Речевая карта обследования ребенка 5 лет с ОНР по книге «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Кабановой Т. В., Домниной О. В.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Анкетные данные
Ф.И.О.___________________________________________________________________________
Дата рождения, возраст _____________________________________________________________
Домашний адрес, телефон___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Дата поступления в группу «____»____________20____г.
Решение ПМПК от «_____»_______________20_____г.
Принят на срок ____________________________________________________________________
Решение ПМПК____________________________________________________________________
Общие сведения о семье.
Ф.И.О. родителей, место работы, должность, образование
Мать_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Отец_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Медико-бытовые условия в семье_____________________________________________________
Речевая среда______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания_________________________________________________________
Где и кем воспитывался ребенок до поступления в группу________________________________
Анамнез
От какой по счету беременности ребенок___________________________________
Протекание беременности (токсикоз-1 пол., 2 пол. Беременности, падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции, угроза прерывания)______________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, со стимуляцией, оперативные, самостоятельные)
___________________________________________________________________________________Когда закричал ребенок______________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)________________________________________________
Вскармливание _________________________до (с)_______________________________________
Когда выписались из роддома_________________________________________________________
Если задержались, то почему__________________________________________________________
Раннее развитие
Держит голову_______________________________________________(в норме с 1,5 мес)
Сидит______________________________________________________(в норме с 6 мес.)
Ходит______________________________________________________ (в норме с 11 мес.)
Когда появились первые зубки_________________________________ ( в норме с 6-8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, ушибы, инфекции, травмы, судороги при высокой температуре)
До года_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
После 3 лет _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключения специалистов
Отоларинголог___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Окулист_________________________________________________________________________
Психоневролог___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление___________ Лепет_____________ Первые слова __________Первые фразы_________
(3 мес.) (4-5 мес.) (к 1 году) (1,5-2 года)
Не прерывалось ли речевое развитие в дошкольном возрасте (место, продолжительность, результативность)__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Жалобы родителей__________________________________________________________________
Отношение ребенка к своей речи _____________________________________________________
Отношение к речевому дефекту в семье _______________________________________________
Занятия с логопедом (где, с каким результатом)_________________________________________
Речевая моторика
Мимическая мускулатура |
Состояние артикуляторной моторики
Губы | ||
Язык | ||
Мягкое небо | ||
Функции жевания и глотания |
Просодические компоненты речи
Темп | ||
Ритм | ||
Внятность | ||
Интонированность |
Дыхательная функция
Голосовая функция
Серия I. Исследование понимания речи
1. Исследование понимания лексики
1.1.Исследование понимания обобщающих слов по темам.-
-Посмотри на картинки. Покажи, где:
НГ* баллы | КГ* баллы | НГ баллы | КГ баллы | ||
птицы | транспорт | ||||
дикие животные | обувь |
Посмотри на картинки. Покажи, где:
Мальчик входит в дом, выходит из дома | ||
Девочка ставит чайник на стол, берет чайник со стола | ||
Заяц сидит под кустом, выскакивает из-под куста |
2. Исследование дифференциации форм словообразования
2.1.Исследование понимания существительных с суффиксом -инк-.
- Посмотри на картинки. Покажи:
бусы - бусинку | ||
машину - машинку | ||
виноград - виноградинку |
2.2.Исследование понимания глаголов с различными приставками.
-Посмотри на картинки. Покажи, где:
| выходит, заходит, подходит | |
заезжает, выезжает, подъезжает |
3. Исследование понимания словосочетаний и простых предложений
3.1. Исследование понимания словосочетаний.
-Посмотри на лежащие перед тобой картинки и предметы.
Внимательно прослушай мои инструкции и выполни действия. Покажи:
ключом карандаш | ||
ключ карандашом | ||
положи карандаш на платок | ||
положи карандаш на платок | ||
накрой платком карандаш |
3.2. Исследование понимания простых распространенных предложений.
