Конспект НОД (индивидуальное занятие). Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях. «Как мишка Тошка друзей нашел»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Конспект содержит материал для проведения индивидуальной работы по автоматизации звука Ш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_sh._individualnoe_zanyatie.docx | 294.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»,
ГО «Поселок «Агинское», Забайкальский край
Учитель-логопед: Свиридова.Н.И
Индивидуальное логопедическое занятие.
Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях. «Как мишка Тошка друзей нашел»
Цель: Формировать правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить артикуляционные и акустические признаки звука. Упражнять в правильном произношении слов со звуком [ш], определении наличия звука в словах, позиции звука. Активизировать словарь по теме «Фрукты». Упражнять в отгадывании предмета по его описанию, согласованию числительных с существительным «груша».
Коррекционно-развивающие задачи:
Способствовать развитию фонематического слуха, зрительного восприятия и внимания.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать навыки самоконтроля. Создать ситуацию успеха. Воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помогать.
Материал: Шкатулочка; Игрушки- мишка, паучок, сорока, еж, 2 матрешки, гномик, машина; 3 кубика-кирпичика, голубая ткань, деревья, домик для матрешек, столик с кукольной посудой, волшебная палочка, индивидуальное зеркало, набор цифр; счетный материал- 5 груш; предметные картинки- желтое яблоко, желтая груша, банан; рисунок паутины с контурным изображением чашки, ложки, матрешки, шара (наложением); конвертики с наклеенными предметными картинками- бабушка, подушка, пушка, шкаф, карандаш, ромашка, лопата, тарелка, самолет; схемы для показа позиции звука в словах и предметные картинки- шуба, машина, ландыш, мешок, шапка, мышка; предметные парные картинки: шапка-шапочка, штаны-штанишки, рубаха-рубашка, книга-книжка; игра «4-ый лишний» и на обороте- разрезная картинка «грузовая машина».
НОД:
1. Орг.момент. Посмотри, кто пришел к нам на занятие? Это мишка Тошка. Кто это? Послушай- мишка, Тошка. Какой одинаковый звук услышали в этих словах? (ш).Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить этот звук. Посмотри в зеркало. Произнеси звук ш. Что происходит с языком, губами , зубами во время произнесения звука? (губы вытягиваются трубочкой, зубы сближены, между ними небольшое расстояние, язык в форме чашечки поднимается вверх). Воздух теплый.
2. Бродил мишка по лесу, и было ему скучно. Чем бы заняться? Увидел - летит сорока Маша. Как зовут сороку?
- Почему ты грустишь?
- Скучно мне, не знаю, чем заняться. И друзей у меня совсем нет.
- Не грусти. Ты найдешь друзей, главное никого не обижать, лучше помогай всем, кого ты встретишь в этом лесу. Давай ты будешь мне помогать. Я - почтальон. Разношу письма. Нужно отобрать только те конверты, на которых есть картинка со звуком ш. Мишка просит тебя помочь ему. Поможем Тошке?
3. Пошел Тошка дальше. И чуть не угодил в паутину. Ее сплел паук Шнюк. Она очень красивая. Помоги пауку разобраться с узорами. Что ты видишь, какие рисунки можно разглядеть? Какие картинки спрятались в паутинке? (чашка, ложка, матрешка, шар)
4. Идет мишка дальше, видит Еж Паша собирает подарки для матрешек, у них день рождения. Что ты видишь. Что это? (банан, яблоко, груша). Каким одним словом назовем все эти предметы? (фрукты). Какой же фрукт выбрал еж? Послушай и угадай - спелая, сочная, желтая, ароматная, сладкая (груша). Я буду показывать цифры, а ты называть, сколько груш возьмет ежик (1 груша, 2 груши, 3,4,5,6..)
Поможем ежику и мишке отнести груши? Покажем, как шли медведь и ежик.
5. Физминутка.
Большие ноги шли по дороге.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
6. Но тут река. Нужно построить мост. Для этого определи, где находится звук ш в словах.
Соединить рисунки со схемами слов.
Молодец. Построй мост из кубиков.
7. Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова наоборот.
