Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ на тему: «Осень».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Исаева Серафима Александровна

Цель: формировать навык связного последовательного пересказа с использованием элементов ТРИЗ.

Задачи:

Обучающие:

- Совершенствование монологической речи дошкольников и творческого мышления;

- Формирование навыка связных речевых высказываний;

- Закрепление правильного звукопроизношения дошкольников на основе творческих игр;

- Активизация словаря по теме «Осень».

Развивающие:

- Формирование навыков целенаправленного восприятия, наглядно – образной, словесно – логической памяти дошкольников;

- Развитие внимания, нестандартного мышления в играх;

- Формирование навыков: размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи;

- Пробуждение у детей изобретательских умений;

- Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

- Воспитание уверенности в своих силах, чувства радости, успеха;

- Воспитание уважения к товарищу;

- Учить слушать до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться за успехи товарищей;

- Воспитание самостоятельности и положительной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ на тему: «Осень».

Автор: Исаева С.А.
учитель-логопед


Санкт-Петербург

2021


Цель: формировать навык связного последовательного пересказа с использованием элементов ТРИЗ.

Задачи: 

Обучающие:

- Совершенствование монологической речи дошкольников и творческого мышления;

- Формирование навыка связных речевых высказываний;

- Закрепление правильного звукопроизношения дошкольников на основе творческих игр;

- Активизация словаря по теме «Осень».

Развивающие:

- Формирование навыков целенаправленного восприятия, наглядно – образной, словесно – логической памяти дошкольников;

- Развитие внимания, нестандартного мышления в играх; 

- Формирование навыков: размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи;

- Пробуждение у детей изобретательских умений;

- Развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

- Воспитание уверенности в своих силах, чувства радости, успеха;

- Воспитание уважения к товарищу;

- Учить слушать до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться за успехи товарищей;

- Воспитание самостоятельности и положительной мотивации.

Предварительная работа: постановка звуков и их первичная автоматизация,  наблюдение за приметами осени в природе, рассматривание сюжетных картинок об осени, чтение стихов; дидактические игры: «Назови признак», «Назови действие», «Наоборот», «Назови противоположности» с использованием методов ТРИЗ.

Материалы и оборудование: волшебная коробка, магнитная доска, магнитофонная запись-П.Чайковский «Октябрь. Осенняя Песнь», пособие «Лесенка противоположностей», графическая модель загадки о луже, рассказа «Лужа», графические рисунки лужи, мальчика, рисунок мальчика; жетончики.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет и располагаются вокруг логопеда.

Логопед: «Ребята, сегодня на занятии будем думать, задавать умные вопросы, выполнять Трудные Радостные Интересные Задания и получать жетончики. А теперь сядет тот, кто правильно ответит на вопрос»:

1. Игровое задание «Добавь словечко»

Яркое, теплое (Что?)– солнце                         Щенок, мальчик(Какие?) – маленькие
Ваза, тарелка (Что делают?) – стоят         Руки, лужи (Какие?) – грязные

Лёд, мороженое (Что делают?) – тают
2. 
Игра «Да-нетка»

- Логопед: «Посмотрите, у меня «Волшебная коробка». Хотите узнать, что в ней? Поиграем в игру «Да-нетка». Задавайте умные, интересные вопросы».

Дети: «Это живое?».

Логопед: «Да».

Дети: «Живет в воде?».

Логопед: «Нет».

Дети: «Живет на земле?».

Логопед: «Да».

Дети: «Живет в лесу?».

Логопед: «Нет».

Дети: «Живет в городе, дома?».

Логопед: «Да».

Дети: «Это девочка?».

Логопед: «Нет».

Дети: «Это мальчик?»

Логопед: «Да».

(Из коробки на доску выставляется обычный и графический рисунки мальчика)

Рис 1.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/418068/img1.jpg

Логопед: «Это мальчик Петя. Рядом вы видите схематичный рисунок нашего гостя»

2. - Дидактическое упражнение «На что похоже?» 

Логопед: «Петя приготовил для вас загадку»:

Пусть мала я, ну так что ж!
Ты меня перешагнешь.
Но, как дождика дождусь,
На весь двор я разольюсь!

(Выставляется графическая модель загадки о луже)

Рис.2.

схема загадки.png

Логопед: «На что похожа лужа?».

Дети: «На тарелку, блюдце, зеркало, озеро».

Логопед: «Давайте попробуем назвать красивые слова о лужице. Лужа - она какая?».

