Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Данная статья содержит рекомендации по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников для родителей и педагогов, а также необходимые игры и упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика дисграфии у дошкольников, имеющих нарушения речи.
Дисграфия-это частичное нарушение процесса письма, связанное с несформированностью высших психических функций, которое проявляется в специфических, повторяющихся ошибках, имеющих стойкий характер. Дисграфия является одной из самых распространенных форм речевой патологии у учащихся начальных классов. Так, 8,7% младших школьников имеют стойкие и специфические нарушения в усвоении чтения и письма. (По данным А.Н.Корнева).
Проблема предупреждения нарушения усвоения письменной речи является теоретически и практически значимой. Опыт работы показывает, что в старшие речевые группы поступают дети, имеющие предпосылки тех или иных форм дисграфии. У 65-70% детей с логопедическим заключением “Общее недоразвитие речи” и “Фонетико-фонематическое недоразвитие речи” отмечается нарушение пространственной ориентировки. Ребята путают правую и левую руку, затрудняются при показе правой рукой левого глаза, не дифференцируют понятия “вверху”, “внизу”, “впереди”, “cзади”. Вышеперечисленные нарушения являются предпосылками оптической дисграфии и свидетельствуют о том, что на начальных этапах овладения грамотой у детей будут возникать трудности ориентировки на листе бумаги, зеркальное написание букв.
У 90% детей старшего возраста нарушено фонематическое восприятие, что может стать причиной возникновения дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. В дальнейшем могут появляться ошибки на письме в виде замен букв, соответствующих артикуляторно-акустически близким звукам. 80-85% детей не выделяют первый гласный в слове. 90-95% не выделяют первый согласный в слове. Последний согласный звук выделяют только 5% детей старшего возраста. Нарушения фонематической стороны речи свидетельствуют о возможном появлении в младшем школьном возрасте дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов. И, наконец, нарушения грамматического строя речи отмечаются у 100% детей, имеющих нарушения речи. Таким образом, в дальнейшем могут появиться трудности при усвоении грамматики и орфографии родного языка.
На основании вышесказанного проблема профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста является актуальной. Решение данной проблемы должно начинаться не в школе, а в дошкольном возрасте, еще задолго до начала обучения ребенка грамоте. И основные усилия должны быть направлены на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Специфические нарушения письменной речи значительно легче предупредить, чем устранить.
Целью работы является расширение методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у дошкольников, имеющих нарушения речи.
В задачи работы входят:
1.Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2.Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений.
3.Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4.Формирование грамматического строя речи, связной речи.
5.Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
6.Совершенствование пространственно-временных ориентировок.
7.Развитие мелкой моторики рук.
8.Развитие тактильных ощущений.
9.Развитие конструктивного праксиса.
Представленная методика предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников построена с учетом механизмов и симптомокомплекса нарушений письменной речи.
1.Профилактика дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания и артикуляторно-акустической дисграфии.
Данные виды дисграфии на письме проявляются в заменах букв, соответствующих артикуляторно-акустически близким звукам, в неправильном обозначении мягкости на письме, в заменах гласных букв.
Поскольку ребенок не различает звуки на слух, на первых порах лучше опереться на какие-то более сохранные у него функции, в частности, на зрение. Любая пара звуков различается не только по звучанию, но и по артикуляции, то есть по положению артикуляторных органов при их произнесении. Поэтому нужно сначала привлечь внимание ребенка к различию в положении органов артикуляции. Например, хорошо видимой частью артикуляции звуков С и Ш (З и Ж) является положение губ. При С и З они растянуты в улыбку, а при Ш и Ж округлены и выпячены вперед в форме”рупора”.
Дальнейшая задача-как можно ярче подчеркнуть разницу в звучании звуков. Для этого лучше всего сначала отождествить похожие для ребенка звуки с теми звуками, которые часто приходиться слышать в природе. Произносить эти “природные” звуки нужно утрированно, подчеркнуто и достаточно длительно.
