Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с использованием технологии ТРИЗ в логопедической группе. Тема: “Прогулка по весеннему лесу”.
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с использованием технологии ТРИЗ
в логопедической группе в старшей группе.
Тема: “Прогулка по весеннему лесу”.
Возраст: 5-6 лет
Продолжительность: 25 минут
Программное обеспечение: основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015., и примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Санкт-
Тема: Составление рассказа от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица).
Цель:
продолжать учить детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,
учить составлять предложения – сравнения со словом – как,
закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ,
составлять рассказ от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица),
упражнять в чтении,
воспитывать у детей высшие чувства.
Ход занятия:
Орг. момент: В зал входят дети и здороваются с гостями.
Логопед: “Посмотрите: к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся”.
Отгадывание загадок о зиме.
-Тряхнула перинки- над миром пушинки. (зима)
-Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает ? (зимой)
-Запорошила дорожки ,разукрасила окошки .
Радость детям подарила ,и на санках прокатила (зима)
Логопед: “Ребята, о каком времени года я рассказывала? (о зиме). Сегодня мы поговорим о зиме”.
Д/ игра: “Найди приметы зимы”.
Логопед: “Ребята, давайте найдем картинки, на которых изображены приметы зимы. Но, вы, взяв картинку, должны объяснить: почему вы ее взяли”. Дети выставляют картинки на магнитную доску.
Речевая игра: “Ассоциации” - придумывание предложений со словом КАК по схеме методом ТРИЗ “мозговой штурм”.
Логопед: “Снег окутал землю как- одеяло, шарф,….
В снегу ноги утопают как в – каше, болоте ….
Вьюга мчится как - автобус, ракета, поезд, ….
Ветер шумит как – ребенок;
Птицы шумят, ссорятся как – дети, погремушка, ветер…
Сосульки капают как – слезы, …
Деревья покрываются снегом как– одеялом, шалью, …
Логопед выбирает наиболее точный и понравившийся вариант.
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки?
—В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
Логопед: “Ребята а вы хотите очутиться взимнем лесу?” Выставляется сюжетная картинка.
Прием ТРИЗ “вхождение в картину”.
Схемы - Помощники: Волшебники “Я вижу”, “Я слышу”, “Я ощущаю носом”, “Я ощущаю руками” и т. п.
Логопед: “Продолжите предложения:
Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, ледяную сосульку и т.п.
Я слушаю….(как тихо ложится на землю снег, как завывает метель и т.п.)
Я чувствую запах…(мороза и свежести)
Использование ИКТ, музыкального сопровождения.
Логопед: “Я предлагаю оживить картинки. Вы – герои.
Логопед: “Превратись во что – нибудь и опишите своё настроение и своё отношение к окружающим вас” - приём эмпатии.
Рассказ от первого лица. Выбирают картинки: солнце, снежинка , сугроб, спрятанная подо льдом речка, ветер, снежная тучка.
Схема: “Черное и белое”помогает рассказать об отношении с окружающим миром и проблемы.
Логопед: “Придумайте “красивые слова” к картинкам.
Солнце (луч) – Я – доброе, ослепительное, круглое. Мне нравится играть своими лучиками по заснеженным равнинам. Мне не нравиться, что снежная тучка прячет меня и я не могу их согреть.
Снежинка – я белая, искристая, лучистая. Не люблю тепло но люблю солнечный свет, люблю кружиться со своими подругами снежинками над заснеженными полями.
Сугроб–я большой , рыхлый .Не люблю солнечный свет ,люблю прятаться под деревьями
Спрятанная подо льдом речка -Я чистая, лесная, быстрая, но сейчас я спокойная , сонная , тихая. Я люблю когда дети катаются по гладкому льду укрывшему меня как одеялом .я не люблю когда рыбаки долбят во мне лунки.
Ветер- я сильный, могучий, стремительный .Я люблю проносится над заснеженными полями и кружить в воздухе тысячи снежинок, я не люблю долго оставаться на одном месте.
Снежная тучка – Я серая, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.
Игра с элементами ТРИЗ: “Давайте найдем самое удачное название картине”. Упражнение в чтении.
Давайте выберем пословицу о зиме, прочитаем её. Она будет названием нашей картине. Дети выбирают пословицу среди других произвольно.
Логопед: “Почему так назвали картину?”
Зимой солнце светит, да не греет.
Без мороза вода не замёрзнет Снег холодный, а от мороза укрывает
Береги нос в сильный мороз Синица к избе - зима на двор
Где снег, там и след Зима - не лето, в шубу одета
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.
2. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144 c.
3. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
4. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера,
5. Шадрина, Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г. Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.
Подробнее: https://www.uchmet.ru/library/material/1612689/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В заколдованном лесу».
Конспект занятияНазвание: «В заколдованном лесу».Цель: Развитие связной речи.Задачи:Коррекционно-развивающие:1. Развивать слуховое внимание и память.2. Развивать дыхание и голос.3. Развивать связную р...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР подготовительного возраста. Разучивание стихотворения "Кто такие витамины" С. Лосева с использованием мнемотаблицы.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Зимние забавы" с использованием ИКТ.
"Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности" - Л.С. Выготский.Формирование умений и навыков связной речи - одна из важных задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зав...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии "Времена года"
Закрепление знаний о явлениях природы в разный период года, систематизирование знаний детей о последовательности протекания различных событий, активизирование мышления детей, закрепление представлений...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с использованием технологии «сторителлинг».
Педагогическая технология сторителлинг очень эффективна в развитие связной речи. Так как сухие факты запоминаются очень сложно, облегчить запоминание поможет творческая подача информации. Материл насы...
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «В поисках клада»
Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление, развивать доброту и взаимопомощь....