Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тарасенко Наталия Валерьевна
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».
Цель. Развитие монологической речи дошкольников.
 
Задачи:
Образовательные: учить поддерживать непринужденную беседу,  учить детей  грамматически правильно отвечать на вопросы, уметь коротко рассказывать о своих наблюдениях.
Развивающие:  уточнить и систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; учить устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, активизировать  словарь по данной теме.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность.
 
Предварительная работа: Ведение с детьми календаря погоды и природы. Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений, загадок. Пальчиковых игр, пословиц об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Игра «Подбери признаки к предметам», «Подбери действия к предметам»
 
Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень»,  корзина с листьями, мнемосхемы, мяч.
 
 
Содержание непосредственно-организованной деятельности:
 
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- Назовите осенние месяцы.
- Осень в сентябре и октябре какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)
- Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)
- Что такое листопад?
- Назовите приметы осени.
 
 
2. Объявление темы.
- Сегодня мы поговорим об осенней поре, будем учиться составлять рассказ об осени.
 
3. Игра «Подбери действие».
- Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают, летят, кружатся, ложатся, вянут.
- Дождь осенью — моросит, идет, стучит, капает, льёт.
- Ветер осенью – дует, задувает, срывает.
- Урожай осенью — убирают.
- Птицы осенью — улетают.
- Деревья осенью — роняют листья.
- Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки.
 
4. Игра «Подбери признак».
- Листья осенью (какие?) — желтые, красные, багряные, золотые.
Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)
- Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий, грибной, мелкий.
- Погода осенью (какая?) — пасмурная, дождливая, хмурая, солнечная.  морозная (поздней осенью).
- Деревья осенью (какие?) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.
- День осенью (какой?) – пасмурный, дождливый, холодный, солнечный, ветреный, хмурый.
- Ветер осенью (какой?) – сильный, порывистый, ураганный.
 
5. Физкультминутка
Осень в гости к нам пришла        (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает                     (руки  над головой, движения из стороны 
С веточек листву сдувает               в сторону)
Листья по ветру кружатся            (дети изображают движения)
И под ноги к нам ложатся:
Листья березы, клена, осины        (загибают пальчики на обеих руках, 
Листики ивы и тополиные              начиная с большого пальца)
Кружат под ноги летят                 (руки перед собой снизу, движения из 
Знают, все дети в лесу листопад   стороны в сторону).
 
6. Составление рассказа об осени.
Дети, посмотрите,  сколько под деревом лежит листочков, но они какие-то не простые, на каждом листочке свой символ.
-Какое наступило время года? 
-Как греет солнце осенью?                      (символ «солнце»)
- Какой дует ветер?                                  (символ «ветер»)
- Что появляется на небе?                        (символ «тучи, дождь»)                   
-Какой осенью идёт дождь?
- Какие листья на деревьях?                    (символ «листья»)
-Какими становятся деревья и кусты?     (символ «деревья, кусты»)
- Куда улетают птицы?                             (символ «птицы»)
-Куда прячутся насекомые?                     (символ «насекомые»)
- Что происходит с дикими животными? (символ «животные»)
- Какие дары собирают осенью люди?     (символ «дары»)
-Как одеваются люди осенью?                  (символ «люди»)
 
Вот  и получился у нас рассказ об осени
 
Рассказ «Осень»
Осенью у солнца короткие лучи и поэтому оно греет слабо.
Осенью дует (холодный, сильный) ветер.
Осенью на небе много туч и часто идет (моросящий) дождь.
Листья желтеют, краснеют и опадают.
Деревья и кустарники стоят голые.
Осенью птицы улетают на юг.
Насекомые прячутся под кору деревьев.
Животные  делают запасы на зиму, меняют шубку, залегают в спячку.
Люди собирают урожай: овощи, фрукты. В лесу грибы, ягоды.
Люди одевают теплую одежду и обувь.
Рассказывание рассказа детьми.
 
7. Итог: О чем мы с вами говорили сегодня? Что вам понравилось?
С каким настроением заканчивается для вас наше занятие? 
Вы сегодня все были молодцы!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес» с использованием технологий: мнемотехника, развивающие игры.

1. Коллаж «Пробуждение природы».2. Карточки – модели «Признаки весны».3. Шапочки диких животных.4. Настольная ширма.5. Развивающие игры «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра».6. Блоки Дьенеша...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники

Составление рассказа «Весна идет» Обучающие задачи:•                    закрепить и расширить словар...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно – эстетическому развитию с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Дымковская игрушка»

Программное содержание:Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей с...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию на тему: «Волшебные картинки, или Новые приключения колобка»

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), умение объединять их по разным признакам.Задачи:Образовательные:1. Развитие диалогической ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».

Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2.  Формировать ...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельности с детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёзовая роща»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельностис детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёз...