Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Баукова Ирина

Ход НОД 

1. ОРГ. момент 

Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапка).Далее загадывается загадка о зиме: " белоснежная красавица детям взрослыи очень нравится?-( ЗИМА).Коллективное составление звуко-слоговой схемы слова ЗИМА.

2. Логопед начинает игру " СНЕЖКИ" Пословицы и поговорки о зиме.ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, И ЗИМУ......?

3.Дети проходят за столы и начинают играть в игру" Какой-какая?" подбирая слова признаки к предметам и явлениям природы: ЗИМА-какая?......СНЕГ-какой?....

4.Далее идет игра" Выложи схему предложения" дети составляют по одному предложению о зиме и выкладывают схему

5.Дыхательная гимнастика " Запах нового года".

6. Дети выходят в круг, где проводится игра с мячом " Скажи наоборот" ( одеваться-раздеваться, замерз-.....отогрелся)

7.Пальчиковая гимнастика " Снежинки"

8.Игра " Подбери родственное слово"( ЗИМА, ЗИМУШКА, ЗИМОВЬЕ, ЗИМНЯЯ, ОЗИМЫЕ)

Дети встают и проходят к столу для коллективного составления из разрезанных частей большой картинки, где изображен медведь, затем составляются предложения, где зимуют звери.

9. Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushchka_zima_no_3.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по теме “Зима”. Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами. Развитие навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков звукового анализа слов и анализа предложений, речевого дыхания, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитательные цели.

Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям.

Материал. Наборы для выкладывания звуковой схемы и схемы предложений, карточки-снежинки для чтения предложений, мячик, карточки-шифровки слов зима, снег, ледмороз; блюдца с дольками мандаринок.

Ход занятия.

1. Чтение отрывка из стихотворения И. Никитина:

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и степям.

Называние зимних месяцев детьми.

2.Упражнение “Выложи схему”. Педагог просит детей составить о зиме по одному предложению и выложить схемы составленных предложений. После этого каждый ребенок по схеме анализирует своё предложение. Дети убирают наборы на место.

3. Игра “Какой, какая?” Педагог называет слова, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям.

Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…

Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…

Мороз (какой?) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий …

4. Упражнение “Запах Нового года”. Педагог задает детям вопрос: “Что вам нравится зимой больше всего?” Когда дети ответят “Новый год”, предлагает им вспомнить запах Нового года. Дети перечисляют запахи. Потом им раздаются дольки мандаринок на блюдцах, и проводится игра. Дети глубоко вдыхают запах мандарина и на выдох произносят “Ах! Как вкусно пахнет!”

5. Упражнение “Сравни и расскажи”. Педагог предлагает детям сравнить лед и снег. (Снег мягкий, а лед …твердый; снег пушистый, а лед… гладкий; снег белый, а лед… прозрачный; снег тает быстрее, а лед… медленнее).

6.Подвижная игра “Зима” на координацию речи с движением:

Вот снежинки вниз летят, (Руки подняты вверх, постепенно опускающиеся

На дома и на ребят. кисти рук изображают падающие снежинки.)

Мы на улицу пойдем. (Ходьба по кругу с размахиванием руками)

И в снежки играть начнем. (Наклониться, “слепить снежок”, бросить.)

Падай снег, веселей! (Руки поднять вверх, постепенно опускать и поднимать.)

Будет все кругом белей. (Круговые движения руками).

Мы снежинки, мы пушинки (руки в стороны, повороты влево, вправо)
Покружиться мы не прочь 
(кружимся вокруг себя, руки вверх “фонарики”)
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь 
(пружинка, взмахи руками)
Мы деревья побелили (работают кисти вытянутых вперед рук)
Крыши пухом замели (взмахи рук над головой)
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли. 
(пружинистые приседания с плавными движениями рук перед собой)

Подьем.

7. Игра “Семейка слов”. Педагог называет слово зима, а дети подбирают однокоренные слова. Зима- зимушка- зимовать- зимующие- зимовье - зимовка- зимняя- озимые. Если дети будут затрудняться, педагог помогает вопросами:

Как ласково называют зиму? Зачем медведь в конце осени впадает в спячку? Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края? Как называется одежда, которую носят зимой? Как называются злаки, которых сеют осенью? Как называется сказка о том, как звери зимовали?

8. Педагог предлагает детям поиграть со снежинками. Пальчиковая гимнастика “Снежинки”:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладошке)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладошке)

Но где же, снежинки? В ладошке вода.

(На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Куда же исчезли снежинки? Куда?

(На 1 вопрос сжать, а на 2 разжать кулачки)

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

(Ритмичные потряхивания ладошками)

Как видно, ладошки мои горячи.

(Ритмичные потряхивания ладошками)

9. Упражнение “Шифровки”. Педагог предлагает детям карточки-шифровки слов: зима, снег, лед и просит угадать, какие слова там зашифрованы. Если дети затрудняются, сначала коллективно выкладывается звуковая схема слова зима, находят это слово на шифровке, а после звуковые схемы слов лёд, мороз, снег.

10. Упражнение “Волшебные снежинки”.

С неба падают снежинки,
Не спеша, они летят.
Ты поймай снежинку в руки,
Прочти предложение для ребят.

Детям раздаются карточки в форме снежинок, напечатанными предложениями. Дети читают предложения: Вот и зима! Везде снег. Снег идет. На дубе сидит сова. А под дубом – снеговик. На сосне тоже сидит сова. Снег падает с неба. И под сосной снеговик.

11. Итог и окончание занятия. Педагог спрашивает у детей о том, какие задания понравились, что было трудным, что лёгким. Просит оценить работу сверстников на занятии и подводит итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Продукты питания"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе. Тема: «Осень»

Цели: Уточнение представлений об осени и ее приметах.Расширение и активизация словаря по теме.Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (упо...