Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития
статья по коррекционной педагогике

Марина Михайловна Харина

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу, где ведущими признаками нарушений речи являются: более позднее начало речи, аграмматизмы. Речь недостаточно фонетически оформлена, малопонятна, смазана. Наиболее выразительным показателем является отставание эксп­рессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Большинство дошкольников с общим недоразвитием речи стремятся к восприятию речевой информации, но в силу своих психофизических особенностей не могут ее правильно усваивать, для этого необходимо со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения, в котором ребенок обучается, проводить комплексное воздействие на воспитанника: развивать фонематические процессы, формировать грамматический строй,  и обогащать словарный запас [1].

Общее недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуко­вой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. При ОНР у детей наблюдается ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, а также трудности актуализации словаря.

Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Оригинальные тексты логопедических распевок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения. Внимание детей акцентируется на звукопроизношение и на четкости дикции [2].

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию у малышей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движением, позволяют добиваться его выразительности, будят творческое воображение. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному темпу и ритму. Также логоритмические занятия позволяют развивать слуховое и зрительное внимания, фонематический слух, мимику, пантомимику, пространственную организацию движений. Развивает физиологическое и фонационное дыхание, артикуляционную  базу звуков, музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух и певческий диапазон голоса. Позволяет формировать и закреплять навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением [2].

Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. Одной из основных задач логоритмики является развитие речи и коррекция речевых нарушений. Музыкальный материал, используемый на логоритмических занятиях,  содержит в себе большое количество разных частей речи, таких как имена, существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения и наречия и позволяет обогащать как пассивный, так и активный словарь. В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей [2].

Вся система работы направлена на решение единой цели – профилактике и преодолению речевых нарушений, одним из компонентов которых является лексическая сторона речи, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

Таким образом, применение приемов логоритмики, способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию речевой функции, обогащению словарного запаса, нормализации просодической стороны речи. Логоритмика позволяет сделать процесс формирования лексической стороны речи наиболее интересным и эффективным.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Харина М.М.

МБДОУ «Детский сад №10 «Малютка», г. Тамбов,

karaseva-marina1993@mail.ru

Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу, где ведущими признаками нарушений речи являются: более позднее начало речи, аграмматизмы. Речь недостаточно фонетически оформлена, малопонятна, смазана. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной. Большинство дошкольников с общим недоразвитием речи стремятся к восприятию речевой информации, но в силу своих психофизических особенностей не могут ее правильно усваивать, для этого необходимо со стороны педагогического коллектива образовательного учреждения, в котором ребенок обучается, проводить комплексное воздействие на воспитанника: развивать фонематические процессы, формировать грамматический строй,  и обогащать словарный запас [1].

Общее недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. При ОНР у детей наблюдается ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, а также трудности актуализации словаря.

Работа с детьми, имеющими ОНР, носит комплексный характер и требует особого внимания на занятиях со специалистами. У детей с общим недоразвитием речи второго и третьего уровня речевого развития наблюдается особая бедность лексической стороны речи, незнание обобщающих понятий и словоформ, обозначающих названия детёнышей и неумение образовывать такие формы от названия взрослого животного, низкий глагольный словарь, словарь числительных и прилагательных, незнание профессий, неумение образовывать прилагательные от существительного [1].

Использование логоритмики, как средства развития речи у дошкольников с ОНР,  позволяет  развивать все компоненты речевой системы и в особенности лексическую сторону речи.

Логоритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Оригинальные тексты логопедических распевок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть отрицательные комплексы и речевые нарушения. Внимание детей акцентируется на звукопроизношение и на четкости дикции [2].

Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном логопедической коррекции. Музыкально-двигательные упражнения способствуют развитию у малышей тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, ее координации с движением, позволяют добиваться его выразительности, будят творческое воображение. При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определенному темпу и ритму. Также логоритмические занятия позволяют развивать слуховое и зрительное внимания, фонематический слух, мимику, пантомимику, пространственную организацию движений. Развивает физиологическое и фонационное дыхание, артикуляционную  базу звуков, музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух и певческий диапазон голоса. Позволяет формировать и закреплять навыки правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением [2].

Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. Одной из основных задач логоритмики является развитие речи и коррекция речевых нарушений. Музыкальный материал, используемый на логоритмических занятиях,  содержит в себе большое количество разных частей речи, таких как имена, существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения и наречия и позволяет обогащать как пассивный, так и активный словарь. В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции средствами логопедической ритмики дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной задачей [2].

Вся система работы направлена на решение единой цели – профилактике и преодолению речевых нарушений, одним из компонентов которых является лексическая сторона речи, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

Таким образом, применение приемов логоритмики, способствует улучшению общего эмоционального состояния детей, развитию речевой функции, обогащению словарного запаса, нормализации просодической стороны речи. Логоритмика позволяет сделать процесс формирования лексической стороны речи наиболее интересным и эффективным.

Литература

1.  Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, Пролетарский светоч, 2007.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...

Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...

Аспекты коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаяс...

Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития

Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс  разработан для опред...