АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
консультация
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«Лопаточка» или «Блинчик» - рот широко открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Иголочка» - рот открыт. Узкий, напряженный язык выдвинут вперед.
«Киска сердится»- рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается (выгибается) вверх. Кончик языка от зубов не отрывать!
«Чашечка»- рот широко открыт. Передний и боковой края широко языка подняты, но не касаются зубов.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«Часики»- рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончиком языка попеременно тянуться под счет взрослого то к одному, то к другому уголку рта.
«Змейка» - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать обратно в рот.
«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним зубам, потом к нижним.
«Футбол» -рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Чистим зубки»- рот открыт, чистим язычком верхние, потом нижние зубки.
«Лошадка»- присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.
«Грибок» - рот открыт. Присосать язык к верхнему небу и не отрывать его. Подъязычная уздечка должна сильно натянуться (ножка), язык шляпка.
«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от зубов к мягкому небу и обратно (красим потолок)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке под счет до 10-ти. Зубы не видны!
«Заборчик» - верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены. Губы в растянутой улыбке.
«Трубочка» или «Слоник» - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Бегемотик» - широко открывать и закрывать рот.
Чередование: «Улыбка- Трубочка», «Бегемотик –Заборчик».
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Фокус»- улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты к губе, а посередине языка был желобок. В таком положении пытаться сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух идет посередине языка, по желобку. Если все делать правильно – ватка должна взлететь вверх!
«Остудим блинчик» - улыбнуться, сделав «блинчик». Подуть, произнося длительный звук ФФФФФ. Щеки не надувать!
«Остуди чай в чашечке» - сделать «Чашечку» из языка, аккуратно завести ее за верхние зубы и подуть на язычок. Должен слышаться звук, похожий на Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Щеки не надувать! Воздух идет по языку!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artik._i_dyh._uprazhneniya.docx | 14.6 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«Лопаточка» или «Блинчик» - рот широко открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Иголочка» - рот открыт. Узкий, напряженный язык выдвинут вперед.
«Киска сердится»- рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается (выгибается) вверх. Кончик языка от зубов не отрывать!
«Чашечка»- рот широко открыт. Передний и боковой края широко языка подняты, но не касаются зубов.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«Часики»- рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончиком языка попеременно тянуться под счет взрослого то к одному, то к другому уголку рта.
«Змейка» - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать обратно в рот.
«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним зубам, потом к нижним.
«Футбол» -рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Чистим зубки»- рот открыт, чистим язычком верхние, потом нижние зубки.
«Лошадка»- присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.
«Грибок» - рот открыт. Присосать язык к верхнему небу и не отрывать его. Подъязычная уздечка должна сильно натянуться (ножка), язык шляпка.
«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от зубов к мягкому небу и обратно (красим потолок)
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке под счет до 10-ти. Зубы не видны!
«Заборчик» - верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены. Губы в растянутой улыбке.
«Трубочка» или «Слоник» - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Бегемотик» - широко открывать и закрывать рот.
Чередование: «Улыбка- Трубочка», «Бегемотик –Заборчик».
Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Фокус»- улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты к губе, а посередине языка был желобок. В таком положении пытаться сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух идет посередине языка, по желобку. Если все делать правильно – ватка должна взлететь вверх!
«Остудим блинчик» - улыбнуться, сделав «блинчик». Подуть, произнося длительный звук ФФФФФ. Щеки не надувать!
«Остуди чай в чашечке» - сделать «Чашечку» из языка, аккуратно завести ее за верхние зубы и подуть на язычок. Должен слышаться звук, похожий на Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Щеки не надувать! Воздух идет по языку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
Дыхательные упражнения как метод оздоровления и развития детей.
Предлагается перечень упражнений для развития речевого дыхания. Их можно использовать на индивидуальных логопедических занятиях и на фронтальных фонетических занятиях....
Словарь и его значение для речевого развития детей
Словарь и его значение для речевого развития детей...
"Использование логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста "
Определение эффективности применения логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: И...
Использование артикуляционной гимнастики у дошкольников старшей группы, для улучшения речевого развития
Артикуляционная гимнастика в старшей группе...
Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи
Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи...
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения
Для детей раннего возраста...