Мастеркласс,проведённый для слушателей курсов АППО СПб. Тема "Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ТНР"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Астафьева Елена Олеговна

В  план-конспект занятия для детей подготовительного возраста ( "День рождения у слона") включены приёмы работы, направленные на профилактику нарушений письменной речи. В занятии были использованы авторские стихи и физминутки с элементами самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 116 комбинированного вида                    

 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

МАСТЕР-КЛАСС

для слушателей курсов повышения квалификации СПб АППО

 ( по программе «Современные подходы к диагностике и коррекции нарушения речи у младших школьников»)

« Профилактика нарушений письменной  речи

 у дошкольников с ОНР» 

(показ и обыгрывание практических методов работы с детьми)

мастер-класс подготовлен и проведён

                                                                                   учителем-логопедом высшей  

                                                                                   квалификационной категории

                                                                                   Астафьевой  Еленой  Олеговной

Санкт-Петербург

15 июня 2011 года


Цель  мастер-класса:

Продемонстрировать приёмы работы учителя-логопеда, направленные на профилактику нарушений письменной речи у  дошкольников, на примере занятия «День рождения у слона», разработанного для детей подготовительной группы с ОНР, и проведённого с участниками курсов повышения квалификации СПб АППО.

Задачи:

  1. Познакомить и обучить слушателей курсов некоторым игровым приемам работы  по профилактике нарушений письменной речи у детей с ОНР.

  1. Представить и продемонстрировать в работе некоторые авторские приёмы игры и дидактические пособия по данной теме.

  1. Сформировать у слушателей понимание значимости своевременного выявления  и коррекции  предпосылок к  нарушению письменной речи  у детей дошкольного возраста.

  1. Доказать необходимость преемственности в работе специалистов дошкольных учреждений и начальной школы по   предупреждению   и коррекции письменной речи.

План-конспект

занятия по профилактике нарушений чтения и письма для детей

подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи.

 

«День рожденья у слона»

                                                     

                                                     составлен учителем-логопедом

                                                                 высшей  квалификационной категории

                                               ГДОУ детский сад № 116

                                             комбинированного вида                    

                                                                     Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                                                   Астафьевой  Еленой  Олеговной

2 011год.


Цель занятия:

  1. Используя игровые приёмы корректировать и развивать речь дошкольников с ОНР, способствуя профилактике возникновения нарушений письменной речи при обучении в школе.

Задачи занятия:

  1. Закреплять:
  1. знание признаков согласных (твердость-мягкость; глухость-звонкость) и гласных звуков, умение их различать и сопоставлять с буквой
  2. умение выделять звук на фоне слова
  3. навыки звукобуквенного анализа на примере слов: сон -слон-слоник; жираф –кенгуру –черепаха -крокодил
  4. навык анализа и формирования простых предложений с предлогами
  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе обобщения знаний по теме «Животные жарких стран».
  2. Развивать:
  1. умение самостоятельного контроля за звукопроизношением; совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов со сложной звуковой структурой и звуконаполняемостью
  2. самостоятельную развернутую фразовую речь
  3. оптико-пространственное ориентирование на плоскости и в пространстве
  1. Развивать у детей интерес к играм с речевыми задачами по профилактике нарушений чтения и письма
  2. Закреплять умение поддерживать дружеские партнерские отношения в играх и соревнованиях, умение вслушиваться в правила игры, запоминать и выполнять их.
  3. Вызывать интерес к  познавательной деятельности ,  развивать умение использовать  полученный опыт в соответствии с игровой ситуацией.

Оснащение занятия, используемые атрибуты

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

(на столах у слушателей)

  1.  Коробки с пластмассовыми буквами на каждого участника.
  2. Пеналы с разноцветными фишками для фонетического анализа.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

1.   Мольберт, настенная доска, ковролин.

  1.  Карточки с изображением зверей: слон, кенгуру, жираф, черепаха, крокодил, буква «С».
  2. Магнитные буквы.
  3. «Домики» для гласных и согласных букв; карточки с буквами.
  4. Фишки для обозначения гласных и согласных (твердых и мягких) звуков.
  5.  Плоскостные неваляшки с карманчиками для букв (красная, синяя и зеленая); карточки с разноцветными буквами.
  6. Карточки с цифрами  413, 523,734, 844, 835.
  7. Рисунки детей с изображениями зверей: слона, жирафа, кенгуру, черепахи, крокодила.

План-конспект занятия.

  1. Организационная игра «Что будут делать наши глазки…?»