Маленький –большой Узкий – широкий Плохой –хороший
8. А тут нас встречает гномик Антошка. Он любит все маленькое и все предметы у него маленькие.
Антошка просит уменьшить предметы с помощью волшебной палочки.
Шапка -шапочка штаны-штанишки
Рубаха - рубашка книга-книжка
А вот и дом матрешек.
9. Пальчиковая гимнастика (2 раза):
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки
Ложки деревянные, матрешки - румяные
2 матрешки – 1 большая, другая - поменьше.
Что матрешкам подарил еж? (груши). А что подарил Тошка? (шкатулку). Но она не открывается. Составь предложения по картинкам со словами Маша и Паша.
Маша шьет штаны. Маша надевает шарф. Маша читает книжку. Паша катает мишку и зайца на машине. Паша складывает игрушки в коробку. Мышка моет лапки. Бабушка надевает платок.
Открой шкатулку. Что там? (картинки на звук ш). Назови картинки. Какой звук часто встречался? (ш)
10. Посидели гости, попили чай с тортом, поиграли, потанцевали. Мишка собрался домой, но очень устал, не может идти пешком. Что делать? Если мы выполним задание, появится машина.
Игра «4-ый лишний». Объясни свой выбор.
Из частей собирается разрезная картинка Машина. Назови части машины? Какая это машина- грузовая или легковая? Сможет мишка поехать на ней? Почему? Давай произнесем волшебные слова и увидишь, что произойдет.
Ша-ша-ша - машина хороша. (2 раза)
А теперь закрой глаза. (педагог меняет картинку на игрушечную машинку) Вот и машина. Пока, мишка. Попрощайся с мишкой.
Вот так мишка прогулялся по лесу, нашел много новых друзей .
11. Рефлексия. Какой звук мы учились произносить? Назови слова со звуком ш. Назови новых друзей мишки Тошки.
Этап: Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах.
Цели:
образовательные:
Уточнить артикуляцию звуков С и Ш, выделяя сходство и различия.
Добиваться чёткой дифференциации звуков на основе биоэнергопластики и опоры на звуковые символы на слух и в произношении.
Закрепить знания о характеристике звуков.
Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
коррекционные:
Развивать фонематический слух и анализ.
Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
Предупреждение дисграфических ошибок.
Развивать мелкую моторику рук.
воспитательные:
Воспитывать умение понимать учебную задачу.
Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям .
Оборудование: инд. зеркала, схемы звуков, картинки настроения.
План занятия .
I. Орг. момент.
II. Артикуляция звуков.
III.Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики .
IV Физминутка и дыхательная гимнастика.
V.Сравнение букв
VI. Дифференциация изолированно, в слогах.
VII. Физминутка.
VIII. Дифференциация в словах.
IX. Итог занятия.
X. Домашнее задание
XI. Оценка деятельности учащихся.
Ход занятия
Орг. момент.
- Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?
- Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.
К нам в гости пришёл Пушистик :
Пушистик вас приветствует и хочет подружиться.
Определите третий звук в его имени.
Определите пятый звук в его имени.
Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы С и Ш.
II. Артикуляция звуков.
а) как свистит свисток: с - с - с.
Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала:
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик широкого языка опущен вниз и упирается в нижние резцы, холодный воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.
Распластай язык пошире,
Кончик к нижним зубкам ближе.
Посредине языка струйку воздуха пускай,
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.
Характеристика звука С: свистящий, долгий, твёрдый, глухой согласный звук.
б) как шипит змея: ш - ш - ш.
Уклад органов артикуляции с опорой на профиль артикуляции и зеркала:
Губы вытянуты вперёд и округлены, язык в форме чашечки поднят вверх, но не касается нёба и образует щель, тёплый воздух плавно выходит через рот, звук произносится твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал, чтобы "Ш" как шёлк шуршал.
Характеристика звука Ш: шипящий, долгий, твёрдый, глухой согласный звук.
Сравнение артикуляции с опорой на картинки-символы:
Различия и сходство.
Найти различия в укладах артикуляции обоих звуков:разное положение губ, разное положение языка:
С - ,
Ш - ,
разная по температуре воздушная струя: С - холодная, Ш - тёплая.
