Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии по теме
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
- коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Упражнять в образовании родственных слов.
-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_logoped.zan_._avtomat._zv._sh.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Направление:
- Познавательно-речевое развитие
- Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
- коммуникация
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
-Развивать фонематическое восприятие.
-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Упражнять в образовании родственных слов.
-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
-Продолжать развивать память, мышление, внимание.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.
1.Ход занятия.
2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).
3.Дыхательная гимнастика.
4.Произношение звука [Ш] в слогах.
5.Автоматизация звука [Ш] в словах.
Игра «Запомни и повтори»
Игра «Рифмы» (чистоговорки)
Игра «Назови ласково»
Игра «Новые слова»
6.Физ.минутка.
Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Составь предложение по картинкам»
Игра «Исправь предложение» (изображение на ПК).
7.Деление слов на слоги.
8.Звуковой анализ слов.
9.Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)
I.Ход занятия.
Сегодня я тебе расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. Как-то утром он проснулся от странного звука Ш-Ш-Ш… Медвежонку стало интересно, кто так шумит. Он выглянул в окошко и увидел как падают осенние листья на крышу его домика и шелестят. Мишутка решил вернуться в свой домик. Только он лёг в кровать, как услышал ещё один звук кап – кап – кап.… Неужели начался дождик, подумал Мишутка, вскочил с кровати и выглянул в окно. На улице по - прежнему светило солнышко, а с крыши падали капли. Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку : «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.
II.Артикуляционная гимнастика.
- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье…
- Ш! Чтоб звук красивым вышел,
Шире язычок и выше!
Сделаем из язычка
Чашечку, подняв бока.
Эту чашку по бокам
К верхним мы прижмём зубам.
Вот теперь над чашкой можно
Дуть красиво, осторожно.
Чтобы ветерок бежал,
Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!
- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,
Шорох, шелест, шин шуршанье…
Упражнения для губ.
«Улыбка»
Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну, и перестану
И нисколько не устану.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.
Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения для языка.
«Накажем непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
«Лопаточка»
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
Язык лопаткой положи
И под счёт его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
«Чашечка»
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).
«Лошадка»
Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас ждала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
«Грибок»
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Я стою на ножке тонкой.
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шляпой
С бархатной подкладкой.
«Гармошка»
Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычком прижму,
Ниже челюсть отведу.
III.Упражнения для выработки воздушной струи.
«Бабочка»
К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На берёзовой ветке!
«Волшебная дудочка» (дуем в деревянную дудочку).
«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.
(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)
IV.Слоговые ряды:
А) проговаривание слогов прямых и обратных.
Ша –ша –ша Аш – аш –аш
Шо – шо – шо Ош – ош – ош
Шу – шу – шу Уш – уш – уш
Ши – ши – ши Иш – иш – иш
Ша – ша – шо Аш –ош – аш
Ши – шу –шу Уш –аш – уш
Шо –ши – шо Ош – иш –ош
Шу – ша – ша Аш – иш – иш
Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)
Ша-ша – ша-ша-ша
Шо-шо – шо-шо-шо
Шу-шу – шу-шу-шу
Ши-ши – ши-ши-ши
В) с изменением ударения
Ша-ша-ша Шо-шо-шо
Ша-ша-ша Шо-шо-шо
Ша-ша-ша Шо-шо-шо
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
Шу-шу-шу Ши-ши-ши
«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.
V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).
Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.
«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.
«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»
Игра «Запомни и повтори»
Уши-мыши-лапша-каша
Шуба-шило-афиша-шипы
Игра «Рифмы»
«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»
Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)
Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)
Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)
Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)
Игра «Назови ласково»
Лошадь –
Корова –
Кошка –
Петух –
Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.
Пар –
Тапка –
Губы –
Топот –
Мыло –
Споры –
VI.Физкультминутка.
Шуршат на дереве листы
Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)
Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)
Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)
И дождь шуршит (шаги на месте)
А ты садись и не шурши, (Сели на места)
И всё красиво говори.
«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»
VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Игра «Составь предложение по картинкам»
Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.
Предложения:
Паша надевает шорты.
Паша играет с машинкой.
Паша катается на лошадке.
Игра «Исправь предложение» (картинка на ПК) Инструкция: дедушка АУ перепутал слова в предложениях, чтобы никто не догадался, что он хотел сказать. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки.
Письмо пишет дедушку.
Наша мышка поймала кошку.
Катушка ниток купила бабушку.
Камешек нашёл Пашу.
На шубу вешают вешалку.
Камыши сидят в лягушке.
Ландыши нашли Наташу.
В картошку положили мешок.
IX. Игра «Найди слово» Найди слова, в которых звук Ш находится в начале (в середине, в конце) Найди к каждому слову подходящую схему.
Карандаш, мешок, шапка.
«Шуша, ты знаешь столько интересных игр! С тобой очень интересно играть. Давай ещё поиграем!» - сказал Мишутка. «Мне тоже хочется ещё поиграть, но уже поздно, мне пора домой» - ответила Шуша. И, правда, за игрой медвежонок не заметил, как наступил вечер, и пора идти домой. Медвежонок расстроился. Он посмотрел на змейку, и не узнал её. Она стала такой красивой и совсем не страшной. «Давай я тебя провожу домой» - предложил Шуше Мишутка. Тихо напевая звук Ш, они пошли по дорожке.
X. Игра «Лабиринт» Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)
-Какой мы сегодня звук учились произносить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах,словах, предложениях."
Конспект индивидуального логопедического занятия...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»Цель:- правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Коррек...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовательная область:- коммуникацияЦель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.За...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях»...