Речевая карта обследования детей с ОНР.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Речевая карта обследования ребенка с ОНР. Карта составлена с учетом рекомендаций программы Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_dlya_obsledovaniya_detey_s_onr.docx | 69.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 «Лесовичок»
Речевая карта обследования ребенка с ОНР. Карта составлена с учетом рекомендаций программы Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.
Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.
В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.
Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода.
Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:
- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;
- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);
- 1 балл - тестовое задание не выполнено.
По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:
Сумма баллов Количество заданий
По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:
Сумма средних баллов по разделам Количество разделов
Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:
- 1 балл – ОНР 1 уровня;
- более 1 менее 2 баллов – ОНР 2 уровня;
- 2 менее 2,5 балла – ОНР 3 уровня;
- 2,5 менее 3 баллов – ОНР 4 уровня.
Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной .
Ф.И.О.
Дата рождения Домашний адрес Дата поступления Откуда поступил Заключение специалистов:
Невропатолога Окулиста Отоларинголога Психолога
Сведения о семье:
Мать/ФИО Возраст Образование Место работы, должность Отец/ФИО Возраст Образование Место работы, должность Речь родителей и других членов семьи Наличие других детей в семье АНАМНЕЗ
Наследственные и хронические заболевания родителей
Возраст матери при рождении ребенка От какой беременности ребенок
Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония) Травмы Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция Травмы во время родов Асфиксия: белая, синяя Крик: был, нет
Резус-фактор(положительный, отрицательный) Вес при рождении
Перенесенные заболевания: до 1 месяца до года после года до 3 лет после 3 лет Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре Раннее физическое развитие
Стал держать голову (1,5м)Ползать (5м) Сидеть (6м)Ходить (до1) Первые зубы (6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений
Раннее речевое развитие
Гуление (2-3м) Лепет (4-8) Первые слова (1г.) Первая фраза Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине
Использование жестов Наличие двуязычия в семье
Обращались ли к логопеду, результат
Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Мимические движения (под счет: 5 раз а возрасте 5 и 6 лет) | Поднять брови | ||||
Нахмурить брови | |||||
Прищурить глаза | |||||
Надуть-втянуть щеки |
Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы | Улыбка-трубочка | ||||
Оскал | |||||
Вибрация – «тпру» | |||||
Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют | Качественная характеристика | ||||
Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания | Широкий удержание «лопаткой» | ||||
Узкий удержание 5 сек «жало» | |||||
Узкий: влево-вправо | |||||
Широкий: вверх-вниз | |||||
Кончиком обвести губы | |||||
«Цоканье» | |||||
Итого баллов: |
Качественная характеристика
Объем движений: полный, неполный Точность движений: сохранна, нарушена Тонус: сохранен, повышенный, пониженный Темп движений: нормальный, медленный, быстрый Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений
Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)
Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение
Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный
Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания
Общее звучание речи (качественная характеристика)
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
5 -6лет | 6-7 лет | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох | ||||
Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком | ||||
Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия | ||||
Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки |
Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6 -7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Покажи ушки(2 – 3 пальчика) | правая | ||||
левая | |||||
обе | |||||
