Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ на тему: «Осень».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: формировать навык связного последовательного пересказа с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствование монологической речи дошкольников и творческого мышления;
- Формирование навыка связных речевых высказываний;
- Закрепление правильного звукопроизношения дошкольников на основе творческих игр;
- Активизация словаря по теме «Осень».
Развивающие:
- Формирование навыков целенаправленного восприятия, наглядно – образной, словесно – логической памяти дошкольников;
- Развитие внимания, нестандартного мышления в играх;
- Формирование навыков: размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи;
- Пробуждение у детей изобретательских умений;
- Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Воспитание уверенности в своих силах, чувства радости, успеха;
- Воспитание уважения к товарищу;
- Учить слушать до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться за успехи товарищей;
- Воспитание самостоятельности и положительной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 52.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с использованием ТРИЗ на тему: «Осень».
Автор: Исаева С.А.
учитель-логопед
Санкт-Петербург
2021
Цель: формировать навык связного последовательного пересказа с использованием элементов ТРИЗ.
Задачи:
Обучающие:
- Совершенствование монологической речи дошкольников и творческого мышления;
- Формирование навыка связных речевых высказываний;
- Закрепление правильного звукопроизношения дошкольников на основе творческих игр;
- Активизация словаря по теме «Осень».
Развивающие:
- Формирование навыков целенаправленного восприятия, наглядно – образной, словесно – логической памяти дошкольников;
- Развитие внимания, нестандартного мышления в играх;
- Формирование навыков: размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи;
- Пробуждение у детей изобретательских умений;
- Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Воспитание уверенности в своих силах, чувства радости, успеха;
- Воспитание уважения к товарищу;
- Учить слушать до конца не перебивая, оказывать помощь, радоваться за успехи товарищей;
- Воспитание самостоятельности и положительной мотивации.
Предварительная работа: постановка звуков и их первичная автоматизация, наблюдение за приметами осени в природе, рассматривание сюжетных картинок об осени, чтение стихов; дидактические игры: «Назови признак», «Назови действие», «Наоборот», «Назови противоположности» с использованием методов ТРИЗ.
Материалы и оборудование: волшебная коробка, магнитная доска, магнитофонная запись-П.Чайковский «Октябрь. Осенняя Песнь», пособие «Лесенка противоположностей», графическая модель загадки о луже, рассказа «Лужа», графические рисунки лужи, мальчика, рисунок мальчика; жетончики.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет и располагаются вокруг логопеда.
Логопед: «Ребята, сегодня на занятии будем думать, задавать умные вопросы, выполнять Трудные Радостные Интересные Задания и получать жетончики. А теперь сядет тот, кто правильно ответит на вопрос»:
1. Игровое задание «Добавь словечко»
Яркое, теплое (Что?)– солнце Щенок, мальчик(Какие?) – маленькие
Ваза, тарелка (Что делают?) – стоят Руки, лужи (Какие?) – грязные
Лёд, мороженое (Что делают?) – тают
2. Игра «Да-нетка»
- Логопед: «Посмотрите, у меня «Волшебная коробка». Хотите узнать, что в ней? Поиграем в игру «Да-нетка». Задавайте умные, интересные вопросы».
Дети: «Это живое?».
Логопед: «Да».
Дети: «Живет в воде?».
Логопед: «Нет».
Дети: «Живет на земле?».
Логопед: «Да».
Дети: «Живет в лесу?».
Логопед: «Нет».
Дети: «Живет в городе, дома?».
Логопед: «Да».
Дети: «Это девочка?».
Логопед: «Нет».
Дети: «Это мальчик?»
Логопед: «Да».
(Из коробки на доску выставляется обычный и графический рисунки мальчика)
Рис 1.
Логопед: «Это мальчик Петя. Рядом вы видите схематичный рисунок нашего гостя»
2. - Дидактическое упражнение «На что похоже?»
Логопед: «Петя приготовил для вас загадку»:
Пусть мала я, ну так что ж!
Ты меня перешагнешь.
Но, как дождика дождусь,
На весь двор я разольюсь!
(Выставляется графическая модель загадки о луже)
Рис.2.
Логопед: «На что похожа лужа?».
Дети: «На тарелку, блюдце, зеркало, озеро».
Логопед: «Давайте попробуем назвать красивые слова о лужице. Лужа - она какая?».
Дети: «Прозрачная, мокрая, холодная, блестящая».
- Дидактическое упражнение «Что это может быть?»
Логопед: «А что еще может быть мокрым и блестящим?».
Дети: «Лед, лужа, трава, зеркало, окно и т.д.».