Cначала имитируем жужжание жука (ж-ж-ж-ж…), поясняя, что это низкий, чуть приглушенный звук, поскольку жук большой по сравнению с комаром. Затем точно так же имитируем, как “звенит” комар (з-з-з-з…), поясняя, что это уже более высокий и “тонкий” звук, потому что комарик маленький. Некоторую помощь может оказать запоминание ребенком фразы, как бы подводящей итог всему сказанному: ж-ж-жук ж-ж-жуж-ж-жит со звуком ж-ж-ж, комар з-з-звенит со з-з-звуком з-з-з. Далее играем с ребенком в” комара и жука”. Закрыв рот экраном для исключения зрительного восприятия положения губ, взрослый имитирует то жужжание жука, то писк комара. Ребенок каждый раз определяет, кто издавал звук-жук или комар.
Затем можно переходить к дифференциации речевых звуков. Звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии. Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.
Упражнение 1.
Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять “фонарик” (синий для согласного звука, красный для гласного) только в том случае, если в каком-либо из этих слов он услышит заданный звук. При этом слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемые с данным звуком звуки вообще не встречались. Отсутствие акустически близких звуков значительно облегчает выполнение задания. Звук на первых порах можно произносить несколько более длительно, утрированно.
Упражнение 2.
Показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. Это задание значительно сложнее, поскольку здесь одновременно представлены оба “трудных” звука.
Упражнение 3.
Показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. Это задание максимально к реальным условиям устной и письменной речи, поскольку в нем содержатся не только смешиваемые ребенком звуки, но и все другие свистящие и шипящие звуки (З,Ц,Ж,Ч,Щ).
Упражнение 4.
Правильно показать называемые логопедом картинки, в названиях которых содержатся акустически-артикуляторно близкие звуки.
Упражнение 5.
Объяснить значение каждой пары слов, различающихся одним звуком или придумать предложения с этими словами. Например: “Мелом пишут на классной доске, а мель-это мелкое место на реке.” Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае- звуков Л и Ль.
Детям необходимо также постоянно сохранять в памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть, не слыша звука, мысленно представлять себе его звучания. Только при таком условии ребенок сможет соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой во время самостоятельного чтения и письма. Для развития фонематических представлений можно использовать следующие задания:
Упражнение 1.
Ребенку предлагается молча показать или бумажным квадратиком лишь те картинки, в названиях которых имеется звук Р. Взрослый также не называет этих картинок. При выполнении упражнения ребенок может опереться только на сохранившийся у него в памяти слуховой образ звука.
Упражнение 2.
Ребенку также предлагается показать картинки, в названиях которых имеется звук Р. Взрослый также не называет этих картинок. При выполнении упражнения ребенок может опереться только на сохранившийся у него в памяти слуховой образ звука.
Упражнение 3.
Ребенку предлагается придумать 5-6 слов с заданным звуком.
Упражнение 4.
Из имеющихся в группе (комнате) предметов ребенок должен сначала назвать те, в названиях которых есть звук Р, а затем те, где имеется звук Л.
2.Профилактика дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.
Данный вид дисграфии проявляется в искажении звуко-буквенной структуры слов (пропуски букв, добавления лишних букв, перестановки букв).
Для предупреждения дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза необходимо сформировать у ребенка простейшие виды звукового анализа слов. Для этой цели используются следующие упражнения:
Упражнение 1: Узнавание звука на фоне слова.
Ребенку необходимо ответить на вопрос: “Есть ли звук Р в слове Р-Р-РОЗА?
В слове ШУБА? В слове ЛУНА? В слове ШАР-Р-Р?” (Звук Р произносится несколько утрированно).
Упражнение 2: Определение места звука в слове по принципу: в начале, в середине или в конце слова находится заданный звук.
Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
А.Где ты слышишь звук С в слове С-С-СУМКА: в начале, в середине или в конце слова?
В.Где ты слышишь звук С в слове ЛЕС-С-С?
C.Где ты слышишь звук С в слове ВЕС-С-СНА?
Упражнение 3.
Ребенку предлагается разложить картинки по трем вагончикам, в зависимости от того, в начале, в середине или в конце находится заданный звук в названиях картинок.
Упражнение 4. Выделение звука из начала и конца слова.
Ребенку необходимо ответить на такие вопросы:
А.Какой первый звук в слове И-И-ИВА?(Этот ударный гласный звук произносится несколько более длительно). А в слове А-А-АСТРА?
В.Какой последний звук в слове МАК? В слове НОС-С-С?
Упражнение 5. Звуковой синтез.
