Логопедические тренинги. Конспекты занятий.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Данные конспекты предназначены для проведения подготовительных логопедических занятий перед индивидуальной коррекцией звукопроизношения. Проведение таких занятий в игровой форме позволяет заинтересовать малышей и повысить мотивацию к коррекционным занятиям. Конспекты прошли апробацию на базе детских садо ЗАО города Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskiy_trening_konspekty.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл подгрупповых логопедических занятий для детей с нарушением произношения отдельных звуков и ФФН.
Объяснительная записка.
Данные планы-конспекты логопедических занятий составлены для логопедов, работающих на логопедических пунктах ГБОУ
общеобразовательного типа. Они могу частично или полностью использоваться в специальных логопедических группах ДОУ и речевых общеобразовательных учреждений.
С небольшими изменениями (в основном объема) этими планами-конспектами можно пользоваться в работе с детьми 4-6 лет с нарушением произношения отдельных звуков и не резко выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. (В случае отсутствия последнего, соответствующий этап коррекционного занятия можно опустить.)
Данный цикл рассчитан на 10-12 занятий, которые проводятся 4 раза в неделю перед индивидуальной коррекционной работой. Продолжительность занятий зависит от возраста детей. Обычно от 20 до35 минут, с обязательной динамической паузой в середине занятия. Во время логопедического тренинга для снятия напряжения и концентрации внимания проводятся психогимнастические упражнения.
Цели логопедического тренинга.
- Вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них.
- Подготовить артикуляционный аппарат к коррекционному процессу.
- Научить детей проводить самомассаж и гимнастику языка, мимических мышц лица.
- Развивать слуховое внимание и речеслуховую память.
- Совершенствовать мелкую моторику рук. Пальчиковый массаж и гимнастика.
- Уточнить и расширить словарь по некоторым лексическим темам (темы выбирает логопед после обследования детей)
- Уточнить употребление некоторых грамматических форм, в которых дети допускают ошибки.
- Дать первоначальное понятие о звуках речи.
- Работать над просодическими компонентами речи.
- Упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
Оборудование:
Зубочистки, речевые палочки, грецкие орехи, массажные ёжики, граненые карандаши, мячики-попрыгунчики, бельевые прищепки, плакатики с изображением органов артикуляции, аудиозапись динамической паузы, ватные диски, индивидуальные зеркала, поддувалочки (листочки, птички, фонтанчики и др.), резиновые игрушки или эспандеры, комплект карточек с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Конспект №1
Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
Цели: знакомство с детьми, рассказ об органах артикуляции, пальчиковый тренинг, работа над речевым дыханием, над ритмической стороной речи.
Оборудование: речевые палочки, плакаты с рисунками органов артикуляции, Домик звуков, массажные ёжики, магнитофон.
1 Приветствие:
-Слушайте внимательно и повторяйте за мной.( движения подбираются по содержанию стихотворения)
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели.
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встаёт и идёт по домам.
Доброе утро и солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам !
-Улыбнитесь мне как клоуны в цирке. Спасибо. Назовите каждый по очереди своё имя ласково, как вас называет мама. Дети, назвав своё имя, садятся на стулья , стоящие перед логопедом полукругом.
2.Сообщение темы занятия и его плана, правил поведения во время занятий.
3 Пальчиковая гимнастика
Логопед (в дальнейшем в тексте Л.) Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
Пальцы-дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
Вот - большой, а это средний,
Безымянный и последний наш мизинчик малышок.
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять и движенья выполнять.
Мы рога козы покажем,
И рога оленя даже.
И про зайку не забудем
Ушками водить мы будем.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
4. Беседа об органах артикуляции.
Л. загадывает загадки про губы, зубы, язык. Например «Если б не было его, не сказал бы ничего» Похвалить детей за смекалку
Работа с речевой палочкой. Дети по заданию Л. показывают верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, нёбо. Сначала это делается с использованием зеркала , а потом и без него (вводятся упражнения «Окошечко»,»Заборчик», «Труба»,»Месим тесто», «Блинчик».
5.Динамическая пауза
Игра на внимание. «Нос, пол, ухо» Дети похлопывают себя по коленям и приговаривают слово « поехали» Л. сообщает куда они приехали, а дети должны правильно указать на этот предмет. Сначала логопед правильно показывает на названный предме, а потом начинает сбиваться. Детям надо быть внимательными и не ошибаться.
Игра на пространственную ориентировку « Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз.
Ты, Варвара, не крутись.
Посмотри назад, вперёд,
А потом наоборот
Пусть немного отдохнёт (присесть, голову опустить)
Шея не напряжена
И расслаблена!
Возвращается обратно, расслабление приятно!
Ритмическая гимнастика « Разминка»
6. Массаж пальцев рук.
Л. Хотите, мы с вами отправимся в осенний лес. Отгадайте, кого мы там встретим. Логопед загадывает загадку про ёжика.
« Под шишками, под ёлками лежит мешок с иголками.» После отгадывания проводится «ёжиковый массаж»
Ёжик, спрячь свои иголки.
Мы же дети, а не волки.(Л. проводит двумя массажными ёжиками по ладоням детей)
Спрячь свои иголки ёж.
Ты колючий, ну и что ж.
Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.
Ёж иголки отряхнул, завернулся и заснул.( Л. держит массажёры, а дети проводят по ним ладошками с надавливанием)
«Орешковый массаж».( Дети закрывают глаза)
Птичка ветки собирала, крепко гнёздышко свивала
И снесла яичко умница-синичка
Л. Гнёздышки свивайте, ручки развивайте.
Прилетела птичка всем дала яичко (Дети сидят с закрытыми глазами .Л. кладёт им грецкий орех в «гнёздышко».Они катают его между ладошами и говорят: «Ты яичко покатай, но из рук не выпускай. Очень хрупкое оно, так у птиц заведено. Птичка – невеличка, не роняй яичко, разобьёшь скорлупку, вылетит голубка»
«Нарисую солнышко на своей ладошке.( рисуем орешком солнышко)
Пусть оно сияет хоть и понарошку» (проводим орешком по пальчикам)
7. Работа над просодикой.
Произнесение своего имени с разной интонацией.( Дети знакомятся картинками-символами разных эмоций: Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом (удивление)
.
Ритмическая игра «Дятел»
Л. Дятел дерево долбит, эхо точно повторит. Дети повторяют за логопедом различные ритмические рисунки (ударов не более 5)
Упражнения на развитие дыхания. Пропевы гласных.
Открываем мы глаза, Утром солнышко взошло
Вдох –и тянем долго Снизу вверх мы тянем:
А___________ О
Днём по горкам ездим мы: Ночью смотрим на звезду -
Ы Сверху вниз слетает:
У
Завывает пурга и не видно не зги:
И
8.Подведение итогов. Прощание.
Л. «Дома повторите название фруктов»
Спасибо нашим пальчикам, спасибо язычку.( Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.)
Красиво, чётко, правильно я говорить хочу.(Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.)
Ритуал прощания повторяется после каждого занятия и является психологической установкой. Слова должны произноситься выразительно и убедительно). Далее этот этап занятия будет называться ритуал прощания.
Конспект № 2
Тема: «Знакомство с домиком Язычка»
Цели: познакомить с артикуляционными упражнениями «Окошечко», «Забор», «Труба», «Кнопка звонка», «Малые, средние, большие колечки», «Качели».Дать понятие о речевых звуках
- дать понятие о речевых звуках;
-продолжить освоение пальчиковых упражнений и массажных игр;
-продолжить работу над просодическими компонентами речи;
-уточнение лексико-грамматических представлений по теме: «Фрукты»
Оборудование: орешки, резиновые ёжики для массажа, речевые палочки, индивидуальные зеркала, карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов, мяч, игрушечная кастрюля.
1. Приветствие (см. конспект №1)
2. Объявление темы и цели занятия.
3.Лексическое упражнение. Л.- Сядет тот, кто скажет из чего можно сварить компот.( проводится с мячом )
Л.- Как назвать одним общим словом все названные вами предметы?
Л. - Где они растут?
Л..- А сейчас мы сыграем в игру «Компот».
Дети на базар ходили,
Много фруктов накупили.
Логопед потом спросил:
- Ты, какой компот сварил?
Дети вынимают из кастрюльки карточку и отвечают полным ответом.
Например: - Я сварил абрикосовый компот и.т.д.
Затем можно усложнить задание. Вынимать сразу по две картинки и давать название.
Например: - Я сварил яблочно-грушевый компот.
4.Пальчиковый тренинг (см. Конспект № 1 )
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы.
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили с мамой груши,
Их скорей дружок ты скушай!
На каждую строчку массировать пальчики, начиная с мизинца, от основания к кончику. На последнюю строку сжимать и разжимать пальчики.
5.Артикуляционный тренинг.
Повторяем органы артикуляции, называем и показываем с помощью речевой палочки.( с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без неё)
Знакомство с артикуляционными упражнениями.
Л. – Сегодня мы пойдём в гости к Язычку. (Знакомство с домиком Язычка) Примерный текст в приложении «Домик звуков» По ходу разучиваются намеченные артикуляционные упражнения. Дети повторяют их по 5-6 раз.
«Звонок», «Окошечко», «Забор», «Труба», «Колечки», «Качели»,
6.Динамическая пауза
См. конспект № 1
Игра на внимание «Слива, яблоко, банан» Логопед называет слова и показывает соответствующее движение. Сначала правильно, а потом с ошибками. Дети должны быть внимательными, чтобы не ошибаться.
Движения: слива – большой палей соединяется с указательным в кольцо, яблоко – кулак, банан – ладонь руки раскрыта. Играют правой, левой, обеими руками.
Игра на развитие пространственной ориентировки «Комарики»
Л. – Дарики, дарики летали комарики,
Летали, кружились, летали, кружились
Да в правое ухо вцепились. Кусь!
Дети на первую строчку изображают летающих комариков. На вторую строчку кружатся. На третьей строчке дети показывают названное логопедом место после команды «Гусь!». Далее игра усложняется. Называется не только место, но и рука. Например: «Да левой рукой в правое ухо вцепились. Кусь!» или да в правый бок Маше вцепились, да правой рукой в левую пятку Серёже вцепились.
7. Массаж пальцев рук. (См. конспект № 1)
8. Работа над просодикой (См. конспект № 1)
Разучивание песенки гласных. (См. приложение)
9. Ритуал прощания. Оценка работы детей индивидуальные задания.
Конспект № 3
Тема: «В гостях у Язычка»
Цели: познакомить с артикуляционными упражнениями: «Часики», «Чистим зубки», «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».
- повторить выученные упражнения;
- продолжать работу по развитию мелкой моторики;
- продолжить работу над просодикой речи;
- отрабатывать умение образовывать слова с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффикса увеличения и ИЩ по теме «Фрукты»;
- начать знакомство со слоговой структурой слова.;
- развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: артикуляционные карточки, массажные мячи, карточки с цифрами от 1 до 5, зубочистки, салфетки, карточки с фруктами, эспандеры.
1.Приветствие
2.Грамматическон упражнение «Фрукты для гнома Маляки»(детям раздаются картинки с изображением разных фруктов)
Л.-К нам в гости пришёл гном Маляка.(показ игрушки или картинки)Он очень любит разные фрукты, но их надо сделать маленькими, чтобы гном мог их сам взять. Сядет тот, кто скажет название фрукта для гнома Маляки. Дети дают развёрнутый ответ. Например: - Я угощу гнома яблочком. Потом ставят картинку под изображением гнома и садятся.
Л.- Какие хорошие, вкусные фрукты вы подарили гному. Много их стало.
Игра «Что спрятал гном? Какого фрукта не стало?»(логопед прячет картинки, а дети отвечают)
Л.- Гном немного волшебник. Смотрите, была одна слива , а стало 5 слив. Логопед ставит над картинкой сливы цифру 5.Аналогично с числом 2. Игра повторяется с другим фруктом.
Л.- Молодцы! Игра «Продолжайте»
Яблоко большое, а ананас ………(больше)
Вишня кислая, а лимон……….(кислее)
Груша сочная, а апельсин…….(сочнее)
-Молодцы!
3. Пальчиковый тренинг (См. занятие № 2)
4. Динамическая пауза (См. занятие № 2)
5. Артикуляционный тренинг. С этого занятия артикуляционная гимнастика проводится в форме сказки о Весёлом Язычке.(См. приложение)По ходу сказки повторяются все упражнения, вводятся новые (указаны в целях) Отрабатывается фрагмент до прогулки Язычка.
6. Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.(комплекс «Солнышко проснулось» см. в Приложении) Силовая гимнастика с эспандерами.
Эспандеры должны быть в виде резинового кольца. Хорошо, если они будут разными по упругости: менее тугие - для девочек, более тугие- для мальчиков.
Эспандер берётся в одну руку и сжимается на каждый слог. После каждой строки руки меняются.
Я сожму своё кольцо –
Буду сильным молодцом,
Буду слабых защищать,
Буду младшим помогать.
Можно и продолжить.
Пополам его согну
И восьмёркой заверну.
7. Работа над просодикой.
1)Пропевание гласных. (повторяем песенку гласных. Уточняем почему гласные так называются.)
Будь внимателен, смотри
Где звук тянется, – тяни. А. А! А? АА.АА! АА?
