"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".
статья по логопедии

Флотская Елизавета Георгиевна

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.

В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и патогенетическим принципом коррекционной работы мы разработали систему игр и упражнений для преодоления нарушений, ведущих к различным вариантам дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Особую значимость для успешного обучения в школе имеет сформированность предпосылок письменной речи (чтения и письма). Обучение письму и чтению  -  одно из самых сложных направлений обучения в начальной школе. На сегодняшний день у многих учащихся младших классов выявляются различные нарушения письменной речи, которые отрицательно сказываются на формировании навыка чтения и письма и, как следствие, школьной успеваемости детей, как по русскому языку, так и по другим предметам.

   Часто ошибки детей при письме объясняют невнимательностью. Однако основной их причиной является недоразвитие мозговых процессов, обеспечивающих сложный процесс письма.

    Овладение письменной речью является сложной умственной деятельностью, требующей определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Расстройство письменной речи носит системный характер, оно нарушается как целостный психический процесс.

   Структурными компонентами письменной речи являются чтение и письмо, которые взаимосвязаны как в процессе развития, так и в своем функционировании. Однако письмо является более сложным психофизическим процессом в сравнении с чтением, так как предполагает необходимость кодирования информации и определенной сформированности графических навыков.  Трудности овладения письмом, то есть различные виды дисграфий – явление особенно частое в начальной школе, это главная причина школьной неуспеваемости и отклонение в формировании личности ребенка. Эффективное преодоление трудностей на письме требует не только понимания их механизмов, но и должна быть построена с учетом качественного своеобразия высших психических функций, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма, а также зоны ближайшего развития у каждого конкретного учащегося.

   Проблема коррекции нарушений письма остается актуальной на сегодняшний день. В первую очередь это связано с увеличением числа учащихся с нарушением письма, во вторую очередь с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения, проявления у детей смешанных форм дисграфии, недостаточным вниманием к проблеме со стороны учителей начальных классов. Специфика системных нарушений речи при общем недоразвитии речи (ОНР) позволяет рассматривать детей с данным видом речевого нарушения как подверженных нарушениям письменной речи при начале школьного обучения. Кроме того, в дошкольном возрасте у них отмечается нарушение предпосылок письменной речи: нарушение фонематического восприятия, недостаточная сформированность слухоречевой памяти и воспроизведение ритмических структур, недостаточность  зрительного гнозиса.

   Несмотря на достаточное количество работ, рекомендаций по коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста проблема  коррекции нарушений чтения и письма остается одной из актуальных в практике логопедии. Это связано с увеличением числа учащихся с несформированными предпосылками письменной речи; с усложнением симптоматики и механизмов этого нарушения, проявления у детей смешанных форм дисграфии;  с недостаточным вниманием учителей начальной школы и логопедов к проблемам дисграфии на первых этапах обучения.

   Проведение эффективных мероприятий профилактики нарушений письменной речи будет способствовать лучшей адаптации ребенка к условиям школьного обучения и его школьной успеваемости в целом.

   Р.И. Лалаевой рассмотрены причины различных вариантов дисграфии :

- дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания  -  в основе лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи;

- артикуляционно-акустическая дисграфия  -  имеющиеся нарушения звукопроизношения находят свое отражение на письме;

- дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока, при которой ребенок затрудняется в определении количество и последовательности звуков в слове, а также места каждого звука по отношению к другим звукам слова;

- аграмматическая дисграфия  -  несформированность у ребенка грамматических систем словоизменения и словообразования.

   Л.Г. Парамонова подчеркивает, что чаще всего различные виды дисграфии в разных сочетаниях одновременно присутствуют у одних и тех же детей. Эти случаи принято относить к смешанной дисграфии.

   Трудности в овладении письменной речью возникают, в основном, как результат сочетания явлений: биологической недостаточности мозговых систем; функциональной недостаточности; средовых условий, предъявляющих повышенные требования к отстающим в развитии или незрелым психическим функциям. Особенности нарушения предпосылок письменной речи определяют  вид дисграфии.  

   Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи

   На необходимость профилактики нарушений письменной речи указывает Л.Г. Парамонова. Она отмечает, что наличие предпосылок к дисграфии можно рассматривать как патологию, основным признаком которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Л.Г. Парамонова не только раскрывает признаки нарушений предпосылок письменной речи, но и предлагает конкретные способы их выявления, профилактики и коррекции.