Ребенку предлагается узнать слово по отдельно предъявленным звукам, то есть синтезировать его из этих звуков. Ребенок должен ответить на вопрос: Какое слово получится из таких звуков: C-Л-О-Н? К-А-Р-Т-А?C-Т-Р-А-У-С?
Упражнение 6.
Ребенку предлагается прочитать слово по первым звукам названий картинок. В дальнейшем продолжается работа по формированию звукового анализа слова.
Упражнение 7.
Произносим сочетание, состоящее из двух гласных звуков и имитирующее крик “АУ!” в лесу. Каждый звук произносится длительно. Ребенок должен определить, какой из звуков он слышал первым, а какой-вторым. Затем звуки меняются местами (У-А) и имитируют плач ребенка.
Упражнение 8. Звуковой анализ обратного слога, состоящего из гласного и согласного звуков (типа АХ,ОХ,УХ,УC).
Ребенок также должен определить, какой звук слышится первым, а какой после него.
3.Профилактика оптической дисграфии.
Оптическая дисграфия проявляется на письме в неузнавании и неразличении графически сходных букв, их смешении, в заменах одной буквы другой, в отрывах элементов букв, в зеркальном написании букв, написании лишних элементов букв.
Профилактика оптической дисграфии направлена на преодоление отставания в развитии у ребенка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
А.Развитие представлений о форме и величине предметов.
Упражнение 1.
Ребенок рассматривает два ряда геометрических фигур. Логопед, указав на квадрат, или овал, расположенный в верхнем ряду, просит ребенка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.
Упражнение 2.
Ребенок должен показать большой, маленький и средний мяч, а также два одинаковых по величине мяча. Затем, показывая поочередно на каждый из мячей, логопед просит назвать ребенка величину мячей (большой, маленький, средний). Показав в заключение на два одинаковых по размеру мяча, необходимо постараться получить от ребенка соответствующее словесное обозначение (“одинаковые”).
Упражнение 3.
Ребенок должен показать высокого и низкого человека. Затем, показав на высокого человека, необходимо спросить ребенка о том, какой это человек (“высокий”).
Упражнение 4.
Необходимо попросить ребенка показать длинную и короткую линейку. Затем пусть он ответит на вопрос о том, какая это линейка (“длинная”,”короткая”).
Упражнение 5.
Ребенок должен показать толстого и тонкого человека. Затем необходимо, чтобы ребенок ответил на вопрос о том, какой это человек (“толстый”, “тонкий”).
Упражнение 6.
Необходимо попросить ребенка показать широкий и узкий шарф. Затем он должен ответить на вопрос о том, какой это шарф (“широкий”,”узкий”).
В.Работа над пространственными предлогами.
На первом этапе работы четко и в предельно доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить ребенку смысловое значение основных предлогов. Например: НА-на поверхности предмета, В-внутри предмета, как бы в самом предмете; ПОД-внизу, ниже предмета, под предметом; ОКОЛО-рядом с предметом, недалеко от него; НАД-выше предмета, как бы “в воздухе”.
В то же время важно понимать, что усвоение ребенком словесных обозначений пространственного расположения предметов в свою очередь углубляет его представление о пространстве и тем самым способствует более быстрому и полноценному формированию у него зрительно-пространственных представлений.
Упражнение 1.
Необходимо попросить ребенка положить книгу на стол, на окно, на стул, на диван, на коробку и т. д.Затем можно предложить ребенку класть книгу на ту поверхность предмета, на которую он хочет. При этом каждый раз он должен говорить, куда он ее кладет (на полку, на тумбочку). Важно добиться, чтобы ребенок овладел и словесным обозначением предлога.
Упражнение 2.
Проводится та же работа с предлогами В, ПОД, НАД, ОКОЛО (У), ЗА.
Упражнение 3.
Необходимо взять коробку для карандашей и несколько карандашей. Один карандаш нужно поставить в коробку, другой положить на коробку, третий под коробку, четвертый за коробку. Затем необходимо попросить ребенка взять карандаш сначала из коробки, затем-с коробки, из-под коробки, из-за коробки.Каждый взятый карандаш затем кладется на прежнее место, чтобы ребенок постоянно оставался в ситуации “выбора”). После этого ребенку предлагается каждый раз говорить, откуда он берет карандаш (из коробки, из-за коробки). Ребенок должен научиться правильно употреблять в своей речи предлоги в процессе называния выполняемых им действий с предметами.
Упражнение 4.
Необходимо закрепить у ребенка умение правильно употреблять предлоги путем многократного повторения однотипных предложных конструкций. Нужно спросить у ребенка, откуда можно взять, если ее положили в стол (из стола).
Положил в шкаф-взял из шкафа, в стакан-…
Положил на окно-взял с окна, на стол-…
Cел на диван-встал с дивана, на тахту-…
Положил под стол-взял из-под стола, под кровать-…
Положил за стол-взял из-за стола, за стул-…
C. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства.
Упражнение 1.
Логопед просит ребенка поднять правую руку ребенка. При правильном выполнении этой просьбы ребенку предлагается показать правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу.
Упражнение 2.
Ребенку важно научиться ориентироваться в левой и правой сторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение определить, слева или справа от него находятся расположенные в комнате различные предметы). Затем ребенка необходимо повернуть на 180 градусов и вновь попросить сказать, какие предметы находятся справа или слева от него.
Упражнение 3.
Ребенку необходимо определить, справа или слева расположен в пространстве один предмет по отношению к другому. Например: Cтол справа или слева от окна? Ручка справа или слева от тетради?
Упражнение 4.
Логопед встает напротив ребенка и просит показать сначала его правую руку, а затем свою. После этого логопед просит ребенка показать правую или левую руку девочки, изображенной на картинке.
Для того, чтобы избежать” зеркальности” в изображении букв и цифр необходимо чисто практически приучить ребенка правильно ориентироваться на листе бумаги-начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребенку печатных букв обязательно должны писаться в направлении сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Ю нельзя начинать писать с овала, приписывая остальные ее элементы слева). Исключение в этом отношении составляют следующие печатные буквы, “развернутые” в левую сторону:З, Л, У, Ч, Э, Я. На них нужно специально обратить внимание ребенка.
Очень полезно складывание печатных букв из элементов, которые можно вырезать из бумаги или картона. Ребенок в этом случае вынужден будет постоянно думать о том, в какую сторону должна быть “развернута” буква, что приучит его правильно ориентировать элементы букв в пространстве.
D.Узнавание букв в усложненных условиях.
Если ребенок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий:
Назвать буквы, сходные по начертанию.
Назвать заштрихованные буквы.
Назвать буквы, изображенные пунктиром.
Назвать недописанные буквы.
Назвать буквы, наложенные друг на друга.
Назвать стилизованные буквы.
Определить, какие из букв написаны неправильно.
Назвать необычно расположенные буквы.
4. Профилактика аграмматической дисграфии.
Аграмматическая дисграфия на письме проявляется в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов; в изменении падежных окончаний; в нарушении предложных конструкций; в изменении числа существительных, падежа местоимений; в нарушении согласования; в нарушении синтаксического оформления речи.
А. Работа над словоизменением.
Образование множественного числа имен существительных.
Упражнение 1.
Взрослый называет один предмет, а ребенок-много этих же самых предметов. На первом этапе можно обратиться к картинкам, а далее работа проводится уже в чисто речевом плане.
Слон-слоны, тигр-…, корова-…
Упражнение 2.
Задание аналогично первому, но здесь ребенок должен переключиться на образование множественного числа имен существительных при помощи менее привычного для него окончания.
Дом-дома, лес-…, луг-…
Кол-колья, лист-…, колос-…
Упражнение 3.
В процессе неоднократного выполнения этого упражнения ребенок должен усвоить те формы множественного числа имен существительных, в процессе образования которых происходит выпадение гласной в корне слова.
День-дни, cон-…, лев-…
Cогласование прилагательных с существительными.
Упражнение 1.
Необходимо обратить внимание ребенка на различие окончаний в одних и тех же именах прилагательных в зависимости от того, с какими словами они связаны. Ребенок должен почувствовать различие окончаний в прилагательных мужского, женского и среднего рода. Для более четкого восприятия окончаний все они в этом упражнении ударные.
Поле большое. Река большая. Город большой.
Далее ребенок усваивает окончания имен прилагательных в безударном положении.
Летний день. Нежная ромашка. Синее море. Широкие поля.
Упражнение 2.
Основная задача этого упражнения-ненавязчиво приучить ребенка ставить к именам прилагательным вопросы и ориентироваться на них при выборе окончаний прилагательных.
Лента какая?-красная.
Платье какое?-красное.
Гвоздики какие?-красные.
Мак какой?-красный.
Упражнение 3.
Ребенок должен, отвечая на вопрос взрослого, употребить правильную грамматическую форму имени прилагательного, то есть правильное его окончание. Окончание вопроса логопед обязательно должен произносить подчеркнуто. Это упражнение кроме того привлекает внимание ребенка к признакам предметов, учит его образовывать имена прилагательные, способствуя тем самым обогащению словарного запаса.
Если ножик сделан из стали, то ножик какой? (cтальной).
А если мальчик лежит и болеет, то мальчик какой? (больной).
Согласование существительных с числительными.
Упражнение 1.
Ребенку предлагаются образцы окончаний имен существительных мужского, среднего иженского рода при их согласовании с числительными ДВА, ТРИ и ЧЕТЫРЕ. Упражнение рассчитано на улавливание ребенком общей закономерности и на непроизвольное запоминание типов окончаний существительных в процессе прослушивания приведенных ниже словосочетаний.
Мужской род:
Три стула, три дивана, два чижа, два стрижа.
Cредний род:
Два стекла, два покрывала, два моря, два поля.
Женский род:
Две кошки, две мышки, две дочки, две бочки.
Упражнение 2.
В данном упражнении даны примеры на согласование имен существительных с собирательными числительными.
Двое носков, двое трусов, двое саней, трое брюк, трое чулок.
Упражнение 3.
Далее предлагается усвоить одно из самых распространенных окончаний имен существительных (-ов) в сочетании с любыми количественными числительными, начиная от пяти.
Один кит-пять китов, жук-…, один песец-пять песцов, лев-…
Упражнение 4.
В дальнейшем ребенок овладевает еще одним очень распространенным окончанием имен существительных при их согласовании с количественными числительными-окончанием –ей.
Один журавль-десять журавлей, гусь-…
Одна мышь-десять мышей, рысь-…
Упражнение 5.
В ходе выполнения этого упражнения ребенок должен овладеть еще одним своеобразным способом согласования имен существительных с количественными числительными, при котором существительные полностью теряют свое окончание.
Одна стрекоза-пять стрекоз, синица-…
Упражнение 6.
В этом упражнении даются примеры еще более сложного, по сравнению с предыдущим, но тоже широко распространенного способа согласования существительных с числительными. Помимо утраты окончания в корне слова появляются дополнительные гласные.
Одна ласточка-десять ласточек, вилка-…
Одно кольцо-десять колец, cердце-…
Упражнение 7.
В этом упражнении уделяется внимание согласованию с числительными тех имен существительных, которые обозначают названия детенышей животных и птиц.
Один медвежонок-два медвежонка-пять медвежат, слоненок-…, львенок-…
В.Работа над словообразованием.
Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Упражнение 1.
Логопед называет большой предмет, а ребенок-маленький, используя для этого широко распространенные суффиксы –ик-, -ек-.
Дом-домик, стол-…, песок-песочек, чулок-…
Упражнение 2.
Ребенку предлагается аналогичное задание, но уже с другими широко распространенными суффиксами (-ечк-,-очк-).
Шишка-шишечка, кошка-…, роза-розочка, ваза-…
Упражнение 3.
Предлагается несколько реже встречающийся суффикс –ок-.
Гриб-грибок, ком-…
Упражнение 4.
Предлагается словообразование с использованием уменьшительного суффикса –к-.
Нора-норка, гора-…
Упражнение 5.
Предлагается словообразование по аналогии с использованием редко употребляющихся уменьшительных суффиксов (-ек-, -ышк-,-енк-,-иц-).
День-денек, пень-…, башня-башенка, вишня-…, платье-платьице, кресло-…, горло-горлышко, перо-…
Упражнение 6.
В заключение необходимо предложить ребенку самостоятельно образовать слова с любыми уменьшительными суффиксами (вразбивку).
Образование глаголов при помощи приставок.
Упражнение 1.
Подобрать к данным существитьльным подходящие по смыслу глаголы со значением сначала приближения, а затем удаления.
Если человек идет, то он приходит. Если человек бежит, то он…
Идет-уходит, бежит-…
Упражнение 2.
К каждому данному глаголу нужно подобрать глагол с противоположным значением.
Пришел-ушел, прибежал-…
Упражнение 3.
Подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.
Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.
Мальчик по дороге бежит, в дом…, а из дома…
Упражнение 4.
Подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы с приставкой пере-.
Человек через дорогу переходит. Машина через дорогу…
Упражнение 5.
Закончить начатое предложение, употребив при этом подходящий по смыслу глагол с приставкой.
Уходя из дома, дверь закрывают. Суп в тарелку…
Упражнение 6.
Придумать предложения, в которых глаголы были бы употреблены с подходящими по смыслу приставками.
Образование относительных прилагательных.
Упражнение 1.
Ребенок должен понять сам принцип образования относительных прилагательных, что помогут сделать следующие примеры.
Шапка из меха-меховая, шапка из шерсти-…
Упражнение 2.
Необходимо самостоятельно образовать относительные прилагательные от существительных.
Посуда из стекла-стеклянная, посуда из глины-…
Упражнение 3.
Необходимо образовать относительные прилагательные, но уже с другими суффиксами (-ов-, -ев-).
Грелка из резины-резиновая, варенье из вишни-…
Упражнение 4.
Употребить те же самые относительные прилагательные, что и в упражнениях 2 и 3, но только использовав их в другом роде (мужском, женском или среднем), а также во множественном числе. Например, если в предыдущем упражнении был яблочный сок, то теперь пусть будет яблочная начинка или яблочные конфеты.
Упражнение 5.
Образовать любые относительные прилагательные с любыми суффиксами и окончаниями (вразбивку), например: стол из дерева-деревянный, основание из гранита-гранитное, настойка из рябины-рябиновая.
Образование притяжательных прилагательных.
Упражнение 1.
Закончить каждое второе предложение, вставив в него нужное притяжательное прилагательное в правильной грамматической форме.
Голова у лисоньки лисья, а у рыси, конечно…
Упражнение 2.
Ребенок должен ответить на вопрос о том, у кого чья голова.
У курицы голова куриная, у петуха-…
Упражнение 3.
В процессе выполнения данного упражнения ребенок должен усвоить уже другие суффиксы, при помощи которых также образуются притяжательные прилагательные.
У кита голова китовая.
У моржа-…
У индюка голова индюшачья.
У кошки-…
У оленя голова оленья.
У тюленя-…
У медведя голова медвежья.
У верблюда-…
Упражнение 4.
Употребить те же самые притяжательные прилагательные, что и в упражнениях 2 и 3, но только в другом роде, а также во множественном числе. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: Чей хвост у лисы? (лисий). Чье ухо у лисы? (лисье). Чьи глаза у лисы? (лисьи).
Упражнение 5.
Образовать любые притяжательные прилагательные с любыми окончаниями (вразбивку). Для этого ребенок должен правильно ответить на вопросы: Чья голова у кита? Чей хвост у медведя? Чьи глаза у волка? Чье ухо у обезьяны?
Образование названий детенышей животных.
Задание 1.
Ребенку предлагается образовать по образцу, данному в первом четверостишии, названия детенышей разных животных. При этом в первом столбике даны более простые случаи, не имеющие чередования согласной в корне (у лисы-лисята), а во втором-более сложные, с различными чередованиями согласных или с добавлением лишнего звука.
Запомните, ребята,
Что у слона слонята.
А у других зверей?
Скажите-ка скорей!
У лисы-…, у оленя-…, у лося-…, у медведя-…, у белки-…, у волка-…
Задание 2.
Это задание рассчитано на запоминание ребенком названий детенышей тех животных, у которых эти названия образованы от другой основы.
У лошади-жеребята.
У коровы-телята.
У овцы-ягнята.
У свиньи- поросята.
У собаки-щенки.
Задание 3.
Ребенку предлагается образовать названия детенышей птиц, многие из которых ему мало знакомы.
У утки-утята, у стрижа-…, у кукушки-…, у индюка-…
Параллельно с развитием грамматического строя речи ведется работа по обогащению словарного запаса, что является важной частью профилактики аграмматической дисграфии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"
В план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использован...
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...
"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".
Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития
Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...