Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями. Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа).
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»
Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 6-7 лет, воспитывающихся в условиях специальной группы.
Продолжительность занятия составляет в среднем 25-30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_defektologa.docx | 311.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое и социально-коммуникативное
развитие детей дошкольного возраста.
Конспект досуга для детей старшей логопедической группы «Скоро в школу!»
«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»
Конспект разработан для проведения занятия с детьми, имеющими ОНР 3 ур. в возрасте 6-7 лет, воспитывающихся в условиях специальной группы.
Продолжительность занятия составляет в среднем 25-30 минут.
Конспект занятия по развитию речи
Образование уменьшительно-ласкательной формы слов на основе лексической темы «Части тела»
Цели:
- Уточнение и расширение словаря по теме «Части тела».
- Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
- Закрепление навыка ответа полным предложением.
- Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, плавности речи).
- Развитие памяти, зрительного внимания, мышления, мимики, тонкой и общей моторики.
- Обучение детей сочувствию, сопереживанию.
- Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, ответственности, навыков сотрудничества.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать словотворчество и дальнейшее совершенствование языкового чутья: чуткость к слову и его формам;
- развивать фонематическое восприятие путем выделения слова из текста;
- развивать память, мышление, внимание и воображение детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитать чуткое отношение к другим детям, умение работать в коллективе.
Оборудование: Две куклы (большая и маленькая), текст русской народной сказки «Теремок», иллюстративный материал к сказке, пальчиковые куклы (герои), предметные картинки (игрушки большие и маленькие).
Ход работы
I. Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком.
- Посмотрите, у нас в гостях сегодня две красивые куклы, одна маленькая, другая большая. Давайте все вместе придумаем для них имена.
Цель: учить употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы в именах.
Логопед объясняет детям, что в детстве всех называют ласково.
1. На доске висят изображения девушки и маленькой девочки. Логопед предлагает детям подумать, как называли Таню, когда она была малышкой (Танечка, Танюша, Танюшка, Татуся и пр.).
2. Детям дается задание назвать своего соседа ласково по имени. Работа ведется по цепочке, при этом каждый раз отвечающий ребенок с улыбкой передает мячик своему соседу по парте и называет его: Петенька, Настенька.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Например, большая кукла Катя, а маленькая Катенька.
Большая Маша – а маленькая (Машенька);
Большая Даша - а маленькая (Дашенька);
Большая Лена - а маленькая (Леночка);
Большая Соня - а маленькая (Сонечка);
Большая Оля - а маленькая (Олечка);
Большая Ира - а маленькая (Ирочка);
Большая Ксюша - а маленькая (Ксюшенька);
Большая Наташа - а маленькая (Наташенька);
Большая Нина - а маленькая (Ниночка);
Большая Аня - а маленькая (Анечка);
Большая Таня – а маленькая (Танечка);
Большая Галя - а маленькая (Галочка).
- Молодцы, красивые имена придумали.
III. Игра «скажи ласково» — договаривание предложений.
1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание.
Цель: учить пользоваться уменьшительно-ласкательными суффиксами, называя части тела.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «скажи ласково». Внимательно посмотрите на Катю и Катеньку, я буду показывать часть тела куклы, а вы должны будете назвать ее ласково.
Например:
У Кати большая голова. -А у Катеньки маленькая (головка).
У Кати большое лицо. -А у Катеньки маленькое (личико).
У Кати большой нос. -А у Катеньки маленький (носик).
У Кати большой рот. -А у Катеньки маленький (ротик).
У кати большое ухо. -А у Катеньки маленькое (ушко).
У Кати большие руки. -А у Катеньки маленькие (ручки).
У Кати большие ноги. -А у Катеньки маленькие (ножки).
У Кати большой живот. -А у Катеньки маленький (животик).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
2. Игра «Два, две»
- Я буду называть одну часть тела, а вы сколько таких частей есть у каждого человека.
Глазик - два глазика;
Щёчка - две щёчки;
Плечико - два плечика;
Ручка - две ручки;
Ножка - две ножки;
Ушко – два ушка.
- Молодцы!
IV. Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»:
а) с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером;
Цель: учить дифференцировать размеры (большой - маленький).
-Ребята, Кате и Катеньке нравится, когда им дарят подарки. Сейчас мы рассмотрим картинки, на которых нарисованы подарки и подарим их нашим гостям.
- Смотрите, это большая звезда, я подарю ее Кате, потому что она большая, а это маленькая звездочка, ее я подарю маленькой кукле Катеньке.
Попробуйте теперь вы, ребята!
Начинай, _________.
Молодец!
Дети по очереди называют предметы и образуют уменьшительно-ласкательную форму.
-Нашим гостям все подарки понравились. А пока Катя и Катенька разглядывают свои подарки, мы с вами отдохнем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
V. Физкультминутка.
Цель: снятие усталости и напряжения, выработка четких движений во взаимосвязи с речью.
Теперь немного отдохнем.
Мы пошли с тобой в лесок (топаем ногами)
И увидели грибок. (нагибаемся)
Раз грибок, два грибок (приседаем)
И набрали кузовок. (руки в «замок»)
А как птичка-то поёт! (прислушиваемся)
Восхищается народ. (хлопаем в ладоши)
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока. (делаем плавательные движения)
Хорошо! (обнимаем друг друга)
Вот и день уже прошёл! (прыгаем)
Какие слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами были в нашей разминке?
VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной сказки «Теремок»:
Цель: развивать фонематическое восприятие.
- Отдохнули? Садитесь ровно, внимательно слушайте сказку про Теремок.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ ПО СКАЗКЕ «Теремок»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
- Скажите, какие ласковые слова вы услышали?
- Молодцы!
VII. Итог. Называние друг друга ласковыми именами.
- Назовите друг друга ласковыми именами.
Дети по очереди называют друг друга ласково по именам.
- Какие все сегодня молодцы, все хорошо работали! На этом наше занятие закончилось, вставайте и спокойно идите в группу.
Заключение.
Проблема целенаправленного развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных в логопедии.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Важнейшим в работе являлся принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделялось при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (грамматически правильные развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии).
Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.
Работа по формированию связной речи строилась также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности ).
По итогам проведенной работы у детей отмечались:
- Положительная динамика развития грамматического строя речи (в плане усвоения материала по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
- Успехи в развитии словотворчества и дальнейшего совершенствования языкового чутья: чуткость к слову и его формам;
- Кроме того, у большинства детей закрепился навык ответа полным предложением.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. – с.27-43.
2.Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе - М.: Издательство ГНОМ и Д,- 128 с.
3.Гомзяк О. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
4.Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.
5.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение.2013. – 364 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (подготовительная группа) «Путешествие на вотчину Деда Мороза»
Занятие будет интересно воспитателям....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...
Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях к...