Найти сходство в укладах артикуляции обоих звуков: воздух плавно выходит через рот, звуки произносятся твёрдо, "голосовой моторчик" не работает.
III. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики .
а) для губ:
"Улыбка"
Ладонь сжата в кулак (пальцами вверх). Под счёт 1 - пальчики расправляются (расставлены в стороны, как лучики солнышка) и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт 2 - ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
"Рупор"
Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Под счёт 1 - пальчики расправляются, образуя большой круг и удерживаются одновременно с "Рупором" 5 сек., на счёт 2 - ладонь сжимается в щепоть. И так далее.
б) для языка:
"Чашечка"
Под счёт 1 - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "Чашечки" и удерживаются одновременно с "Чашечкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.
"Горка" Под счёт 1 - согнутая ладонь опущена и удерживается вместе с "Горкой" 5 сек., на счёт 2 - ладонь выпрямляется. И так далее.
IV Физминутка.
Совушка - сова.
Совушка - сова большая голова.
На суку сидит, во все стороны глядит.
Дыхательная гимнастика.
А теперь мы не спеша
Будем правильно дышать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышем.
(Вдох через нос, долгий выдох через рот.)
V. Сравнение букв
Обозначить звуки соответствующими буквами: С и Ш, С и , с и .
Сравнить буквы: есть ли одинаковые элементы?
VI. Дифференциация изолированно, в слогах.
1) Логопед произносит звуки с и ш : то поочерёдно, то несколько раз подряд один и тот же звук.
а) Ребёнок изображает, как свистит в свисток, поднося руку ко рту (ссс), то делает зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто ползёт змея (шшш).
б) Ребёнок показывает на схемы звуков: или
2) Повторить за логопедом слоги с опорой на схемы звуков:
са, шо, ши, су, сэ, аш, ос, ис, уш, эш.
VII. Физминутка.
Упражнение для мелкой моторики рук: "Стол".
Стол стоит на толстой ножке,
Сверху крышка, как ладошка.
(Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)
VIII. Дифференциация в словах.
Логопед называет слова со звуком с или ш (шум, сын, шаг, мышь, нос, пояс, душ и др.)
Услышав заданный звук и определив его, ребёнок повторяет слово, показывая соответствующую схему: или .
2) Игра "Четвёртый - лишний".
Назвать картинки, определить наличие звуков С или Ш. Какая картинка лишняя и почему?
а)
б)
в)
IX. Итог занятия.
Какие звуки мы учились сегодня различать?
Чем отличаются эти звуки?
X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).
1) Выучить упражнение для мелкой моторики рук "Стол". Определить, в каких словах есть звук С, а в каких звук Ш?
Стол стоит на толстой ножке,
Сверху крышка, как ладошка.
(Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок кладётся ладошка.)
2) Прочитать и отгадать загадки, определить, какой звук: с или ш есть в словах-отгадках:
Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло - спать летит в дупло.
Мохнатенькая, усатенькая,
Ест, пьёт, песенки поёт.
3) Нарисовать кошку и сову из геометрических фигур по образцу:
XI. Оценка деятельности учащихся.
- Пушистику очень понравилось как вы занимались. А вам понравились задания Пушистика?
- А сейчас раскрасьте то изображение Пушистика, которое соответствует вашему настроению.
Используемая литература.
Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников. // Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
Зайцева И.Ю. "Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошколбников". Фестиваль "Открытый урок" 2009
Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука"Л" в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ФФН....
Конспект фронтального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте"
Задачи: 1. Образовательные:- уточнить представления ребёнка о звуке [Р].2. Коррекционно-развивающие: закрепление правильного произношения звука р;анализ звукового состава слова;развитие слухового восп...
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального занятия рекомедован для автоматизации звука [C] для детей 5-6 лет...
Конспект коррекционного индивидуального занятия. Автоматизация звука ( Л ) в слогах, словах и предложениях.
Цель: Автоматизация четкого и правильного произношения звука [Л] в самостоятельной речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:закрепить правильное произношение звука Л в слогах, словах и предложенияхКор...
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука ш в слогах, словах, предложениях".
Автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, предложениях; закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать умение образовывать множественное...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш....