Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письменной речи

у дошкольников с задержкой психического развития

Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися.

Письменная речь - форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). Письменная речь формируется только в процессе целенаправленного обучения и представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых не связано с нарушением интеллекта или с недостатками слуха и зрения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Нарушения письменной речи основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма.

Причины дисграфии:

Неправильное произношение звуков.

Несформированность фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Недоразвитие грамматического строя речи, бедный словарный запас.

Дефициты самоконтроля и слабость психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Недоразвитие зрительной и слуховой памяти, зрительного и пространственного восприятия.

Несформированность оптического образа буквы.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевой патологией, с задержкой психического развития и других категорий детей с ОВЗ.

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи, связанным с замедленным темпом психического развития и нарушениями чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Дети с задержкой психического развития - это особая категория дошкольников недостаточными предпосылками для обучения чтению и письму.

У таких детей замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухозрительно-моторной координации.

При задержке психического развития имеют место все виды нарушений речи.

Дошкольники испытывают трудности с различением на слух фонем, близких по артикуляционным или акустическим признакам. Имея ограниченный словарным запас, они часто не понимают значений некоторых, даже самых простых, слов и поэтому, искажают их, пропускают, заменяют, смешивают. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др. У таких детей более позднее развитие фразовой речи, они не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.

Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии.

Профилактическая работа должна начинаться с дошкольного возраста по следующим направлениям:

- Пространственные представления.

- Временные представления.

- Работа на фонетическом уровне.

- Работа на лексическом уровне.

- Работа на синтаксическом уровне.

Профилактическая работа проводится по следующим направлениям:

I. Для профилактики нарушений письма и чтения нужно формировать пространственные представления. Важно научить ребёнка:

1. Определять схему собственного тела.

2. Различать направление в пространстве.

3. Устанавливать пространственные взаимоотношения объектов.

4. Определять схему тела человека, стоящего напротив.

5. Устанавливать последовательность предметного ряда.

6. Устанавливать последовательность числового ряда.

7. Понимать графическое обозначение направлений.

II. Формирование временных представлений

1. Уточнение понятий об основных единицах времени: сутки, неделя, времена года, месяцы.

2. Уточнение понятий о периодах человеческого возраста и роли в семье.

3. Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий.

4. Расширение и активизация словарного запаса.

III. Работа на фонетическом уровне.

#1054;тработка артикуляции каждого звука.

2. Вычленение гласного звука (на слух):

- из ряда гласных;

- из серии слогов с повторяющимся гласным звуком;

- из слова (в начальной позиции, под ударением);

- из слова (в середине слова, под ударением).

#1059;знавание согласного звука (на слух):

- в начале слова;

- в конце слова;

- в середине слова.

4. Звуковой (фонематический) анализ слов.

5. Развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

6. Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство

7. Развитие языкового анализа и синтеза.

IV. Работа на лексическом уровне.

1. Количественное и качественное обогащение словаря.

#1047;акомство с многозначными словами, с синонимами, антонимами, омонимами.

#1057;логовой анализ и синтез (разбить слова на слоги; составить слово из слогов).

4. Знакомство с ударением в словах.

5. Отработка слого-ритмической структуры слова.

V. Работа на синтаксическом уровне.

1. Упражнение в правильном согласовании слов в словосочетании и предложении.

2. Упражнение:

- в умении отличать предложение от набора слов;

- в построении предложения из ряда слов;

- в умении по интонации определять конец предложения;

- в понимании смысла предложения;

- в понимании и правильном использовании предлогов.

Кроме того, важно помнить о:

- развитии психических функций;

- развитии тонкой ручной моторики (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук, игровые упражнения «Шнуровка», «Мозаика», …);

- формировании графических координированных движений руки (закрась предмет, нарисуй дорожку, выполни штриховку, обведи по контуру).

Приёмы работы:

Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допускающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой):

  • лепка из пластилина;
  • выкладывание букв из палочек, пуговиц, верёвочек; вырезание из цветной бумаги;
  • вычёркивание заданной буквы из текста;
  • узнавание букв на ощупь;
  • рисование букв в воздухе; списывание с печатного текста.

Таким образом, профилактика нарушений письменной речи у дошкольников – одна из важных задач подготовки к школе. Чем раньше начнётся профилактическая работа, тем успешней будет ребёнок, поскольку письменная речь в школе является средством получения знаний.

Литература:

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
  2. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушения памяти у дошкольников с задержкой психического развития.

Характеристика памяти по различным этиопатогенетическим формам ЗПР....

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с задержкой психического развития

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с задержкой психического развития...

Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития

Консультационный материал для воспитателей об особенностях развития связной речи дошкольников с задержкой психического развития...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...