АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
консультация

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

 

      Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Лопаточка» или «Блинчик» - рот широко открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка» - рот открыт. Узкий, напряженный язык выдвинут вперед.

«Киска сердится»- рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается (выгибается) вверх. Кончик языка от зубов не отрывать!

«Чашечка»- рот широко открыт. Передний и боковой края широко языка подняты, но не касаются зубов.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Часики»- рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончиком языка попеременно тянуться под счет взрослого то к одному, то к другому уголку рта.

«Змейка» - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать обратно в рот.

«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним зубам, потом к нижним.

«Футбол» -рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Чистим зубки»- рот открыт, чистим язычком верхние, потом нижние зубки.

«Лошадка»- присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.

«Грибок» - рот открыт. Присосать язык к верхнему небу и не отрывать его. Подъязычная уздечка должна сильно натянуться (ножка), язык шляпка.

«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от зубов к мягкому небу и обратно (красим потолок)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке под счет до 10-ти. Зубы не видны!

«Заборчик» - верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены. Губы в растянутой улыбке.

«Трубочка» или «Слоник» - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Бегемотик» - широко открывать и закрывать рот.

Чередование: «Улыбка- Трубочка», «Бегемотик –Заборчик».

 

     Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Фокус»- улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты к губе, а посередине языка был желобок. В таком положении пытаться сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух идет посередине языка, по желобку.  Если все делать правильно – ватка должна взлететь вверх!

«Остудим блинчик» - улыбнуться, сделав «блинчик». Подуть, произнося длительный звук ФФФФФ. Щеки не надувать!

«Остуди чай в чашечке» - сделать «Чашечку» из языка, аккуратно завести ее за верхние зубы и подуть на язычок. Должен слышаться звук, похожий на Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Щеки не надувать! Воздух идет по языку!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artik._i_dyh._uprazhneniya.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

     

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

      Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. С малых лет ребенок совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, что способствует формированию речевого навыка. Но иногда возникают сложности с произношением слов. Исправить их поможет артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Лопаточка» или «Блинчик» - рот широко открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка» - рот открыт. Узкий, напряженный язык выдвинут вперед.

«Киска сердится»- рот открыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднимается (выгибается) вверх. Кончик языка от зубов не отрывать!

«Чашечка»- рот широко открыт. Передний и боковой края широко языка подняты, но не касаются зубов.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Часики»- рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончиком языка попеременно тянуться под счет взрослого то к одному, то к другому уголку рта.

«Змейка» - рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать обратно в рот.

«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним зубам, потом к нижним.

«Футбол» -рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Чистим зубки»- рот открыт, чистим язычком верхние, потом нижние зубки.

«Лошадка»- присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.

«Грибок» - рот открыт. Присосать язык к верхнему небу и не отрывать его. Подъязычная уздечка должна сильно натянуться (ножка), язык шляпка.

«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от зубов к мягкому небу и обратно (красим потолок)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке под счет до 10-ти. Зубы не видны!

«Заборчик» - верхние и нижние зубы сомкнуты и обнажены. Губы в растянутой улыбке.

«Трубочка» или «Слоник» - вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Бегемотик» - широко открывать и закрывать рот.

Чередование: «Улыбка- Трубочка», «Бегемотик –Заборчик».

     Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Фокус»- улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края были прижаты к губе, а посередине языка был желобок. В таком положении пытаться сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух идет посередине языка, по желобку.  Если все делать правильно – ватка должна взлететь вверх!

«Остудим блинчик» - улыбнуться, сделав «блинчик». Подуть, произнося длительный звук ФФФФФ. Щеки не надувать!

«Остуди чай в чашечке» - сделать «Чашечку» из языка, аккуратно завести ее за верхние зубы и подуть на язычок. Должен слышаться звук, похожий на Ш-Ш-Ш-Ш-Ш. Щеки не надувать! Воздух идет по языку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные упражнения как метод оздоровления и развития детей.

Предлагается перечень упражнений для развития речевого дыхания. Их можно использовать на индивидуальных логопедических занятиях и на фронтальных фонетических занятиях....

Словарь и его значение для речевого развития детей

Словарь и его значение для речевого развития детей...

"Использование логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей дошкольного возраста "

Определение эффективности применения логоритмических игр и упражнений в музыкальном и речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: И...

Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи

Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи...