Мастер - класс «Многофункциональная чудо-игрушка в коррекционной работе учителя – логопеда»
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Многофункциональная чудо-игрушка
в коррекционной работе учителя – логопеда»
Добрый день, уважаемые участники форума!
Изменения, которые происходят в системе дошкольного образования сегодня, требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Это способствует более эффективному воспитанию и обучению ребенка, влияет на формирование положительной познавательной мотивации и получению качественного результата образования.При этом мы говорим о том, что качество дошкольного образованиязаключается не в получении большего объёма знаний, а в овладении дошкольниками способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении полноценного гармоничного развития каждого ребенка.
В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка, в том числе и в группах для детей с ОВЗ. Повышение эффективности в коррекции нарушений языкового и речевого развития позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Однако, современных детей трудно удивить. Всегда стоит вопрос, как заинтересовать детей, как повысить познавательную мотивацию дошкольников на занятиях и при этом получить качественный результат обучения.
Хочу вас познакомить с дополнительным дидактическим ресурсом для работы учителя-логопеда. Простой в применении, но достаточно привлекательной для ребенка - «Магнитный жезл». Эта игра состоит из жезла и фишек. Жезл пластиковый с мощным магнитом внутри. Фишки пластмассовые, магнитные, разноцветные.
«Магнитный жезл» - это увлекательная игра с самыми разными сюжетами, которая развивает любознательность, внимание и усидчивость, создает ситуацию успеха и достижения цели; стимулирует познавательное развитие детей через активизацию моторного, слухового, зрительного анализаторов.
«Магнитный жезл» позволяет учителю-логопеду создать свой необходимый для работы с дошкольниками комплекс игровых развивающих упражнений для отработки постановки и автоматизации звуков, обогащения словаря, развития грамматического строя речи и т.п.
При использовании данной игры я, как учитель – логопед, решаю проблемы ребенка в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различной степени недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенностей приема и переработки информации.
Сегодня я продемонстрирую некоторые приемы и игровые упражнения, которые наиболее эффективны в коррекционной работе с дошкольниками. Использовать их можно как в групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Первое игровое упражнение: «Артикуляционные бродилки».
Я заранее раскладываю фишки на картинки, где изображена артикуляционная гимнастика. Начинаю работу с ребенком.
- Костя, возьми жезл в правую руку, выполняем упражнение «Заборчик».
-Забери фишку с картинки «Заборчик».
Делаем упражнение….(по аналогии)
- Молодец, Костя.
В данной игре мы отрабатывали артикуляционные упражнения для звука «Р». «Артикуляционные бродилки» можно использовать для всех необходимых звуков.
Такая артикуляционная гимнастика в игровой форме помогает ребенку понять, развивать гибкость и силу мышц языка.
Следующее упражнение «Звуковые дорожки».
Ребенок жезлом с обратной стороны листа двигает фишку по дорожкам и произносит изолированный звук РРРРР…
- Костя, возьми жезл, веди фишку по дорожке и «рычи», как грузовая машина.
Таким образом, звук закрепляется изолированно. Потом отрабатываю поставленный звук в слогах, используя «слоговые дорожки».
Игра «Кладоискатель». Например - «автоматизация звука Р» в словах. Берем обычные картинки, в которых есть этот звук, с прикреплёнными к ним скрепками, чтобы они примагничивались к жезлу.
- Костя, мы сейчас будем с тобой искать клад. Возьми жезл, подойди к песочнице и поищи, что же там спрятано?
Ребенок находит картинки и достает их из песочницы, проговаривая слова, четко артикулируя звук «Р»: ракета, пирог, сорока и так далее.
Можно использовать игру: «Волшебная рыбалка».
Только песок можно заменить на емкость с водой, а картинки - на игрушки с магнитами. Ребенок жезлом вылавливает игрушки из воды и называет их.
Эти игры помогают закрепить поставленный звук в словах.
Следующее игровое упражнение для дифференциации звуков.
Предлагаю ребенку поиграть в игру «Идём в поход». В этой игре учимся различать звуки Л и Р в словах.
Заранее подготавливаю два рюкзака: синий и зеленый. Для синего рюкзака приготовить синие фишки, а для зеленого рюкзака – зеленые фишки.
- Костя, мы с тобой отправляемся в поход. Для этого нам нужно приготовить рюкзачки. Найди картинки со звуком Л и положи на них синие фишки.
А в зеленый рюкзак, я предлагаю тебе найти картинки со звуком Р, положить на них зеленые фишки.
А теперь давай соберем все в рюкзаки.
Таким образом, ребенок учится дифференцировать звуки.
Эту игрушку можно использовать и для развития фонематического слуха.
Предлагаю поиграть в игру «Примагнить звук».
- Костя, я буду произносить ряд звуков. Как только ты услышишь звук Р, примагничиваешь любую фишку к жезлу. А потом мы с тобой посчитаем сколько звуков ты примагнитил.
Аналогично можно поиграть в игру «Звонкий – глухой».
Если ребенок услышит звонкий звук, то убирает магнитным жезлом со стола зеленую фишку, если услышит глухой звук, то убирает со стола желтую фишку.
Следующая игра – для развития словарного запаса.
Например, при изучении лексической темы «Домашние животные».
Можно положить фишку под картинки с домашними животными, а ребенку предложитьсобрать жезлом всех животных одной семьи.
- Костя, возьми жезл и подбери семью к каждому животному.
Употребление предлогов.
Заранее нужно подготовить картинки, с изображением собаки, которая сидит… (за будкой, на будке, в будке…) Фишки положить на картинки. Дается инструкция:
- Костя, покажи, где находится собака? За будкой, на будке, в будке?
Ребенок отвечает….
- Костя, забери жезлом фишку с подходящей картинки.
-Костя, покажи, где находится собака?
-Костя, забери жезлом фишку с подходящей картинки.
Ребенку предлагается по очереди собирать фишки с картинок и проговаривать, где находится собака, правильно употребляя предлоги в предложениях.
Магнитный жезл можно использовать и на подгрупповых занятиях по обучению грамоте.
Если дети научились различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, то с ними можно выполнять звуковой анализ слогов и слов.
А также эти фишки можно использовать в игре «Найди звук в слове» (начале, середине или конце слова).
Магнитный жезл - это пособие, с помощью которого учитель-логопед получает наиболее качественный результат. Играя, ребенок, обучается и развивается. Эта чудо – игрушка может применяться не только логопедом, но и другими специалистами.
С помощью этой игрушки можно сделать логопедические занятия намного интереснее и разнообразнее, это поможет быстрее достичь положительной динамики.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Роль интерактивных технологий Mimio в работе учителя-логопеда"
Современное образование невозможно без использования интнрактивных технологий. В своей работе учителя-логопеды также успешно применяют интерактивные технологии Mimio в тои числе и для повышения мотива...
Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Отзыв о проведении мастер-класса для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков». 10 декабря 2018 года в детском саду воспитателем Яшновой Л.Ю. был провед...
Мастер-класс «Использование инновационных моделей в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ»
Использование информационных технологий на коррекционных занятиях с детьми...
Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»
Мастер-класс для педагогов «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда»....
Мастер-класс по использованию скрепышей в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми
В данном материале рассказывается, как на логопедическихиндивидуальных. подгрупповых и фронтальных занятиях можно использовать миниатюрные резиновые фигурки- скрепыши....
мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"
использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...