Дети: «Прозрачная, мокрая, холодная, блестящая».

- Дидактическое упражнение «Что это может быть?»

Логопед: «А что еще может быть мокрым и блестящим?».

Дети: «Лед, лужа, трава, зеркало, окно и т.д.».

3. Логопед: «Настало время немного отдохнуть. Включим знакомую вам композицию – Чайковского П.И. «Осенняя песнь», и разомнем пальчики. А еще следите за звуками, которые вы научились красиво произносить.

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап.

Имитировать шаги по столу

Сжать руки в кулаки, круговые движения

Стучим пальцами левой руки по ладони правой, потом наоборот.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Трём ладонью о ладонь

Круговые движения кистями рук

Показать падение листьев пальцами обеих рук

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны,

Чик-чирик, чик-чирик.

Имитация птичек кистями рук (сложить пальцы «клювами»)

4. А) Чтение и составление графической модели рассказа без установки на запоминание.

Логопед: «Ребята, хотите узнать, почему Петя загадал вам загадку про лужу? Послушайте, какая история с ним приключилась».

Петя пошел гулять на улицу. Там только что закончился дождь, и кругом было много луж. Ему очень захотелось по ним попрыгать. Петя сильно промок. Вечером у него заболело горло. Мама вызвала врача. Врач дал таблетки и велел лежать в кровати.

Рис.3. Графическая модель рассказа «Лужа»

схема рассказа.png

Б) Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание с последующим пересказом.

В) Беседа «Вопрос – ответ» по содержанию рассказа:

Логопед: «Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы полным ответом».

- Куда пошел Петя? Что произошло на улице? Что сделал Петя?  Что заболело у Пети?  Кого вызвала мама? Что дал врач?

Г) Коллективный пересказ по цепочке с опорой на графическую модель.

5. Логопед: «Молодцы! Ребята, давайте мы тоже выйдем на осеннюю улицу и отдохнем!»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Дунул ветер — полетели.

Руки в стороны.

Мы летели, мы летели

Кружится.

И на землю тихо сели.

Присесть.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дети садятся по местам.

6. - Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо» 

Логопед: «Ребята, вы рады, что осень наступила?».

Дети: ответы детей.

Логопед: «А что хорошо осенью?».

Дети: «Очень красиво вокруг, можно собирать грибы и ягоды, можно делать интересные поделки из листьев, каштанов и желудей и т.д.»

Логопед: «Что плохо осенью?».

Дети: «Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т.д.».

- Дидактическая игра «Лесенка противоположностей»

Логопед: «Какие молодцы! Мне очень понравились ваши ответы! Вы так много знаете об осени, а лето с осенью не перепутаете? Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей (Два контрастных маленьких человечка выставляются на лесенку)

Рис. 4. Пособие «Лесенка противоположностей»

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/418068/img4.jpg

Дети: «Лето ушло, а осень… пришла; Летом тепло, а осенью…холодно;
Солнце летом жаркое, а осенью… холодное, прячется за тучками; Летом дни длинные, а осенью…короткие; Летом деревья в пышной, зеленой листве, а осенью…листья меняют цвет и опадают; Летом мы одеваемся легко, а осенью…надеваем куртки, шапки, сапоги и т.д.

6. Итог занятия

Логопед: «Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Все очень старались, получили много жетончиков.

Что вам понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Я хочу вам подарить по наклейке за ваши старания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР. «В царстве Снежной Королевы»

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР.Форма работы с детьми: игра – путешествие.Тема: «В царстве Снежной Королевы».Образовательные области:·...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме "Профессии"

Данное занятие ориентировано на детей подготовительной группы. В ходе него реализуются задачи развития лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме "Профессии"....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы "Автоматизация звука С"

В конспекте сделан подбор интересных игровых технологий, которые увлекают и мотивируют ребёнка к выполнению заданий, что даёт положительный результат....

КОНСПЕКТ подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы, имеющим ОНР, на тему «Поход в цирк».

Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие;социально-коммуникативное;физическое развитие. Цель: автоматизация звука [...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы

Целью занятия является формирование у дошкольников понятия о дружбе между людьми разных национальностей....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с использованием видео на тему: «Дикие животные. Знакомство с ежом» (Звуки Ф – Фь)

Цели и задачи:Коррекционно-образовательные:- обобщение и систематизация знаний об одном из диких животных наших лесов – еже; его внешнем виде, образе жизни, повадках.- уточнение, активизация и а...