3. Логопед: «Настало время немного отдохнуть. Включим знакомую вам композицию – Чайковского П.И. «Осенняя песнь», и разомнем пальчики. А еще следите за звуками, которые вы научились красиво произносить.
Осень, осень к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Кап-кап-кап, кап-кап-кап. | Имитировать шаги по столу Сжать руки в кулаки, круговые движения Стучим пальцами левой руки по ладони правой, потом наоборот. |
Пожелтел зеленый сад, Листья кружатся, летят. Шу-шу-шу, шу-шу-шу. | Трём ладонью о ладонь Круговые движения кистями рук Показать падение листьев пальцами обеих рук |
Песни птичек не слышны, Подождем их до весны, Чик-чирик, чик-чирик. | Имитация птичек кистями рук (сложить пальцы «клювами») |
4. А) Чтение и составление графической модели рассказа без установки на запоминание.
Логопед: «Ребята, хотите узнать, почему Петя загадал вам загадку про лужу? Послушайте, какая история с ним приключилась».
Петя пошел гулять на улицу. Там только что закончился дождь, и кругом было много луж. Ему очень захотелось по ним попрыгать. Петя сильно промок. Вечером у него заболело горло. Мама вызвала врача. Врач дал таблетки и велел лежать в кровати.
Рис.3. Графическая модель рассказа «Лужа»
Б) Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание с последующим пересказом.
В) Беседа «Вопрос – ответ» по содержанию рассказа:
Логопед: «Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы полным ответом».
- Куда пошел Петя? Что произошло на улице? Что сделал Петя? Что заболело у Пети? Кого вызвала мама? Что дал врач?
Г) Коллективный пересказ по цепочке с опорой на графическую модель.
5. Логопед: «Молодцы! Ребята, давайте мы тоже выйдем на осеннюю улицу и отдохнем!»
Мы листики осенние, На ветках мы сидим. | Плавное покачивание руками вверху над головой. |
Дунул ветер — полетели. | Руки в стороны. |
Мы летели, мы летели | Кружится. |
И на землю тихо сели. | Присесть. |
Ветер снова набежал И листочки все поднял. | Плавное покачивание руками вверху над головой. |
Закружились, полетели И на землю снова сели. | Дети садятся по местам. |
6. - Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо»
Логопед: «Ребята, вы рады, что осень наступила?».
Дети: ответы детей.
Логопед: «А что хорошо осенью?».
Дети: «Очень красиво вокруг, можно собирать грибы и ягоды, можно делать интересные поделки из листьев, каштанов и желудей и т.д.»
Логопед: «Что плохо осенью?».
Дети: «Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т.д.».
- Дидактическая игра «Лесенка противоположностей»
Логопед: «Какие молодцы! Мне очень понравились ваши ответы! Вы так много знаете об осени, а лето с осенью не перепутаете? Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей (Два контрастных маленьких человечка выставляются на лесенку)
Рис. 4. Пособие «Лесенка противоположностей»
Дети: «Лето ушло, а осень… пришла; Летом тепло, а осенью…холодно;
Солнце летом жаркое, а осенью… холодное, прячется за тучками; Летом дни длинные, а осенью…короткие; Летом деревья в пышной, зеленой листве, а осенью…листья меняют цвет и опадают; Летом мы одеваемся легко, а осенью…надеваем куртки, шапки, сапоги и т.д.
6. Итог занятия
Логопед: «Молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Все очень старались, получили много жетончиков.
Что вам понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Я хочу вам подарить по наклейке за ваши старания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР. «В царстве Снежной Королевы»
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР.Форма работы с детьми: игра – путешествие.Тема: «В царстве Снежной Королевы».Образовательные области:·...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме "Профессии"
Данное занятие ориентировано на детей подготовительной группы. В ходе него реализуются задачи развития лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме "Профессии"....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы "Автоматизация звука С"
В конспекте сделан подбор интересных игровых технологий, которые увлекают и мотивируют ребёнка к выполнению заданий, что даёт положительный результат....
КОНСПЕКТ подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы, имеющим ОНР, на тему «Поход в цирк».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:познавательное развитие;социально-коммуникативное;физическое развитие. Цель: автоматизация звука [...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы
Целью занятия является формирование у дошкольников понятия о дружбе между людьми разных национальностей....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей группы с использованием видео на тему: «Дикие животные. Знакомство с ежом» (Звуки Ф – Фь)
Цели и задачи:Коррекционно-образовательные:- обобщение и систематизация знаний об одном из диких животных наших лесов – еже; его внешнем виде, образе жизни, повадках.- уточнение, активизация и а...
Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы
Автоматизация звука [л]...