Использование артикуляционной гимнастики у дошкольников старшей группы, для улучшения речевого развития
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_artikulyatsionnoy_gimnastiki_u_doshkolnikov_starshey_gruppy.pptx | 680.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) .и понятной окружающим.
Ц ель артикуляционной гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.
Задачи артикуляционной гимнастики Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции. Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться. Развивать подвижность нижней челюсти. Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора
Методика проведения артикуляционной гимнастики Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением. Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям
Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков ( дислалию ) или нечёткое произношение (стертую дизартрию).
Основные правила проведения артикуляционной гимнастики: продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут; во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции; гимнастика должна проходить в игровой форме;
комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно; если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки; всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества
Картотека "Артикуляционная гимнастика" I. Общий комплекс упражнений «Улыбка»: широко улыбнуться, зубы не показывать. Удерживать в таком положении под счет до 5. Наш Дениска – озорник Тянет губки к ушкам. - Посмотрите, — говорит, - Я теперь — лягушка!
«Заборчик»: улыбнуться, показать верхние и нижние зубки. Удерживать в таком положении под счет до 5. Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны.
«Часики»: рот приоткрыть, перемещать кончик языка из правого угла рта в левый. Повторить 5-10 раз. Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так!
« Качели»: открыть рот. Попеременно поднимать и опускать кончик языка то на верхнюю, то на нижнюю губу. Повторить 5-10 раз. На качелях Я качаюсь Вверх – вниз, Вверх – вниз, И все выше поднимаюсь, А потом вниз.
« Иголочка»: узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше. Удерживать в таком положении под счет до 5. Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок .
II. Комплекс упражнений для свистящих звуков «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10. Повторить несколько раз. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке, Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.
«Месим тесто»: Высунуть широкий язык между губами и пошлепать его: « пя-пя-пя ». Повторить несколько раз. Тесто мнем, мнем, мнем! Тесто жмем, жмем, жмем! Пироги мы испечем.
«Расческа»: губы в улыбке, зубы видны. Язык прикусить зубами. Двигать языком вперед – назад, не разжимая зубов. Повторить 5-10 раз С волосами я дружу Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа, А зовут меня расческа.
«Змейка»: рот широко открыть. Узкий, напряженный язык высунуть как можно дальше и спрятать глубоко в рот. Повторить несколько раз. Осторожно народ: Змея в пещере живёт. Кто её не хвалит, Того она ужалит.
«Чистим зубки»: открыть рот. Кончиком языка «чистим» сначала верхние зубы, затем нижние. Повторить несколько раз. . Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние .
«Горка»: Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Санки привезли ребятки Горка есть и – всё в порядке!
III. Комплекс для шипящих звуков «Чашка»: открыть рот. Язык широкий. Тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их. Язык в форме «чашечки». Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15. Язычок наш поумнел. Чашку сделать он сумел. Можно чай туда налить. И с конфетами попить .
«Вкусное варенье»: открыть рот. Широким языком «слизывать» варенье с верхней губы. Повторить несколько раз. Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.
« Бегемотики »: широко раскрыть рот. Удерживать в таком положении под счет до 5. Повторить упражнение несколько раз. Рот пошире открываем, В бегемотов поиграем: Шире мы разинем ротик, Чем голодный бегемотик . Сразу закрывать не станем, А сначала сосчитаем. Раз, два, три, четыре, пять – Будем снова отдыхать.
IV. Комплекс для сонорных звуков «Маляр»: открыть рот. Кончиком языка проводим по небу от верхних зубов к горлу. «Красим потолок», не торопиться. Повторить несколько раз. Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. Белит нёбо кисточка за мазком, мазок. Сделано немало, кисточка устала.
«Лошадка»: открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз. Вот лошадка скачет ловко, У лошадки есть сноровка! Много, много в цирке лет, А ребятам всем – привет!
«Грибок»: открыть рот. Широкий язык всей плоскостью присосать к нёбу. Язык будет напоминать тонкую шляпку, а связка – ножку гриба. Удерживать в таком положении под счет от 10 до 15. На тонкой ножке вырос гриб, Он не мал и не велик. Присосался язычок! Несколько секунд – молчок!
«Пароход»: Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы «Путь счастливый говорит» Ы-Ы-Ы-Ы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"
Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....
Артикуляционная гимнастика для воспитанников старшей группы
Комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ и щек....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки....
Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников старшей группы детского сада.
Гимнастика для подвижности языка ( умение делать его узким, широким, удерживать на нижних резцах, а также поднимать за верхние зубы). Гимнастика для подвижности губ ( умение вытягивать и...
Конспект занятия по физической культуре с элементами артикуляционной гимнастики для детей старшей группы .
Конспект занятия по физической культуре с элементами артикуляционной гимнастики для детей старшей группы....
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы рече...