Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии

Коновалова Галина Александровна

Статья: "Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В последние годы значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР).  У детей с ОНР имеются нарушения произношения и различения звуков, также у них маленький словарный запас, нарушена слоговая структура слова, неразвита связная речь. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание и в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам. Дошкольники имеют недостаточную концентрацию и устойчивость внимания, ограничение объема памяти, трудности в процессе восприятия, ослабление мыслительной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа направлена не только на устранение речевых нарушений, входящих в синдром ОНР у детей дошкольного возраста, но и на коррекцию нарушений психических функций, предупреждая  возникновение дисграфии и дислексии.

Необходимо вести профилактическую работу по предупреждению ошибок чтения и письма не только в детском саду, но и дома.

Коррекционные задачи предупреждения дисграфии и дислексии:

  • Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.
  • Формирование и совершенствование пространственных представлений: ориентацию на листе, ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
  • В процессе работы способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей.
  • Формирование навыков чтения.
  • Формирование навыков учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, контроль за собственными действиями.

Специально подобранные игры и упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии у  дошкольников с общим недоразвитием речи, которые просты по содержанию, имеют несложную инструкцию и интересны для детей:

  • Графический диктант, «Продолжи узор», «Нарисуй дорожку», «Дорисуй картинку по точкам» (совершенствование пространственных представлений);
  • «Выкладывание букв из счетных палочек», «Выкладывание букв из мозаики», «Сложи букву из конструктора», «Слепи букву из пластилина», «Выложи букву из фасоли» (гороха, чечевицы, гречки, риса и т.д.), «Выложи букву из веревочки», «Зачеркни неправильно написанные буквы», «Найди букву» – найти букву среди других на карточке или в букваре и обвести ее в кружок, «Назови буквы, наложенные друг на друга» (развитие произвольного внимания, конструктивного праксиса);
  • «Угадай, какая буква?» – письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, коленке, на манке, на запотевшем стекле;  «Волшебный мешочек»  –  нахождение и угадывание магнитных букв с закрытыми глазами (развитие тактильных ощущений);
  • «Кто внимательный?» – найти одинаковый звук в словах-картинках, «Доскажи словечко», «Звук заблудился», «Твердый - мягкий», «Где спрятался звук?», «Кто больше?» – придумать слова, начинающиеся с определенного звука (развитие  фонематического слуха, формирование сознательного выполнения звукового анализа слов, развитие памяти, внимания, наблюдательности);
  • «Слоговой аукцион», «Слоговое лото», «На что похожа буква», «Опиши букву», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Вставь букву», «Превращение слов» – заменить букву в слове, так чтобы получились новые слова (бочка – дочка – точка – ночка – кочка), «Найди слово в слове» – бусы (усы), «Дополни слово» –  буква (букварь), «Найди лишнее слово»,  «Веселая лесенка» (формирование навыков чтения).

Профилактическую работу по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с ОНР необходимо выстраивать в двух направлениях:

  • с детьми – в процессе организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе педагога и детей.
  • с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

В результате целенаправленной, систематической и планомерной работы у дошкольников формируются навыки учебной деятельности, повышается уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление; улучшаются память и речь; совершенствуются пространственные представления; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

Литература:

  • Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 1998г.
  • Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993г.
  • Ястребова  А.В., Лазаренко  О.И.  Хочу  в  школу – М. 1999г.
  • Информационные ресурсы: http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз...

Игры и упражнения для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методическая разработка содержит описание игр и упражнений для профилактики акустической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.Причина...

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного о...

Профилактика дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи

ОНР - вид речевого патологии характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с с...