Покажи рожки (2 – 5 пальчиков) | правая | ||||
левая | |||||
обе | |||||
Сложи кольцо 1-2,3,4,5 | правая | ||||
левая | |||||
обе | х | ||||
«Игра на рояле» | правая | ||||
левая | |||||
обе |
Кулак, ребро, ладонь | правая | Х | |||
левая | |||||
Застежка | |||||
Шнуровка | |||||
Итого баллов: |
Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)
Звуки | Возраст ребенка | |||
5-6 лет | 6-7лет | |||
Начало года | Конец года | Начало год | Конец года | |
Б-М-П | ||||
В-Ф | ||||
Т-Д-Н | ||||
К-Г-Х | ||||
Й (Е-Ё-Ю-Я) | ||||
С | ||||
СЬ | ||||
З | ||||
ЗЬ | ||||
Ц | ||||
Ш | ||||
Ж | ||||
Щ | ||||
Ч | ||||
Л | ||||
ЛЬ | ||||
Р | ||||
РЬ |
Фонематическое восприятие (повтори, покажи)
Речевой материал | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
па-ба | ба-па | ||||
та-да | да-та | ||||
ка-га | га-ка | ||||
та-да-та | да-та-да | Х | |||
ка-га-ка | га-ка-га | ||||
са-ша | за-жа | ||||
мишка – мышка | |||||
бочка – почка | |||||
лук-люк | |||||
трава – дрова | |||||
крыса – крыша | |||||
жар-шар | |||||
коса – коза | |||||
рожки-ложки | |||||
Итого балов: |
Языковой анализ и синтез
Речевой материал | Возраст ребенка | |||
5 -6лет | 6-7 лет | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Какой первый звук в слове? облако, иголки, аист |
Какой звук в конце слова? пила, грибы, очки | ||||
Какой звук в конце слова ? Кошка, автобус, дом | Х | |||
Какой звук в начале слова? танк ,коза, санки | ||||
Сколько звуков в слове? кот, стул, лимон | ||||
Составь слово из звуков: К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а. | ||||
Итого баллов: |
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)
Речевой материал | Возраст ребенка | |||
5-6 лет | 6-7 лет | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
пуговица | ||||
кукуруза | ||||
гусеница | ||||
самокаты | ||||
милиционер | Х | |||
велосипед | ||||
сковорода | ||||
телевизор | ||||
Мальчики слепили снеговика | ||||
Водопроводчик чинит водопровод | Х | |||
На перекрестке стоит регулировщик | ||||
Итого баллов: |
Состояние лексико- грамматического строя речи Импрессивная речь
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6лет | 6-7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Выполнение инструкций | Закрой книгу | ||||
Достань ручку | |||||
Достань ручку и положи ее на тетрадь | |||||
Понимание предложений с причинно- следственной связью | Петя ударил Васю. Кому больно? | ||||
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше? | Х | ||||
Понимание изменения числа сущ-х в предложении | Покажи, где самолеты летят, где самолет летит | ||||
Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают | |||||
Понимание падежных | Покажи карандашом ручку |
окончаний существитель- ных | Покажи карандаш ручкой | ||||
Покажи дочку мамы | Х | ||||
Покажи маму дочки | |||||
Понимание предлогов (покажи где:) | Кот идет к дому | ||||
Кот в доме | |||||
Кот перед домом | |||||
Кот вылезает из трубы | |||||
Кот выглядывает из-за крыльца | Х | ||||
Итого баллов: |
Экспрессивная речь
Активный словарь
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||||
5 -6лет | 6-7лет | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||||
Словарь существительных | «посуда» | ||||||
«Мебель» | |||||||
«Овощи» | |||||||
«Фрукты» | |||||||
«Дикие, домашние животные» | |||||||
«Транспорт» | Х | ||||||
«деревья» | |||||||
«инструменты» | |||||||
«Бытовая техника» | |||||||
«школьные принадлежности» | |||||||
Называние и показ частей объектов | Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза | ||||||
б) локоть, колено, ноготь | |||||||
в) затылок, запястье, подбородок | Х | ||||||
Стул: спинка, сиденье, ножка | |||||||
Чайник: донышко, носик, крышка, ручка | Х | ||||||
Глагольный словарь | |||||||
Назвать действие предмета (что делает?) | летит | ||||||
скачет | |||||||
стучит | |||||||
рисует | |||||||
умывается | |||||||
шьет | Х | ||||||
вяжет | |||||||
вышивает | |||||||
варит | |||||||
жарит | |||||||
печет | |||||||
Словарь признаков | |||||||
Подбор антонимов | Черный - белый | ||||||
Сладкий -кислый | |||||||
Твердый -мягкий | |||||||
Большой -маленький | |||||||
Высокий -низкий | Х | ||||||
Длинный -короткий | |||||||
Широкий -узкий | |||||||
Толстый -тонкий |
Какой по форме? | Треугольный | ||||