2)Работа над слоговой структурой слога .
Игра «Угадай слово»
Л.- Гном Маляка хочет загадать вам слово, а вы угадайте какое.
Вот две картинки: банан и апельсин. Вот как можно простучать эти слова. Дети тренируются, а потом начинается игра. Даются пары картинок . Название одной отстукивается. Дети угадывают какой
3)Скороговорка Архип у нас, Апанас у вас. Проговаривание с выделением разных слов.
8. Ритуал прощания. Оценка работы детей. Рекомендации. Дома рекомендуется вспомнить разные игрушки.
Конспект № 4
Тема: «Прогулка Язычка»
Цели: - познакомить с упражнениями: «Поймай мышку», «Котёнок пьёт молоко», «Киска сердиться», «Лошадка», «Грибок», «Барабан»;
- уточнить представления по лексической теме «Домашние животные»;
- дать понятие «согласный звук» , познакомить с «Домиком звуков»;
- работать над развитием пальцевой моторики;
- совершенствовать артикуляционную моторику;
- работать над просодикой, речевым дыханием;
Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, орешки, бельевые прищепки, зубочистки, баночки для мыльных пузырей, картинки с домашними животными(корова, коза, овца, лошадь, кошка, собака, кролик)
- Приветствие. Ознакомление с планом занятия.
- Лексическое упражнение по теме: Домашние животные»
Л.- Загадку звуковую вы отгадайте.Чей это голос скорей называйте! Далее логопед изображает разных домашних животных. После отгадывания задаётся вопрос: Как назвать голос……(коровы)?Что делала ……..(корова)? Ребёнок первым угадавший название животного получает картинку с его изображением, ставит её на наборное полотно и садится.
Л.- Как назвать одним словом этих животных.? Почему так называются?
- Вместе с взрослыми животными пришли их малыши. Давайте поможем им найти своих родителей. Игра «Кто у кого?»
- Игра «Чей, чья,чьё, чьи?»(употребление притяжательных прилагательных)
Примечание: все игры использовать не надо. Отбирается та игра, что подходит для данной группы(уровень речевого развития).
- Пальчиковый тренинг
«Пальцы - дружная семья» (см. конспект № 1)
«Котята»
Во двое у брата бегали котята.
Испугались щелчка – разбежались кто куда! (все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображают щелчки.
«Кошкина дочка»
У кошкиной дочки на лапках коготочки.(шевелить всеми пальцами)
Ты их прятать не спеши, пусть посмотрят малыши(те же движения)
Мяу! Мяу!Мяу!ШШШШШШШШ!(каждая рука попеременно выставляется вперёд, пальчики сжаты в кулачок.На звук ШШШ! Пальчики изображают кошачью лапу с выпущенными коготками)
«Котёнок – кусака»(выполняется с бельевой прищепкой).Поочерёдно «кусаем»ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После первого двустишия – смена рук.
Кусается больно котёнок – малыш.
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, – скажу тебе: «Кыш!»
4. Беседа о согласных звуках с использованием «Домика звуков»
Л. – Мы с вами теперь знаем, что речь состоит из звуков. Звуки бывают гласные, льющиеся как река. Но река может выйти из берегов.Этого не дают сделать звуки согласные, которые не любят петь, но согласны издавать разный шум. При их произнесении Язык занимает разное положение(дальше идет беседа по листку «Домик звуков». (Приложение)
5. Динамическая пауза.
«Разминка» (см. конспект № 1)
Игра «Тарарам» (все движения выполняются по тексту стихотворения)
Руку правую вперёд,
А потом её назад,
И опять её вперёд
И немного потрясём.
Мы танцуем «Тарарам»,
Помогайте дружно нам!
Далее всё повторяется , но меняется часть тела.
6. Артикуляционный тренинг. Рассказываем Сказку о Весёлом язычке до Зоопарка (используем заранее расставленные на наборном полотне карточки с артикуляционными упражнениями.
7. Массаж и самомассаж пальцев рук(см. конспект № 1).
Массаж мимических мышц лица «Солнышко проснулось» (Приложение)
8. Работа над просодикой.
Игра «Взрослые и дети» Дети получают карточки с изображением домашних животных и их детёнышей. Друг другу картинки не показывают.
Л. – Взрослые животные громко кричат, а малыши тихо. Посмотрите на свою картинку и произнесите звукоподражание так, чтобы все поняли:
взрослое это животное или малыш.
9. Ритуал прощания. Оценка работы детей. Игра с мыльными пузырями.