-Посмотри на картинки. Покажи картинку, где:
девочка рвет цветы | ||
девочка играет в мяч |
- Исследование понимания вопросительных предложений
Кого ловит девочка? | ||
Чем девочка ловит бабочку? | ||
Кто ловит бабочку? |
-Посмотри на картинки. Покажи:
3.4.Исследование понимания слов с противоположным значением.
-Посмотри на картинки. Покажи, где:
узкая — широкая (лента) | ||
что кислое - что сладкое | ||
толстая - тонкая (книга) |
Оценка исследования понимания речи
1 балл правильно выполняет задания
0,5 балла выполняет после нескольких повторений
0,25 балла с трудом понимает обращенную к нему речь
0 баллов не выполняет
Итог по серии I: 24 пробы, 24 балла
Баллы серии I. НГ | Баллы серии I КГ |
Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Серия II. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Проверка состояния фонематического восприятия.
-Повтори за мной слоговые ряды:
балл | НГ | балл | КГ | балл | НГ | балл | КГ | ||
ба-ба-па | жа-за-жа | ||||||||
па-ба-па | ча-ша-ча | ||||||||
та-да-та | ла-ра-ла | ||||||||
да-та-да | ша-са-ша | ||||||||
га-ка-га | за-жа-за | ||||||||
ба-бя-ба | ша-ча-ша | ||||||||
бя-ба-бя | ра-ла-ра | ||||||||
са-ша-са | га-га-ка |
Оценка состояния фонематического восприятия
1 балл точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления
0,5баллов первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому
0,25баллов неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками
0 баллов не воспроизводит
Итог: 16 проб, 16 баллов
Примечание__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Состояние фонематического анализа и синтеза
-Скажи, какой первый звук в слове:
балл | НГ | балл | КГ | балл | НГ | балл | КГ | ||
Аня | осы | ||||||||
аист | Оля | ||||||||
Ира | улица | ||||||||
Инна | ухо |
Оценка состояния фонематического анализа и синтеза
1 балл правильно отвечает с первой попытки
0,5 балла правильно отвечает со второй попытки
0,25 балла правильно отвечает с третьей попытки
0 баллов отвечает неправильно
Итог: 8 проб, 8 баллов
Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Исследование артикуляционной моторики.
-Повтори движения:
балл | НГ | балл | КГ | |
«лопаточка - иголочка» | ||||
«трубочка» | ||||
«грибок» | ||||
«качели» | ||||
«цоканье |
Оценка состояния артикуляционной моторики
1 балл правильно выполняет движения
0,5 баллов выполняет замедленно и напряженно
0,25 балла с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы
0 баллов не выполняет движений
Итог: 5 проб, 5 баллов
Примечание____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова, предложения.
-Повтори слова:
балл | НГ | балл | КГ | |
полотенце | ||||
велосипед | ||||
простокваша | ||||
температура | ||||
скворечник | ||||
сковорода | ||||
регулировщик | ||||
телевизор |
-Повтори предложения:
балл | НГ | балл | КГ | |
Мальчики слепили снеговика. | ||||
Водопроводчик чинит водопровод. | ||||
Волосы подстригают в парикмахерской. | ||||
Саше понравился пластмассовый кораблик. | ||||
У девочки Дины котенок Тима. | ||||
Регулировщик стоит на перекрестке. |
Оценка состояния сформированности звуко-слоговой структуры слова и предложений
1 балл правильно и точно воспроизводит в темпе предъявления
0,5 баллов замедленное послоговое воспроизведение
0,25баллов искажает звуко-слоговую структуру слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова)
0 баллов не воспроизводит, Итог: 14 проб, 14 баллов
Примечание___________________________________________________________________
5.Исследование звукопроизношения
В таблице символами отметить характер нарушений: (-) - отсутствие звука, м/з – межзубное произнесение и т.д
Звуки | Характер произношения звуков | Балл | ||||||
Изолированно | В слогах | В словах | ||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | |
В | ||||||||
Д | ||||||||
Б | ||||||||
Г | ||||||||
С | ||||||||
Сь | ||||||||
З | ||||||||
Зь | ||||||||
Ц | ||||||||
Ч | ||||||||
Ш | ||||||||
Ж | ||||||||
Щ | ||||||||
Л | ||||||||
Ль | ||||||||
Р | ||||||||
Рь | ||||||||
М | ||||||||
Н | ||||||||
Й |
Оценка звукопроизношения
1 балл безукоризненно произносит звук в любых речевых ситуациях
0,5баллов изолированно и отраженно произносит правильно, иногда подвергает звук замене или искажению
0,25балла изолированно звук произносит правильно, но в самостоятельной речи звук не автоматизирован
0 баллов в любой позиции звук искажается или заменяется Итог: 20 проб, 20 баллов________________
Баллы серии II. НГ | Баллы серии II. КГ |
Итог по серии II: 63 пробы, 63 балла |
Примечание____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Серия III. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
1.Исследование употребления существительных в единственном и множественном числе.