Овальный | |||||
Круглый | |||||
Квадратный | |||||
Прямоугольный | |||||
Какой по цвету? | Основные цвета | ||||
Оттенки цветов | Х | ||||
Какой по вкусу? | Лимон | ||||
Клубника | |||||
Рябина | |||||
Итого баллов: |
Грамматический строй речи Обследование словообразовательных навыков
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Образование сущ-х с уменьшительно -ласкательным значением | ключ-ключик | ||||
Звезда- звездочка | |||||
Пуговица- пуговичка | |||||
С увеличитель- ным значением | дом | Х | |||
рука | |||||
усы | |||||
Образование Притяжатель- ных прилагатель- ных | Чей хвост? | ||||
Чья голова? | |||||
Чьи уши? | |||||
Образование прилагатель- ных от существи- тельных (из чего сделано?) | Шкаф из дерева | ||||
Машина из железа | |||||
Чашка из фарфора | Х | ||||
Шапка из шерсти | |||||
Образование глаголов с помощью приставок: ехать,бе- жать, лететь | При- | ||||
У- | |||||
За- | |||||
Пере- | Х | ||||
Итого баллов: |
Словоизменение
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Изменение сущ-х по падежам (с. 237-247)* | И.п. | ||||
Р.п. | |||||
Д.п. | |||||
В.п. | |||||
Т.п. | |||||
П.п. | |||||
Изменение прилагательных по родам (249)* | Ж.р. | ||||
М.р. | |||||
Ср.р. | |||||
Изменение сущ-х по числам (253-260)* | Лампа -лампы | ||||
Стол -столы | |||||
Яйцо -яйца | |||||
Лоб -лбы | Х | ||||
Ухо -уши | |||||
Мн. число сущ-х в родительном падеже (нет чего?) | вишня | ||||
ведра | |||||
блюдца | |||||
парты | Х | ||||
Согласование сущ- х с числительными (1, 2, 5) с.261* | карандаш | ||||
яблоко | |||||
тетрадь | Х | ||||
Итого баллов: |
Исследование связной речи
Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
5-6 лет | 6-7лет | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Составить предложения по картинке (с.271)* | ||||
Составить рассказ по картинке (с.273)* | ||||
Составить рассказ по серии картинок (с.275)* | ||||
Пересказ: «Белочка и зайчик» Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик – морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик – под елкой. | Х | |||
Качество пересказа | ||||
Уровень необходимой помощи | ||||
Итого баллов: |
Познавательные процессы
Параметры изучения | Возраст ребенка | ||||
5-6 лет | 6-7 лет | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
Счетные операции | Счет прямой и обратный | ||||
Сосчитать сколько предметов нарисовано (225)* | |||||
Назвать по порядку(227)* | |||||
Сколько лап у кошки? | |||||
Сколько лап у петуха? | |||||
Ориентировка в пространстве | высоко | ||||
низко | |||||
далеко | |||||
близко | |||||
слева | |||||
справа | |||||
Слева внизу | Х | ||||
Слева вверху | |||||
Справа внизу | |||||
Справа вверху | |||||
Ориентировка во времени | Какое время года?(217)* | ||||
В какое время суток дети идут в детский сад?(223)* | |||||
Когда ребята идут гулять? | |||||
Когда дети ложатся спать? | |||||
Назвать дни недели | Х | ||||
Мышление | Составление из частей целого | Из 6-8 | Из 8-10 | ||
Выделение лишнего предмета | |||||
Итого баллов: |
- «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой
Средний балл:
Логопедическое заключение
Дата Логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта обследования ребёнка(от 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи
Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов,психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего...
Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.
Удобно, быстро оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое) . Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностир...
Речевая карта обследования ребенка 6 лет с ОНР
Речевая карта для детей с ОНР по программе Нищевой (авторская)...
Речевая карта обследования детей с ОНР на логопункте
На каждого ребёнка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются основные особенности фонематической стороны речи ребёнка; состояние лексико-грамматического строя и связно...
Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
Перед учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...
Речевая карта "Обследование речи детей дошкольного возраста"
Речевая карта разработана на 2 учебных года, с возможностью отмечать результаты ребенка в начале и в конце года, на основе карты О.И. Крупенчук ....