Речевой тренинг . Конспект занятия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Речевой тренинг
с использованием технологии саморазвития
Тема занятия: «Речевой тренинг»
Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.
Задачи:
- Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
- Воспитывать навыки коллективной работы.
Возраст детей : 6- 8 лет
Оборудование и материалы: маленькие зеркальца, салфетки, карточки с заданиями, мяч, интерактивная доска, слайды.
Наглядные пособия: Планшет «Речевой тренинг»
План занятия:
- Организационный момент – 2 минут
- Теоретическая часть - 8 минут
- Практическая часть – 15 минут
- Подведение итогов - 5 минут
Ход занятия:
- Организационный момент. Педагог приветствует детей ,раздает маленькие зеркальца, салфетки.
- Теоретическая часть. Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
- Практическая часть.
РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.
Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично.
Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».
ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ
Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их.
Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
«Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)
Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство.
«Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево, раздувать ноздри. Пошевелить ушами.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ
Улыбка – хоботок (Слайд№1)
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.
Часы(Слайд№2)
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.
«Веселый пятачок»(Слайд №3)
а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА
Упражнения выполняются 5-6 раз
Змея
Высовываем язык вперед.
Чаша
Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.
Львёнок и варенье
Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
- Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.
- «Удивленный бегемот» (Слайд № ): отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
- «Зевающая пантера» ( Слайд№ ): нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ
«Треугольник». С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.
«Я» (из упражнений Е. Ласкавой). Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.
«Эхо».Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
«Звуки».
«Чистоговорки»
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку
- Купи кипу пик
РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.
- Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос.
- Произносим звук «н» с закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой ноздре, то по левой.
«Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.
«Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.
«Коровка» и «Коровка бодается». На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Погреем руки» . Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.
«Дровосек»
Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.
Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве, посредством физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.
4.Подведение итогов занятия.
Педагог: – На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия кружка "Сочиняем вместе" c использованием речевого тренинга (средняя группа)
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ КРУЖКА «СОЧИНЯЕМ ВМЕСТЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВОГО ТРЕНИНГА(СРЕДНЯЯ ГРУППА)...
Конспект занятия-тренинга с родителями «Игровая гостиная, или «Давайте поиграем с детьми дома»» В подготовительной к школе группе комбинированной направленности детей с ОВЗ (речевые нарушения)
повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей седьмого года жизни...
Логопедические тренинги. Конспекты занятий.
Данные конспекты предназначены для проведения подготовительных логопедических занятий перед индивидуальной коррекцией звукопроизношения. Проведение таких занятий в игровой форме позволяет ...
Конспект игрового речевого тренинга по теме «Животные севера: Республика Коми» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект речевого тренинга к презентацииКонспект речевого тренинга к презентации «Животные севера: Республика Коми»...
Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями. Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа).
laquo;Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 6-7 лет, воспитывающихся в условиях специальной гр...
9.05.18 г. Конспект открытого занятия(речевой тренинг)
Логопедическое занятие с детьми старшего возраста с ТНР(ОВЗ)....
Речевое развитие Конспект занятия "Домашние животные и их детеныши".
Цели: учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине- «большой» и «маленький»; обогащать словарный запас детей; способствова...