Конспект № 5
Тема: «Друзья Язычка. Возвращение домой»
Цели: - познакомить с артикуляционными упражнениями «Слонёнок», «Индюк», «Ослик», Парашют», «Пароходик гудит»,»Забей мяч в ворота», «Моторчик»
- совершенствовать пальчиковую и артикуляционную моторику;
- активизировать словарь по теме «Транспорт»;
- работать над просодикой речи;
- отрабатывать понятия «гласный» и «согласный» звук;
- Дать понятие о твёрдых и мягких согласных звуках.
Оборудование: см. конспект№ 4, картинки с разными видами транспорта, ватные шарики, диски.
1. Приветствие. Разучивание рифмовки для концентрации внимания.
Раз, два, три!
Слушай и смотри.(показывают на уши и глаза)
Три, два, раз!
Мы начнём сейчас.(руки к груди, а затем левая рука вниз, а правая с поднятым указательным пальцем выносится вперёд)
2.Лексическое упражнение
Л.- Сядет тот, кто скажет, на чем можно ехать, лететь, плыть. Дети называют, логопед выставляет на наборное полотно картинки.
- Как называются эти предметы? Какие виды транспорта вы знаете?
- Как называется транспорт, перевозящий грузы, людей?
Игра «Кто я?»
Л.- Я буду начинать, а вы помогайте.
Я управляю автомобилем .«Кто я?» -(Водитель.Шофёр)
Я управляю самолётом. Кто я?
Я управляю паровозом. Кто я?
Я управляю пароходом. Кто я?
3. Пальчиковая гимнастика. См. занятие № 4
Соединение всех пальцев с большим по очереди,. Начиная с указательного на каждый ударный слог.
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай(смена рук)
В морях - корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
4. Знакомство с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
- повторение гласных и их характеристика
- повторение согласных .
- Какие звуки называют согласными?
- Что любят они делать?(рычать, звенеть, свистеть, шипеть, хрюкать)
- Молодцы! Согласные действительно любят шуметь, а вот петь не любят.
- понятие о твёрдых и мягких согласных звуках (показ двух символов парных по твёрдости и мягкости) –Давайте сравним песенку большого комара и маленького, большого пароходика и маленького. Твёрдые звуки звучат грубовато и строго, а мягкие нежно, ласково.
Л.- Вот послушайте про твёрдые и мягкие звуки.
Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,
Но чтобы не вышло подобной штуки
Научимся из различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней,
А твёрдые, словно грубее и ниже,
Как будто твёрже – злей.
Послушай , как ласковы мягкие звуки:
«Ель», «капель», «мель», «метель».
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твёрдый звук обрывается резко.
Послушайте: «стол», «укол».
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее он даже зол.
Он строг и отрывист, звучит очень кратко,
Как двери тревожной стук.
Уходит он быстро, совсем без оглядки.
Послушайте:»молот», «лук».
А мягкий звук задержать ещё можно,
Он не спешит уходить,
Прощается снами он осторожно,
Его мы можем продлить.
Послушайте: «свежесть, «близость», «вить»-
Как будто у звуков желание есть
Чуть-чуть попозже уйти……
Давайте отыщем мягкие звуки
В группе предложенных слов:
Л.- Сыграем в игру «Камень и вата». Слушайте последний звук и показывайте кулачок, если звук твёрдый, а ладонь, если звук мягкий.
Мел – мель, брат – брать, кров – кровь.
5.Динамическая пауза. См. занятие № 4
6.Артикуляцмонная гимнастика. Отрабатываем сказку о Весёлом Язычке до конца.
7. Массаж пальцев и мимических мышц лица (начинаем разучивать комплекс «Времена года». Он дан в приложении).
8. Работа над слого-ритмической структурой слова.( подготовка к введению понятия «ударение»)
Л.- Язычок поехал домой на автомобиле. Угадайте на чём я полечу? (на наборное полотно выставляется картинка с самолётом и ракетой) Я буду прохлопывать эти слова , вы выберите какое слово я прохлопаю.
_ Молодцы! А теперь угадайте на чём я поплыву( на наборное полотно выставляются картинки лодки, парохода. Игра повторяется.
Произнесение названий разного транспорта с вопросительной, восклицательной интонацией.
9. Ритуал прощания. Оценка работы детей. Вручение наклеек с изображением транспорта.
Конспект № 6
Тема: «Язычок в гостях у Свистящей семейки»
Цели: -отрабатывать артикуляционные упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков: повторяя их большее количество раз.
