Артикуляционная гимнастика для воспитанников старшей группы
материал (старшая группа)
Комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости языка, губ и щек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_starshih_grupp.doc | 869.5 КБ |
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день проблема правильного произношения звуков одна из распространенных проблем в дошкольном возрасте. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики для группы шипящих звуков (Ш, Ж).
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
- Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
- На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
- Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
- Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
- Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.
Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме во время групповых сборов или на занятиях по развитию речи.
Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»:
- губы округлены и выдвинуты вперед
- зубы сомкнуты, либо сближены
- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
- теплая воздушная струя выдыхается по середине языка
- звук «Ш» произносится без голоса - глухой
- звук «Ж» произносится с голосом - звонкий
«Заборчик»
Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.
«Трубочка»
Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.
Чередование «Заборчик» - «Трубочка»
«Открыть – закрыть заборчик»
Улыбнуться, открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить 5 – 10 раз.
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Чашечка»
Сделав «Блинчик», широкий язык поднять вверх, придавая ему форму «Чашечки» (не пролить водичку). Следить, чтобы боковые края и кончик языка не опускались. Удержать под счет от 1 до 10.
Затем завести «Чашечку» в рот за верхние зубы и удержать под счет от 1до 5.
« Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Остудим чаек» или «Парус»
Сделать «Чашечку», завести за верхние зубы и подуть в нее, как бы на верхние зубки.
Упражнения для выработки
правильной воздушной струи
«Футбол» | Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Предложить ребенку, дуя на шарик, загнать его в ворота. | |||
«Ветряная мельница» | Предложить ребенку подуть на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. | |||
«Снегопад» | Вырезать снежинки из бумаги. Предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони. | |||
«Листопад» | Вырезать из цветной бумаги разные осенние листья. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Также можно закрепить названия деревьев: «С какого дерева упал лист?». | |||
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача,нажимать пальчиками на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с). |
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук (М) надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
для воспитанников
старшей группы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционной гимнастики (вторая младшая группа)
Комплексы артикуляционной гимнастики(вторая младшая группа)...
Артикуляционная гимнастика — комплекс (подготовительная группа)
Для успешного развития артикуляционного аппарата ребёнка,необходима ежедневная артикуляционная гимнастика....
Комплекс артикуляционной гимнастики в подготовительной группе
Комплекс артикуляционной гимнастики в подготовительной группе Что важно знать, работая с детьми над развитием...
Артикуляционная гимнастика на все группы звуков.
Комплексы артикуляционной гимнастики, разработанные для постановки определённой группы звуков....
Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год
Комплекс артикуляционной гимнастики в младшей группе на год....
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ(ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)
Комплексы артикуляционной гимнастики(вторая младшая группа)Работа над развитием артикуляционного аппарата, является одной из первостепенных задач, в работе над формированием правильного звукопроизноше...
Артикуляционная гимнастика для средней группы
артикуляционная гимнастика для старшей группы по месяцам...