Подготавливаем детей к целенаправленной работе различных анализаторов; произвольному развитию психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, речь)

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Сейчас мы с вами будем играть. Для того, чтобы игры получились интересными, вам нужно понять и запомнить правила, которые я буду рассказывать. Что вам поможет узнать правила игр? (Наши уши) Что будут делать ваши уши? (Они будут слушать и услышат то, о чём Вы расскажете)

- Мы будем играть с разными предметами и картинками. Что поможет вам их разглядеть? (Наши глаза, они будут внимательно смотреть и всё увидят)

- Для того, чтобы  ответы во время игр были правильными, что вы ещё обязательно должны делать? (Нам нужно думать)

- Что ещё вы обязательно должны делать, чтобы всем, кто с вами играет было понятно, о чём вы говорите? (Нужно следить за тем, как мы говорим: правильно произносить звуки, не торопиться, говорить полными предложениями,  громко,  не перебивать других .)

  1. Игра «Запомни, повтори, объясни, что ты увидел и услышал» 

Учим различать понятия: «звук», «буква», «слог», «слово». Развиваем память, слуховое и зрительное внимание.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Слушайте, смотрите и запоминайте то, что я сейчас скажу и покажу. После моего вопроса, вам нужно всё повторить и объяснить, что это было: произнести друг за другом  звуки [C], [C’]; слог СО; слово СОН; показать карточку с буквой «С». (Дети повторяют и объясняют то, что услышали и увидели)

  1. Игра с пособием (пластмассовые буквы) «У кого, какое место?» и словесная игра «Объяснялки» 

Закрепляем образ буквы. Развиваем память, слуховое и зрительное внимание, ориентировку в пространстве, связную речь.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Когда вы сядете на свои места, в строчку выложите на столе пластмассовые буквы в таком порядке: первая будет буква «С», последняя «Н» и где-то ещё нужно положить букву «О». (Дети выкладывают «СОН». Затем  рассказывают о местоположении каждой буквы)

Во время объяснения детей, логопед, либо какой-то ребёнок выкладывает, называемые буквы на доске.

- Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Читает один ребёнок, затем все дети вместе)Что же такое СОН, кто нам сможет объяснить?(Это, когда мы или кто-то спит. Ещё это то, что видят, когда спят.)

  1. Игра со стихотворением «Сон–слон» и  «Объяснялки»

Развиваем слуховое внимание и связную речь.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Я расскажу вам стихотворение про мой сон. Слушайте внимательно и тогда вы узнаете, кто мне приснился.

                ***

Мне вчера приснился сон,

А героем в нём был слон.

Слон красиво наряжался -

Он гостей встречать собрался.

- О чём это стихотворение? (Стихотворение о сне). 

- Кто мне приснился во сне? (Вам приснился слон)

- Объясните, кто такой слон? (Это дикий зверь, который живёт в жарких странах и т.д.)

  1. Игра «Куда поставить букву?» «Подскажи, как выглядит буква?»

Развиваем звукобуквенный анализ. Закрепляем знание образа буквы и её элементов, умение выкладывать и печатать букву из отдельных частей, комментировать её написание;  умение ориентироваться в пространстве.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Чем отличаются друг от друга слова СОН, СЛОН? (В слове СЛОН появилась буква «Л», а в слове СОН её не было) 

- Найдите эту букву и положите так, чтобы из слова СОН, получилось слово СЛОН. Расскажите, как выглядит буква «Л»? Покажите её с помощью пальчиков. Сами «превратитесь» в эту букву.

- Подскажите, куда я должна поставить «Л», чтобы получилось СЛОН. (Букву «Л» нужно поставить между «С» и «О»; после «С», перед «О») 

Логопед, либо какой-то ребёнок выкладывает букву в слове на доске.

  1. Игры «Домики для букв»), «Найди буквы по их  адресу», «Объяснялки» с пособием («Домики») 

Развиваем умение ориентироваться в пространстве, слуховое и зрительное внимание; связную речь.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Я буду называть «адрес буквы», вам нужно её определить, найти в своей коробке и продолжить слово СЛОН.

- Домик для гласных, правая парадная, первый этаж. (Дети находят и выкладывают «И»)

- Домик согласных букв, правая парадная, третий этаж, левая квартирка. (Дети находят и выкладывают «К»)

- Какое слово теперь у нас получилось? (Читает один ребёнок, затем все дети вместе: СЛОНИК)

- Кого можно так назвать? (Так можно ласково назвать слона)

- Что ещё так называют? (Так называют игрушку)

- А как называют детёныша слона? (Слонёнок)

Логопед показывает детям игрушку СЛОНИК

Физкультминутка «Разбудим слоника»

(Дети произносят слова и выполняют движения по тексту)

                                     Слоник ушки опускает

                             И тихонько засыпает…

Взяли ушки за макушки.

Потянули, пощипали.

Вниз до мочки добежали.

Надо мочку пощипать,

Пальцами её размять.

Вверх по ушку проведём

И к макушке вновь придём.

                                                         

                                                          Слоник глазки открывает-

                                                          Снова с нами он играет.

  1. Игра «Разноцветное слово»  с пособием «Неваляшки»

Развиваем звукобуквенный анализ и синтез; слуховое и зрительное  внимание, память.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Посмотрите, какая красивая, разноцветная игрушка СЛОНИК. Давайте  слово «СЛОНИК» сделаем таким же разноцветным.  Помогут нам в этом  знакомые «Неваляшки». (Дети по очереди выкладывают «СЛОНИК» из разноцветных букв, в их звуковом соответствии)

- Теперь снова превратите слово «СЛОНИК» в слово  «СЛОН». Что для этого нужно сделать? (Нужно убрать буквы «И», «К» - дети по очереди убирают в карманы «Неваляшек» называемые буквы. И заменить зелёную букву «Н», на синюю, потому что в слове СЛОН она звучит твёрдо)

  1. Игра «Хоровод друзей» с картинками зверей, вырезанных по контуру изображения.

               Развиваем умение ориентироваться в пространстве; внимание,                                  

            память; грамматической строй речи; связную речь.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Помните мой сон, о чём он был? (Сон был о том, как слон наряжался, потому что ждал гостей)

- Как вы думаете почему слон ждал гостей (Разные предположения детей и одно из них – У СЛОНА БЫЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ) Слон пригласил зверей. Они играли и водили хоровод. Назовите гостей слона, и где они стоят в хороводе. (Дети называют зверей и их расположение по отношению к слону, который находится в центре хоровода) 

  1. Стихотворение «У слона на дне рождения», игра «Кто, где спрятался? 

               Развиваем умение ориентироваться в пространстве; внимание,

            память; грамматической строй речи; связную речь.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Представьте, что вы тоже у СЛОНА на дне рождении. Встаньте, как и его гости, в хоровод. Попробуйте сделать то, что делали они, но как только я произнесу слово «РАЗЛЕТЕЛИСЬ», вы все должны оказаться на своих местах за столом. (Дети выполняют движения по тексту стихотворения)

Логопед переворачивает изображения зверей и переставляет их на ковролине, располагая по углам.

                                                                                     

                      ***

Дело было в воскресенье,

У слона на дне рождении.

Гости прыгали, резвились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что куда-то РАЗЛЕТЕЛИСЬ.

                                                       В хоровод снова собрать.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Где теперь находится каждый из зверей? А куда его нужно поставить так, чтобы снова получился хоровод. (Дети называют зверя, узнавая его по силуэту; объясняют, где он находится на ковролине; куда его нужно поставить относительно слона)

  1. Игры  «Словесная карусель», «Маленькие слова»

Развиваем слуховое внимание и память; грамматический строй речи; связную речь.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Звери так кружились в хороводе, что теперь не могут правильно рассказать о том, как они были у слона в гостях. Помогите им, постройте рассказ из тех же слов так , чтобы стало ясно, о чём они говорят. (Дети исправляют предложения, называя в нём «маленькое слово» - предлог.)

  1. день, у, рождения, был, слона (У слона был день рождения.)
  2. слону, гости, к, приходили (К слону приходили гости.)
  3. кружились, хороводе, в, они, весело (Они весело кружились в хороводе.)
  4. гости, с, поздравляли, праздником, слона (Гости поздравляли слона  с  праздником.)
  5. катались на гости слоне (Гости катались на слоне.)
  6. катал, на, слон, гостей, спине (Слон катал гостей на спине.)
  1. Игра «Зашифрованное слово»

Развиваем связную речь, память, внимание и мышление. Закрепляем звуковой анализ и синтез; умение ориентироваться в пространстве; различать буквы и цифры.

  1. Логопед; (предполагаемые ответы или действия  детей):

- Звери в альбоме слона на память нарисовали свои портреты. Но писать они ещё не умели, а цифры уже знали, поэтому подписали рисунки так:

  1. 5 2 3 -  ЖИРАФ
  2. 8 4 4 - ЧЕРЕПАХА
  3.  7 3 4  - КЕНГУРУ
  4.  8 3 5 - КРОКОДИЛ
  5.  4 1 3 – СЛОН

            - Узнайте, где, чей портрет? - (на обратной стороне листа,       нарисованы «зашифрованные» звери) (Дети «расшифровывают» названия по алгоритму: количество букв в слове, количество гласных и слогов, количество согласных. Угадывают и переворачивают рисунок)

В конце детям предлагается вспомнить, во что на занятии  понравились играть больше всего, и почему.  

________________________________________________________________________________________

  1. Занятие проигрывается  со слушателями курсов повышения квалификации с комментариями по каждому разделу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников.

Данная статья содержит рекомендации по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников для родителей и педагогов, а также необходимые игры и упражнения....

Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"

   Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Он  же  одновременно...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития

Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...