- продолжать работу по совершенствованию мелкой моторики пальцев, добиваясь лёгкости и быстроты в выполнении выученных упражнений;
- познакомить с артикуляционным укладом свистящих звуков;
- продолжить работу над лексической темой «транспорт»;
- упражнять детей в образовании глаголов с помощью приставок;
- развивать слуховую память и внимание , мышление.
Оборудование: - карточки с артикуляционными упражнениями, картинки с транспортом, карандаши с гранями для массажа, плакатики с комплексом мимического массажа «Времена года», массажные валики, баночки для мыльных пузырей, символы звуков свистящей семейки или буквы на синем и зелёном фоне.
1.Дыхательная гимнастика «Надувные куклы» (Дети изображают надувные игрушки под рассказ логопеда)
В одном детском саду жили разные надувные игрушки. Они хранились на полочке, как сложенные простынки. А им так хотелось, чтобы в них играли! Однажды дети обнаружили эти игрушки. Они принесли большой, блестящий насос и стали накачивать игрушки воздухом. Игрушки почувствовали, как они заполняются прохладным, легким воздухом. Но вдруг шланг соскочил и весь воздух снова вышел. Дети снова подключили шланг, и игрушки стал наполнять лёгкий, прохладный воздух. Игрушкам захотелось даже полетать, как воздушные шарики.
Массаж лицевых мышц «Времена года» (комплекс смотри в приложении)
2. Приветствие
3. Игра «Кто управляет этим транспортом. Дети достают из «чудесного мешочка» картинки с изображениями разного транспорта, называют его и человека, который им управляет. Затем садятся на свои стульчики. Если ребёнок затрудняется, ему помогают дети.
4.Пальчиковая гимнастика с элементами массажа (используется карандаш с гранями)
Велосипедист
На двух колёсах я качу,
Двумя педалями верчу.
За руль держусь, смотрю вперёд –
Я знаю: скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Затем повторяется пальчиковая гимнастика «Пальцы - дружная семья»
5. Артикуляционная гимнастика – сказка «Весёлое путешествие Язычка» (полный текст сказки в приложении) По ходу сказки, когда Язычок помогает маме лепить пирожки, используются две мини –пальчиковые гимнастики.
«Капуста»
Что за шум?Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста.
Если я капуста.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
«Ягодки»
С ветки ягодки снимаю и в корзинку собираю.
Будет на зиму варенье. Всем друзьям на угощенье.
Все движения выполняются по содержанию стихотворения.
6. Динамическая пауза
«Разминка», «Весёлая кисточка».
Игра на развитие ориентировки в пространстве «Лётчики – пилоты»
Логопед выступает как инструктор полётов. Дети выполняют «тренировочные полёты на тренажёре» Сложенными вместе ладошками показывают движение своего самолета.
7. В гостях у свистящей семейки.
Логопед: -Давайте заглянем вместе с Язычком в домик звуков. Повторяется артикуляционный уклад свистящих звуков и их фонетическая характеристика.
«Свист и шум»
Звук «С» -это просто свист.
Он плавно. Спокойно звучит.
«Собака, сосулька, лист»,
А «ц» – как цокот копыт
Звук «С» мы можем тянуть
Послушайте «ссссссссссс»…..
А «ц» спешит улизнуть,
Срывается «ццц»
Тревожен цокот копыт.
И звук их отрывист и строг.
Подкова о камень стучит
«Цок – цок, цок – цок, цок – цок».
И чтобы точно узнать.
Где «с», а где «ц» звучит,
Старайся ухом поймать
То свист, то цокот копыт.
Теперь попробуй понять
И правильный дать ответ:
Где цокот, где свист прозвучат
В словах «сок – цок» и «свет – цвет»?
Для закрепления проводится игра «Лови звук» с использованием пособия «светофор» Красный – звук есть, зелёный- звука нет.
Слова: солнце, свет, нос, краска, волос, собака, ласка и др.
Повторение артикуляционных упражнений «Киска сердится», «Чей шарик дальше укатится»
8. Игра «Чайник» Произнесение звука «С» с заданной интонацией .Используются картинки из пособия «Азбука эмоций» Аналогично проводится игра «Комар» (для звука З)
9. Ритуал прощания
Конспект № 7
Тема: «Язычок в гостях у Шипящей семейки»
Цели: - уточнение артикуляционного уклада шипящих звуков;
- отработка специальных артикуляционных упражнений
- развитие фонематического слуха
- уточнение и расширение словаря по теме «Одежда»
Оборудование: речевые палочки, предметные картинки по теме «Одежда», массажные ёжики, комплекс массажа лицевых мышц «Времена года»,карточки артикуляционной гимнастики, кубики Зайцева
1. Ритуал приветствия.