  Целью коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи должно стать исправление недостатков речевых и неречевых предпосылок письменной речи.

Задачи коррекционной работы по профилактике нарушений письменной речи:

-  Коррекция недостатков  зрительно-пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза;

- Исправление недостатков ручной моторики,  зрительно-моторной координации;

 -  Коррекция недостатков состояние звукопроизношения;

- Исправление нарушений анализа и воспроизведения звуко-слоговой структуры слова;

-  Коррекция фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза;

- Исправление недостатков лексико-грамматического строя речи.

   Необходимо отметить, что большинство обозначенных задач решаются логопедами и воспитателями групп для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с программой обучения и воспитания. Так, основными задачами коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи являются :  формирование и развитие способности к усвоению лексических и грамматических средств языка; формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия); подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; развитие навыков связной речи, письма и чтения.

   Хотя программой предусмотрена работа  по коррекции нарушений предпосылок письменной речи, в практике недостаточное внимание уделяется ее комплексной реализации, проведению целенаправленных коррекционных мероприятий.

   Для преодоления имеющихся в практике логопедии недостатков по профилактике нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи мы опираемся на принципы профилактики нарушений письма, изложенные Л.Г. Парамоновой : патогенетический принцип; принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка»; принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы; принцип комплексности; принцип системности; онтогенетический принцип.

   Схожие по симптоматике проявления дисграфии обоснованы разными механизмами. Так, артикуляционно-акустическая дисграфия обусловлена  нарушениями звукопроизношения. Дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания может возникнуть  вследствие нарушения слуховой дифференциации звуков речи.  Предрасположенность к аграмматической дисграфии  определяется  несформированностью грамматических систем словоизменения и словообразования.  К оптической дисграфии ведет  недостаточная сформированность оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. В каждом из этих случаев методика логопедической работы будет различной, так как будет направлена на преодоление основного механизма нарушения

Упражнения для детей с предпосылками к оптической дисграфии.

Основными направления работы по коррекции предпосылок к оптической дисграфии должны стать:

- развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания, развитие зрительного восприятия;

- формирование пространственных представлений: ориентировка в схеме собственного тела, в окружающем пространстве, на плоскости;

- автоматизация зрительных представлений графических изображений, их дифференциация, особенно имеющих оптические сходства.

Для реализации обозначенных направлений мы рекомендуем следующие игры и упражнения:

Найди отличия; Художник ошибся; Кто спрятался; Чего не хватает; Угадай по фотграфии  и т.д. Цель: развитие внимательности, зрительного восприятия.

Холодно – Горячо; Право – Лево; Регулировщик. Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.

Кто самый внимательный. Цель: закрепление преставлений о схеме собственного тела, выработка способности к переключению внимания.

Укрась коврик (платочек, скатерть). Цель: учить ориентироваться на плоскости, закреплять названия сторон и углов листа.

Отгадай кто где живет. Цель: обучать пониманию символики (Кодирование геометрических фигур). Продолжать развивать ориентировку в пространстве по схеме.

Догадайся, что на рисунке. Цели: развитие пространственных представлений и воображения; освоение сенсорных эталонов, развитие зрительного восприятия.

«Нарисуй узор» – графические диктанты. Цель: развитие произвольности и устойчивости внимания, закрепление ориентировки на плоскости.

Учитывая принцип последовательности, доступности, на первых этапах желательно не вводить в игры и упражнения буквы, а проводить их на материале с изображениями реальных предметов, затем знакомых детям геометрических фигур, постепенно вводя буквы. Например, при предъявлении наложенных и зашумленных изображений сначала необходимо предъявлять изображения предметов и геометрических фигур, и лишь затем -  знакомых детям букв.

Упражнения для детей с предпосылками к артикуляционно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушений фонемного распознавания.

Основными направлениями работы с этими детьми должны стать:

- коррекция и автоматизация изолированного произношения звуков;

- коррекция и автоматизация произношения звуков в слогах;

- коррекция и автоматизация звуков в словах.

