Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
В план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использованы авторские стихи и физминутки с элементами самомассажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 116 комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
МАСТЕР-КЛАСС
для слушателей курсов повышения квалификации СПб АППО
( по программе «Современные подходы к диагностике и коррекции нарушения речи у младших школьников»)
« Профилактика нарушений письменной речи
у дошкольников с ОНР»
(показ и обыгрывание практических методов работы с детьми)
мастер-класс подготовлен и проведён
учителем-логопедом высшей
квалификационной категории
Астафьевой Еленой Олеговной
Санкт-Петербург
15 июня 2011 года
Цель мастер-класса:
Продемонстрировать приёмы работы учителя-логопеда, направленные на профилактику нарушений письменной речи у дошкольников, на примере занятия «День рождения у слона», разработанного для детей подготовительной группы с ОНР, и проведённого с участниками курсов повышения квалификации СПб АППО.
Задачи:
- Познакомить и обучить слушателей курсов некоторым игровым приемам работы по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНР.
- Представить и продемонстрировать в работе некоторые авторские приёмы игры и дидактические пособия по данной теме.
- Сформировать у слушателей понимание значимости своевременного выявления и коррекции предпосылок к нарушению письменной речи у детей дошкольного возраста.
- Доказать необходимость преемственности в работе специалистов дошкольных учреждений и начальной школы по предупреждению и коррекции письменной речи.
План-конспект
занятия по профилактике нарушений чтения и письма для детей
подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.
«День рожденья у слона»
составлен учителем-логопедом
высшей квалификационной категории
ГДОУ детский сад № 116
комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Астафьевой Еленой Олеговной
2 011год.
Цель занятия:- Используя игровые приёмы корректировать и развивать речь дошкольников с ОНР, способствуя профилактике возникновения нарушений письменной речи при обучении в школе.
Задачи занятия:
- Закреплять:
- знание признаков согласных (твердость-мягкость; глухость-звонкость) и гласных звуков, умение их различать и сопоставлять с буквой
- умение выделять звук на фоне слова
- навыки звукобуквенного анализа на примере слов: сон -слон-слоник; жираф –кенгуру –черепаха -крокодил
- навык анализа и формирования простых предложений с предлогами
- Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе обобщения знаний по теме «Животные жарких стран».
- Развивать:
- умение самостоятельного контроля за звукопроизношением; совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов со сложной звуковой структурой и звуконаполняемостью
- самостоятельную развернутую фразовую речь
- оптико-пространственное ориентирование на плоскости и в пространстве
- Развивать у детей интерес к играм с речевыми задачами по профилактике нарушений чтения и письма
- Закреплять умение поддерживать дружеские партнерские отношения в играх и соревнованиях, умение вслушиваться в правила игры, запоминать и выполнять их.
- Вызывать интерес к познавательной деятельности , развивать умение использовать полученный опыт в соответствии с игровой ситуацией.
Оснащение занятия, используемые атрибуты
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
(на столах у слушателей)
- Коробки с пластмассовыми буквами на каждого участника.
- Пеналы с разноцветными фишками для фонетического анализа.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Мольберт, настенная доска, ковролин.
- Карточки с изображением зверей: слон, кенгуру, жираф, черепаха, крокодил, буква «С».
- Магнитные буквы.
- «Домики» для гласных и согласных букв; карточки с буквами.
- Фишки для обозначения гласных и согласных (твердых и мягких) звуков.
- Плоскостные неваляшки с карманчиками для букв (красная, синяя и зеленая); карточки с разноцветными буквами.
- Карточки с цифрами 413, 523,734, 844, 835.
- Рисунки детей с изображениями зверей: слона, жирафа, кенгуру, черепахи, крокодила.
План-конспект занятия.
- Организационная игра «Что будут делать наши глазки…?»
Подготавливаем детей к целенаправленной работе различных анализаторов; произвольному развитию психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, речь)
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Сейчас мы с вами будем играть. Для того, чтобы игры получились интересными, вам нужно понять и запомнить правила, которые я буду рассказывать. Что вам поможет узнать правила игр? (Наши уши) Что будут делать ваши уши? (Они будут слушать и услышат то, о чём Вы расскажете)
- Мы будем играть с разными предметами и картинками. Что поможет вам их разглядеть? (Наши глаза, они будут внимательно смотреть и всё увидят)
- Для того, чтобы ответы во время игр были правильными, что вы ещё обязательно должны делать? (Нам нужно думать)
- Что ещё вы обязательно должны делать, чтобы всем, кто с вами играет было понятно, о чём вы говорите? (Нужно следить за тем, как мы говорим: правильно произносить звуки, не торопиться, говорить полными предложениями, громко, не перебивать других .)