1)Игра на внимание «Шкаф, стул, стол» Движения: шкаф – руки вверх, стул – присесть, руки к плечам, стол – руки в стороны.
2)Активизация словаря по теме «Одежда»
- Сядет тот, кто назовёт предметы одежды.
3)массаж лицевых мышц «Времена года»
2 .Пальчиковая гимнастика
«Гномы»
Жили – были в домике (Дети сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики
Тики, Ники, Лики, Чики, Мики (Загибают пальчики на каждое имя)
Стали гномики стирать (Трут кулачки)
Тики – рубашки,
Ники – платочки,
Лики – пижамку,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.
3. Артикуляционная гимнастика –сказка «Весёлое путешествие Язычка»
4. В гостях у шипящей семейки. Повторяем артикуляционный уклад шипящих звуков, их фонетическую характеристику.
( Играем в кубики Зайцева)
Повторяем упражнения для шипящих «Чашечка», «Вкусное варенье», «Фокус» «Салазки»
Игра «Подбери одежду для шипящей семейки»
Ш – штаны, шуба, шорты
Ж – пиджак, жакет, жилетка
Ч – сорочка, чулки
Щ – плащ
5. Динамическая пауза
«Стирка» дети под весёлую музыку выполняют соответствующие движения.
«Шарик» (дыхательная гимнастика)
Вот так шарик надуваем
И до облака взлетаем
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем
Дышится легко, ровно, глубока.
6. Массаж пальцев рук «Ёжик» (смотри приложение)
7. Ритуал прощания.
Конспект № 8
Тема: «В гостях у братьев Л, ЛЬ»
Цели: - вырабатывать артикуляционный уклад звуков Л ,ЛЬ
- совершенствовать фонематический слух, память;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- развивать слуховое внимание;
- активизировать словарный запас по теме «Обувь»
Оборудование: - зубочистки, комплект массажа «Времена года», пособие «Домик звуков», картинки по теме «Обувь», кубики Зайцева
1. Ритуал приветствия. Объявление темы занятия
Игра на внимание «Что ушло, что пришло» с использованием картинок теме
«Обувь»
Игра «Подбери действие»
Сядет тот, кто подберёт слово - действие к слову рубашка. (шить, покупать, стирать, гладить, носить, порвать, зашивать)
2. Пальчиковая гимнастика (см. занятие №7)
3 – 4. Артикуляционная гимнастика (см. занятие №7) Перед гимнастикой проводится массаж лицевых мышц «Времена года»
5. В гостях у звуков Л, ЛЬ Рассматриваем пособие «Домик звуков»
Кто показывает дорогу к домику? А что у него на ножках? (лапти)
- Какой звук стоит в начале этого слова?
- Где живёт этот звук?
- Куда надо подняться языку? Разбирается артикуляционный уклад. Даем фонетическую характеристику звуков с использованием кубиков Зайцева;
6. Работа над словами по теме «Обувь»
Вспомните названия обуви, в которых есть звуки л, ль.( туфли, сандалии, галоши, валенки.
Игра «Закончи предложение
Летом мы надеваем………..
В дождь…………..
Дома мы носим………..Для занятий спортом мы надеваем……….Женщины носят………Мужчины носят……….Из резины делают………..Из кожи делают……..
7. Подведение итогов.
Конспект № 9
Тема: «Язычок в гостях у братьев Р и РЬ»
Цели: - уточнить артикуляционный уклад звуков;
- учить находить этот звук в словах;
- уточнить и расширить словарь по теме «Человек. Части тела»
- дать понятие слога;
- отрабатывать артикуляционные упражнения, добиваясь легкости, точности, быстрой переключаемости;
- работать над мелкой моторикой;
- кубики Зайцева.
Оборудование: зубочистки, картинки по теме «Человек, Части тела», Пособие «Домик звуков»
- Приветствие. Игра с гласными (см. в приложении).Повторение выученных согласных с использованием кубиков Зайцева.
- Игра на внимание.
Логопед: Я вам буду читать стихи, а вы будете показывать части тела, которые назову.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот, что знаем мы с тобой.
- Игра «Какие могут быть сапоги»
- Логопед: « Сядет тот, кто скажет, какие могут быть сапоги. ( маленькие, большие, новые, меховые, старые, кожаные, войлочные и т. д.
- Пальчиковая гимнастика .Пальцы , начиная с указательного, прижимаются подушечками, а потом ногтями к одноимённым пальцам противоположной руки.
