«Развитие связной речи и обогащение словаря у детей логопедической группы на занятиях по развитию речи»
статья по логопедии на тему

развитие  речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_rechi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие связной речи и обогащение словаря у детей логопедической группы на занятиях по развитию речи»

                                                                        «Связная речь – это такая речь,

                                                                          которая может быть вполне понята

                                                                         на основе ее собственного предметного

                                                                         содержания»

                                                                                                      С.Л. Рубинштейн

        Связная речь – это грамматически правильная, осознанная, понятная для окружающих речь одного человека.

        Связная речь бывает двух видов: диалогическая и монологическая.

        В настоящее время развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными боевиками и мультфильмами – все это создает угрозу языковой катастрофы.

        Огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду, школе.

        У детей логопедической группы выделяются определенные характерные недостатки:

  •  Неуверенное знание и неточное употребление обиходных слов. В активной лексике преобладают существительные и глаголы;
  • неверное употребление падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глаголов, способов словообразования дети почти не знают;
  • в речи преобладают простые предложения, неумение усложнять: использовать сочиненные и подчиненные предложения;
  • еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение  структуры слова – это мешает овладеть звуковым анализом и синтезом;
  • обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение значений слов, близких по звучанию.

Поэтому необходимо уделять особое внимание разнообразию форм, игровым элементам, эмоциональной насыщенности занятий, активизирующим мыслительную деятельность. Подбор материала для занятий должен соответствовать:

  • возрастным и психологическим особенностям детей;
  • уровню подготовки детей к его восприятию;
  • цели занятия.

На логопедических занятиях по развитию речи дети знакомятся с различными предметами, с многообразием форм и явлений. Здесь уточняется и обогащается словарный запас детей, они учатся строить правильные предложения, связно и последовательно излагать свои мысли.

Обогащение словаря должно постоянно формироваться живого содержания к абстрактному мышлению, от него к практическому: вижу – думаю – говорю. Для обогащения словаря детей необходимы следующие условия:

  • постоянное общение с ребенком;
  • интересная разнообразная жизнь: экскурсии, встречи, походы в театр, наблюдения;
  • чтение художественной литературы – это источник обогащения словаря детей.

Принципы словарной работы:

  • последовательность;
  • постепенность;
  • систематичность;
  • наглядность.

Формы словарной работы:

  • повседневная организованная
  • неорганизованная

Используя различные средства обучения – тексты (рассказы, сказки, загадки, стихи), различный наглядный материал (картинки, игрушки, предметы), тематические экскурсии и игры, - воспитателю, логопеду необходимо не просто познакомить детей со всем этим, но и добиться, чтобы все это дети сами смогли сознательно использовать.

        Одна из эффективных форм развития речи и обогащения словаря – тематические экскурсии – которые расширяют кругозор детей, знакомят с различными процессами, специальным оборудованием, дети овладевают новой лексикой. Поэтому изучение тем «Знакомство с детским садом», «Зима», «Весна», «Лето», «Транспорт» и другие следует сочетаться экскурсиями.

        Для закрепления детьми новых знаний надо проводить тематические сюжетно-ролевые игры, с использованием элементов оборудования, реальных предметов, муляжей.

        Очень важны задания, которые включают словарную, вопросно-ответную работу и работу над предложениями и связной речью. Эти задания должны усложняться по мере улучшения качества речи.

  • Для этого надо знакомить детей с названиями предметов, их признаками, действиями, используя вопросы:

- что это? (мебель)

- какая она?

- какого цвета?

- что можно делать?

  • Игры на развитие умения отвечать и задавать вопросы:
  • Кто больше? Необходимо назвать как можно больше существительных на заданную тему.
  • Невпопад.  Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему.
  • Снежный ком.  Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.
  • Дать возрастающие по сложности задания:

            - принеси мяч

  • принеси красный мяч из левого угла

  • Работа над предлогами

             - «на», «в», «под», «над», «за»

            - «перед», «у», «около», «между»

  • После работы со словами – образовывать словосочетания

              - существительное + прилагательное (цветок красный)

              - существительное + глагол (цветок растет)

  • Усложнить задание, образуя распространенные предложения

              - существительное + глагол + прямое дополнение

                   «Маша читает книгу»

  • Усложнить распространенное предложение введением второстепенных членов (определения, предлоги, союзы и т.д.)

«Маша читает книгу за столом»

        Наряду с работой над предложением проводится составление коротких рассказов с помощью вопросов, опорных слов и  наглядных примеров. Например, для рассказа «В огороде» подбирается:

  • Иллюстрация;
  • Экскурсия в огород;
  • Словарные упражнения (подбор новых и известных слов «лопата», «рыхлить», «Урожай»);
  • Ответы на вопросы, составление предложений «Какое время года?», «Что делают в огороде осенью?»
  • Составление связного рассказа
  • Показ иллюстрации
  • Рассматривание иллюстрации
  • Вопросы:
  • Кто нарисованы?
  • Что еще изображено?
  • Что у него в руках?
  • Для чего нужна лопата?
  • Одновременно составляются короткие предложения;
  • Потом один ребенок рассказывает, другие дополняют, уточняют
  • В заключение иллюстрацию можно убрать и попросит рассказать по памяти о том, кто и как работал в огороде.

Постепенно вводятся местоимения, сначала в единственном числе (я, ты, она, он, оно), затем во множественном числе (мы, вы, они) согласованные с различными формами глагола «Я (что делаю?) ем. Ты (что делаешь?) сидишь». Далее вводят дополнения «Я (что делаю?) ем суп». Далее вводятся определения «Я ем вкусный суп».

        Таким образом, используя примерные тексты, лексический материал, ситуации, игры и другие средства обучения, можно добиться ощутимых результатов в развитии связной речи и обогащение словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментирования

Работа по развитию речи и обогащению словаря дошкольников происходит постоянно. Я преддставля опыт работы по развитию речи в ходе экспериментальной деятельности....

КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения

Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей  образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы  по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...

Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".

"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной с...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...

Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста

Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В данном материале логопед деляться своей работой на тему: "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического вос...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста».

Хорошо известно, что главным средством развития ребёнка в дошкольном возрасте является родное слово, родная речь. Как отмечал великий русский педагог К.Д. Ушинский: « Не условным звукам только у...