- Игра «Запомни, повтори, объясни, что ты увидел и услышал»
Учим различать понятия: «звук», «буква», «слог», «слово». Развиваем память, слуховое и зрительное внимание.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Слушайте, смотрите и запоминайте то, что я сейчас скажу и покажу. После моего вопроса, вам нужно всё повторить и объяснить, что это было: произнести друг за другом звуки [C], [C’]; слог СО; слово СОН; показать карточку с буквой «С». (Дети повторяют и объясняют то, что услышали и увидели)
- Игра с пособием (пластмассовые буквы) «У кого, какое место?» и словесная игра «Объяснялки»
Закрепляем образ буквы. Развиваем память, слуховое и зрительное внимание, ориентировку в пространстве, связную речь.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Когда вы сядете на свои места, в строчку выложите на столе пластмассовые буквы в таком порядке: первая будет буква «С», последняя «Н» и где-то ещё нужно положить букву «О». (Дети выкладывают «СОН». Затем рассказывают о местоположении каждой буквы)
Во время объяснения детей, логопед, либо какой-то ребёнок выкладывает, называемые буквы на доске.
- Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Читает один ребёнок, затем все дети вместе)Что же такое СОН, кто нам сможет объяснить?(Это, когда мы или кто-то спит. Ещё это то, что видят, когда спят.)
- Игра со стихотворением «Сон–слон» и «Объяснялки»
Развиваем слуховое внимание и связную речь.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Я расскажу вам стихотворение про мой сон. Слушайте внимательно и тогда вы узнаете, кто мне приснился.
***
Мне вчера приснился сон,
А героем в нём был слон.
Слон красиво наряжался -
Он гостей встречать собрался.
- О чём это стихотворение? (Стихотворение о сне).
- Кто мне приснился во сне? (Вам приснился слон)
- Объясните, кто такой слон? (Это дикий зверь, который живёт в жарких странах и т.д.)
- Игра «Куда поставить букву?» «Подскажи, как выглядит буква?»
Развиваем звукобуквенный анализ. Закрепляем знание образа буквы и её элементов, умение выкладывать и печатать букву из отдельных частей, комментировать её написание; умение ориентироваться в пространстве.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Чем отличаются друг от друга слова СОН, СЛОН? (В слове СЛОН появилась буква «Л», а в слове СОН её не было)
- Найдите эту букву и положите так, чтобы из слова СОН, получилось слово СЛОН. Расскажите, как выглядит буква «Л»? Покажите её с помощью пальчиков. Сами «превратитесь» в эту букву.
- Подскажите, куда я должна поставить «Л», чтобы получилось СЛОН. (Букву «Л» нужно поставить между «С» и «О»; после «С», перед «О»)
Логопед, либо какой-то ребёнок выкладывает букву в слове на доске.
- Игры «Домики для букв»), «Найди буквы по их адресу», «Объяснялки» с пособием («Домики»)
Развиваем умение ориентироваться в пространстве, слуховое и зрительное внимание; связную речь.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Я буду называть «адрес буквы», вам нужно её определить, найти в своей коробке и продолжить слово СЛОН.
- Домик для гласных, правая парадная, первый этаж. (Дети находят и выкладывают «И»)
- Домик согласных букв, правая парадная, третий этаж, левая квартирка. (Дети находят и выкладывают «К»)
- Какое слово теперь у нас получилось? (Читает один ребёнок, затем все дети вместе: СЛОНИК)
- Кого можно так назвать? (Так можно ласково назвать слона)
- Что ещё так называют? (Так называют игрушку)
- А как называют детёныша слона? (Слонёнок)
Логопед показывает детям игрушку СЛОНИК
Физкультминутка «Разбудим слоника»
(Дети произносят слова и выполняют движения по тексту)
Слоник ушки опускает
И тихонько засыпает…
Взяли ушки за макушки.
Потянули, пощипали.
Вниз до мочки добежали.
Надо мочку пощипать,
Пальцами её размять.
Вверх по ушку проведём
И к макушке вновь придём.
Слоник глазки открывает-
Снова с нами он играет.