Пальцы тянутся вперёд.
Кто из них сильней нажмёт?
А потом они согнулись,
Головами вдруг столкнулись,
.
Пальцы средние у нас
Стать сильней хотят сейчас.
Хоть им сила и важна
Гибкость тоже им нужна.
Безымянные ребятки
Тоже делают зарядку
То сильнее нажимают,
То головку нагибают.
Мы мизинцы выпрямляем
Очень крепко их сжимаем, -
Попытаемся согнуть
И сдавить легко, чуть – чуть.
Эй, друзья, теперь опять,
Будем пальчики сплетать,
А большие мы согнём,
По другому их сожмём.
- Артикуляционная гимнастика в форме сказки о весёлом путешествии Язычка.(использовать звукоподражания вызываемых звуков: «Пароход гудит ЛЛЛЛ», « Мотор рычит РРРРР» и др.
- Динамическая пауза. Игра «Если нравится тебе»
- В гостях у звуков «Р и РЬ «
1)уточнение артикуляционного уклада звуков с помощью «Домика звуков»
2)фонетическая характеристика звуков с использованием кубиков Зайцева
3)повторение упражнений для постановки этого звука (см. приложение)
4)игра «Лови звук» си звуками Р и РЬ
В зависимости от уровня детей на этом этапе можно дать понятие слога с помощью игры « Два медвежонка», «Прохлопай слово или прошагай его» и др.
9.Ритуал прощания. Игра «Дятел» на отработку ритмического чувства.
Конспект № 10
Тема: «Ударение. Язычок на поляне чистоговорок»
Цели:
- совершенствование мелкой моторики пальцев;
- отработка произвольности выполнения артикуляционных упражнений;
- дать понятие об ударении;
- совершенствование фонематического слуха.
Оборудование: кубики Зайцева, картинки с изображениями двух зайчат, картинка «Поляна чистоговорок»
1. Приветствие
2. Игра на внимание «Четыре стихии».
3. Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
4. Пропевание гласных ( см. приложение)
5. Игра «Найди слово». Повторение названий частей тела.
- Назови часть тела, в названии которой есть звук Ш (шея, уши), звук С
(спина, нос, скула, ресницы) и т. д.
6. Пальчиковая гимнастика (см. конспект № 9)
7. Артикуляционная гимнастика с использованием звукоподражаний (см. предыдущее занятие)
8.«Язычок на поляне чистоговорок» Повторение главных упражнений для постановки звуков
9.Динамическая пауза по выбору детей.
10.Игра «Зайчата Гута и Гута учатся ставить ударение»
11.Подведение итогов. Ритуал прощания.
Список литературы
1.Учебник логопедии по ред. С. Шаховской О.И Москва 1999г.
2. О.И. Крупенчук Лого – рифмы , СпецЛит , Санкт – Петербург
3. В.И. Селивёрстов Речевые игры с детьми «Владос» Москва 1994г.
- И.С. Лопухина Логопедия «Аквариум» Москва 2002 г.
- Т.А. Куликовская Массаж лицевых мышц для малышей», Книголюб ,Москва , 2004г.
- Труляля Артикуляционная гимнастика, В.Н. Костыгина, Москва 2002г.
- З.А.Репина, В.И.Буйко Уроки логопедии «Литур», Екатеринбург ,1999 г.
8. Л.Г.Парамонова Упражнения для развития речи, Дельта, С-Петербург, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический тренинг для детей и родителей
Цель тренинга : Привлечь внимание родителей к речевым проблемам детей.3адачи тренинга:1.Оказать помощь каждой семье в организации взаимодействия с ребенком дома.2.Подвести родителей к осоз...
Логопедический тренинг в системе коррекционной работы по преодолению заикания у дошкольников.
В тренинг включены упражнения на расслабление по контрасту с напряжением, дыхательная, голосовая гимнастика, темпо-ритмические упражнения и др. Приводится примерный комплекс л...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»
Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...
Обучение грамоте Н.С.Жукова "Логопедический букварь". Конспекты занятий. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Серия конспектов по подготовке к обучению грамоте с помощью пособия Н.С. Жуковой "Логопедический букварь". Предназначена для учителей-логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп...
Речевой тренинг . Конспект занятия.
Конспект занятия - тренинга....
Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».
Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...
Конспект логопедического тренинга на тему: "ЗВУКИ [г], [г`]"
В конспекте логопедического занятия представлены игры и упражнения для дифференциации звууков "Г"-"Гь"...