Помимо работы по коррекции звукопроизношения, проводимой логопедом и воспитателями, в работе с такими детьми необходимо как можно чаще использовать игры и упражнения:

1.        Хлопни в ладоши, если услышишь звук…. Прыгни на месте, если услышишь звук… Цель: дифференциация изолированных звуков.

2.        Слоговая песенка. Запомни и повтори. Тихо-громко. Придумай слова со слогами. Цель: дифференциация звуков в слогах, закрепление произношения звуков в слогах.

3.        Повтори слова парами. Цель: закрепление произношения звуков в словах, близких по звучанию (шило – сила, шут  -  суд).

4.        Предложить придумать слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Цель: дифференциация места звука в слове, автоматизация произношения звуков.

5.        Паровозик (придумывание слов на звук, на который заканчивается предыдущее слово). Цель: дифференциация места звука в слове, автоматизация произношения звуков

6.        Поднять букву в зависимости от наличия ее в услышанном слове. Цель: развитие звукового анализа и синтеза, закрепление соотнесения зрительного образа буквы и звука.

7.         Выкладывание под заданными буквами картинок, в которых содержатся эти звуки. Цель: развитие звукового анализа и синтеза, закрепление соотнесения зрительного образа буквы и звука.

8.        Нарисуй кружки (нарисовать столько кружков, сколько раз заданная буква встречается в слове). Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

9.        Подбери слово по схеме. Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

10.        Проговаривание малых стихотворных форм с звукоподражанием, чистоговорок, скороговорок, с изменением громкости, высоты, темпа голоса. Цель: закрепление навыков звукопроизношения.

11.        Чем отличаются слова.  (сутки-шутки, миска-мишка, каска-кашка). Цель: дифференциация звуков в словах.

12.        Замени первый звук в слове. Добавь первый звук в слово. Цель: закрепление произношения звуков в словах.

Упражнения для детей с предпосылками к аграмматической дисграфии.

Были выделены следующие направления работы:

- работа по преодолению морфологических аграмматизмов -  ошибок словоизменения и словообразования;

- работа по преодолению синтаксических аграмматизмов  -  расстройства программирования отдельного высказывания;

- работа на уровне связного текста.

1. Определить количество слов в предложении. Цель: формирование структуры предложения.

2. Определить последовательность слов в предложении: назвать первое слово, последнее слово, предлоги, слово между вторым и четвертым. Цель: формирование навыков свободной ориентировки с предложении.

3. Составить предложение по схеме. Цель: закрепление навыков построения предложения.

4. Большой -  маленький. Цель: формирование и закрепление навыков словоизменения.

5. Письмо Незнайки (вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки). Цель: закрепление навыков словообразования и словоизменения.

6. Один, два, пять. Цель: закрепление навыков словоизменения, согласования существительного и числительного.

7. Я, ты, он, она, они, мы. Цель: закрепление навыков словоизменения, согласования существительного с глаголом в роде и числе.

8. Кто больше? (подобрать прилагательные, глаголы к существительным). Цель: закрепление навыков согласования существительны с прилагательными и глаголами.

9. Найди игрушку по схеме. Цель: закрепления навыков понимания и употребления предлогов, способности ориентировки в пространстве.

10. Спрячь игрушку. Цель: закрепление навыков употребления предлогов, способности ориентировки в пространстве.

11. Изменить слово в предложении на противоположное (зима была холодная, а наоборот…; дети хотели пойти на улицу, потому что было очень жарко, а наоборот…). Цель: закрепление навыков построения предложения, подбора антонимов.

12. Игры с мячом: назови наоборот, назови ласково, назови детенышей. Цель: закрепление навыков подбора антонимов, словоизменения и словообразования.

Предложенные в рекомендациях игры и упражнения позволят:

- формировать навыки ориентировки на плоскости, более точного зрительного анализа и синтеза у детей с предпосылками оптической дисграфии;

- развивать фонематический слух и навыки звукопроизношения у  детей с предпосылками к артикуляционно-акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушений фонемного распознавания;

- предупредить аграмматизмы в речи посредством формирования навыков словоизменения, словообразования, согласования у детей с предпосылками аграмматической дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.

Данная статья содержит рекомендации по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников для родителей и педагогов, а также необходимые игры и упражнения....

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...

Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья: "Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи"....

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития

Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....