- Игра «Разноцветное слово» с пособием «Неваляшки»
Развиваем звукобуквенный анализ и синтез; слуховое и зрительное внимание, память.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Посмотрите, какая красивая, разноцветная игрушка СЛОНИК. Давайте слово «СЛОНИК» сделаем таким же разноцветным. Помогут нам в этом знакомые «Неваляшки». (Дети по очереди выкладывают «СЛОНИК» из разноцветных букв, в их звуковом соответствии)
- Теперь снова превратите слово «СЛОНИК» в слово «СЛОН». Что для этого нужно сделать? (Нужно убрать буквы «И», «К» - дети по очереди убирают в карманы «Неваляшек» называемые буквы. И заменить зелёную букву «Н», на синюю, потому что в слове СЛОН она звучит твёрдо)
- Игра «Хоровод друзей» с картинками зверей, вырезанных по контуру изображения.
Развиваем умение ориентироваться в пространстве; внимание,
память; грамматической строй речи; связную речь.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Помните мой сон, о чём он был? (Сон был о том, как слон наряжался, потому что ждал гостей)
- Как вы думаете почему слон ждал гостей (Разные предположения детей и одно из них – У СЛОНА БЫЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ) Слон пригласил зверей. Они играли и водили хоровод. Назовите гостей слона, и где они стоят в хороводе. (Дети называют зверей и их расположение по отношению к слону, который находится в центре хоровода)
- Стихотворение «У слона на дне рождения», игра «Кто, где спрятался?
Развиваем умение ориентироваться в пространстве; внимание,
память; грамматической строй речи; связную речь.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Представьте, что вы тоже у СЛОНА на дне рождении. Встаньте, как и его гости, в хоровод. Попробуйте сделать то, что делали они, но как только я произнесу слово «РАЗЛЕТЕЛИСЬ», вы все должны оказаться на своих местах за столом. (Дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Логопед переворачивает изображения зверей и переставляет их на ковролине, располагая по углам.
***
Дело было в воскресенье,
У слона на дне рождении.
Гости прыгали, резвились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что куда-то РАЗЛЕТЕЛИСЬ.
В хоровод снова собрать.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Где теперь находится каждый из зверей? А куда его нужно поставить так, чтобы снова получился хоровод. (Дети называют зверя, узнавая его по силуэту; объясняют, где он находится на ковролине; куда его нужно поставить относительно слона)
- Игры «Словесная карусель», «Маленькие слова»
Развиваем слуховое внимание и память; грамматический строй речи; связную речь.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Звери так кружились в хороводе, что теперь не могут правильно рассказать о том, как они были у слона в гостях. Помогите им, постройте рассказ из тех же слов так , чтобы стало ясно, о чём они говорят. (Дети исправляют предложения, называя в нём «маленькое слово» - предлог.)
- день, у, рождения, был, слона (У слона был день рождения.)
- слону, гости, к, приходили (К слону приходили гости.)
- кружились, хороводе, в, они, весело (Они весело кружились в хороводе.)
- гости, с, поздравляли, праздником, слона (Гости поздравляли слона с праздником.)
- катались на гости слоне (Гости катались на слоне.)
- катал, на, слон, гостей, спине (Слон катал гостей на спине.)
- Игра «Зашифрованное слово»
Развиваем связную речь, память, внимание и мышление. Закрепляем звуковой анализ и синтез; умение ориентироваться в пространстве; различать буквы и цифры.
- Логопед; (предполагаемые ответы или действия детей):
- Звери в альбоме слона на память нарисовали свои портреты. Но писать они ещё не умели, а цифры уже знали, поэтому подписали рисунки так:
- 5 2 3 - ЖИРАФ
- 8 4 4 - ЧЕРЕПАХА
- 7 3 4 - КЕНГУРУ
- 8 3 5 - КРОКОДИЛ
- 4 1 3 – СЛОН
- Узнайте, где, чей портрет? - (на обратной стороне листа, нарисованы «зашифрованные» звери) (Дети «расшифровывают» названия по алгоритму: количество букв в слове, количество гласных и слогов, количество согласных. Угадывают и переворачивают рисунок)
В конце детям предлагается вспомнить, во что на занятии понравились играть больше всего, и почему.
________________________________________________________________________________________
- Занятие проигрывается со слушателями курсов повышения квалификации с комментариями по каждому разделу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»
Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.
Данная статья содержит рекомендации по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников для родителей и педагогов, а также необходимые игры и упражнения....
Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"
Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же одновременно...
"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".
Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития
Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...