«Развитие связной речи у детей в условиях пребывания в логопедической группе детского сада»
консультация по логопедии (старшая группа)
В материале консультации даны основные характеристики связной речи, в соответствии с возрастом и периодом обучения детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech_u_detey_styazhyolymi_narusheniyami_rechi_-_kopiya.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед МБДОУ д/с-к/в №7 Роттер Марина Александровна
Консультация для воспитателей по теме:
«Развитие связной речи у детей в условиях пребывания в логопедической группе детского сада»
Из опыта работы
учителя–логопеда
М.А. Роттер
Речь детей с ОНР – 3 уровня характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.
1) дети используют в активной речи простые распространённые предложения, и некоторые виды сложных предложений. Но структура их нарушена за счёт отсутствия главных или второстепенных членов предложения.
2) Дети используют в речи предложные конструкции в некоторых случаях с простыми предлогами «в», «на», «под». Понимание и употребление сложных предлогов резко ограничено:
-опускают сложные предлоги
-заменяют простыми, близкими по- смыслу.
3) Ошибки в речи связаны изменением слов по категориям рода (среднего), числа(согласование существительных с числительными в косвенных падежах), лицах, времени(глаголы будущего времени).
4)Понимают и самостоятельно образуют слова по наиболее распространённым словообразовательным моделям: (с суффиксами – ик, -к, -очк); с трудом (с суффиксами –ов, -ин, -ев, -ян, еньк, -оньк и способом сложения двух основ, образование притяжательных прилагательных).
5) неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с отвлечённым значением.
6)Нарушение логико-временных связей в рассказывании(переставляют местами части рассказа, пропускают важные части сюжета, ограничиваются перечислением действий).
Лучше всего заметно при составлении рассказа по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказе. Более успешно справляются с пересказом по демонстрируемым действиям.
Рассказ-описание малодоступен, в основном идёт перечисление формы. Цвета или отдельных частей предмета.
Развитие навыков связной речи на фронтальных коррекционных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи включают в себя:
В первом периоде первого года обучения
-развитие понимания связной речи
- подготовку к овладению диалогом
-усвоение основных словообразовательных форм (уменьшительно- ласкательные суффиксы, глаголы с приставками)
-притяжательные местоимения
-преобразование формы глагола
-составление простых предложений(по вопросам, демонстрируемым действиям, по моделям, схемам, сюжетной картине) – всё это вместе, преимущественно, формирует речевые средства.
Во втором периоде обучения продолжается работа над накоплением словаря, овладением грамматическими умениями, что подготавливает условия для овладения первоначальными навыками монологической речи.
-вопросно-ответная речь
-обучение самостоятельной постановке вопросов
-описание предметов (по лексическим темам)
-рассказ-описание демонстрируемых действий (с опорными словами)
-обучение составлению и распространению предложений тесно связано с работой над обобщающими понятиями (подлежащие, определение. сказуемое) – введение однородных членов предложения
-закрепление составления предложений по простым моделям (Кто? Что делает?) и (Кто? Что делает? Что?).
При обучении правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения используется вопросно-ответная форма речи.
Формы работы: договорить слово, подобрать нужный предлог, закончить предложение.
-Составление рассказа - описания, опираясь на предложенный план постепенно переводим в самостоятельное составление плана.
-Составление рассказа по картине (с предложенным планом).
-обучение пересказу(короткие тексты из 3-4 , связанных между собой, предложений).
-из трёх простых предложений в нарушенной последовательности.
Третий период обучения
-продолжить развивать диалогическую речь.
-развивать навыки при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии 2-3 сюжетных картинок и по одной сюжетной картине; в творческих пересказах.
-учить детей понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи и обогащение словаря у детей логопедической группы на занятиях по развитию речи»
развитие речи...
Развитие диалогической разговорной речи как средства общения посредством сюжетно-ролевой игры у дошкольников с кохлеарным имплантом в условиях логопедической группы детского сада. (Из опыта работы).
Особенности обучения диалогу ребенка с кохлеарным имплантом. Этапы обучения диалогу в процессе сюжетно-ролевой игры....
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения
Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".
Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...
Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе в старшей логопедической группе
Перспективный план по развитию связной речи и художественной литературе...