием технологии саморазвития

Тема занятия: «Речевой тренинг»

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи:

  • Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
  • Воспитывать навыки  коллективной работы.

Возраст детей : 6- 8 лет

Оборудование и материалы: маленькие зеркальца, салфетки, карточки с заданиями, мяч, интерактивная доска, слайды.

Наглядные пособия:   Планшет «Речевой тренинг»  

План занятия:

  1. Организационный момент – 2 минут
  2. Теоретическая часть - 8 минут
  3. Практическая часть – 15 минут
  4. Подведение итогов - 5 минут

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Педагог приветствует детей ,раздает маленькие зеркальца, салфетки.
  2. Теоретическая часть. Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
  3. Практическая часть.

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

   Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем  с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично.

   Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

   Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их.

   Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч.    Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

                      Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

   Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар.  Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется.  Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная  со второго раза добавить хвастовство.

«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево, раздувать ноздри. Пошевелить ушами.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок (Слайд№1)

   Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.  Всего 8 пар движений.

Часы(Слайд№2)

   Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.

«Веселый пятачок»(Слайд №3)

а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

Змея

   Высовываем язык вперед.

Чаша

   Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Львёнок и варенье

   Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

  1. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.
  2. «Удивленный бегемот» (Слайд №   ): отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  3. «Зевающая пантера»  ( Слайд№    ): нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

 «Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Я» (из упражнений Е. Ласкавой).   Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.  

«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

«Чистоговорки»

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку
  • Купи кипу пик

РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

  • Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос.
  • Произносим звук «н» с закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой  ноздре, то по левой.

  «Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.

  «Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.

   «Коровка» и «Коровка бодается». На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Погреем руки» . Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Дровосек»

    Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох  со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

   Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве,  посредством физических движений,  помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

4.Подведение итогов занятия.

Педагог: – На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома).  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия кружка "Сочиняем вместе" c использованием речевого тренинга (средняя группа)

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «СОЧИНЯЕМ ВМЕСТЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВОГО ТРЕНИНГА(СРЕДНЯЯ ГРУППА)...

Логопедические тренинги. Конспекты занятий.

Данные конспекты  предназначены для проведения подготовительных  логопедических занятий перед индивидуальной коррекцией звукопроизношения. Проведение таких занятий в игровой форме позволяет ...

Конспект игрового речевого тренинга по теме «Животные севера: Республика Коми» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект речевого тренинга к презентацииКонспект речевого тренинга к презентации «Животные севера: Республика Коми»...

Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями. Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа).

laquo;Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 6-7 лет, воспитывающихся в условиях специальной гр...

9.05.18 г. Конспект открытого занятия(речевой тренинг)

Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ТНР(ОВЗ)....

Речевое развитие Конспект занятия "Домашние животные и их детеныши".

Цели: учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине- «большой» и «маленький»; обогащать словарный запас детей; способствова...