-Я назову один предмет, а ты назови много:
Балл | НГ | Балл | КГ | |
ухо - уши | ||||
лист - листья | ||||
дерево — деревья | ||||
воробей - воробьи |
2. Исследование употребления существительных форме единственного числа творительного падежа.
-Посмотри на картинки. Скажи, чем ты рисуешь:
Балл | НГ | Балл | КГ | |
Карандашом | ||||
Ручкой | ||||
Мелом | ||||
Кистью |
3.Исследование употребления пред ложно-падежных конструкций.
-Посмотри на картинки. Ответь на вопросы:
балл | НГ | балл | КГ | |
где стоит машина (около дома) | ||||
где летает бабочка (над цветком) | ||||
от кого убегает мышка (от кошки) | ||||
куда подходят мальчики (к дому) |
4. Исследование употребления прилагательных и существительных в единственном
и множественном числе женского, мужского и среднего рода.
-Посмотри на картинки.
Скажи, что на них изображено и какого цвета изображенные предметы:
балл | НГ | балл | КГ | |
Красные ягоды | ||||
Желтые листья | ||||
Синее одеяло | ||||
Голубые глаза |
5 Исследование употребления существительных с числительными.
-Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?
балл | НГ | балл | КГ | |
Один, одна - утка, гусь, дом. | ||||
Два, две - кошка, заяц, яблоко |
Оценка состояния грамматического строя речи и словоизменения
1 балл образует правильно практически все слова
0,5 баллов образует правильно половину слов
0,25 баллов образует правильно 1—2 слова, словосочетания
0 баллов не образует слов, словосочетаний
Баллы серии III. НГ | Баллы серии III. КГ |
18 проб, 18 баллов |
Примечание___________________________________________________________________
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
1. Исследование активного словаря
1.1. Исследование предметного словаря.
-Я покажу, а ты назови части тела:
балл | НГ | балл | КГ | |
Пальцы | ||||
Спина | ||||
Грудь | ||||
Живот | ||||
Брови | ||||
Ноги |
1.2. Исследование существительных, обозначающих части предметов.
-Посмотри на картинки. Какие предметы на них изображены? Из каких частей состоят эти предметы?
балл | НГ | балл | КГ | |
одежда (рукав, воротник, карман, пуговица, пояс) | ||||
детали машины (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор) |
1.3. Исследование существительных, обозначающих название профессий.
-Посмотри на картинки. Люди каких профессий на них изображены?
балл | НГ | балл | КГ | |
фотограф | ||||
почтальон | ||||
строитель | ||||
учитель | ||||
водитель | ||||
парикмахер |
1.4. Исследование глагольного словаря. -Ответь на вопросы:
балл | НГ | балл | КГ | |
Кто как передвигается? (птица, рыба, змея, заяц) | ||||
Что ты делаешь в течение дня? (подобрать семь слов-действий) | ||||
Что делают девочки? (по предъявленным картинкам: шьет, вяжет, подметает, поливает, гладит) | ||||
Кто как голос подает? кто как ест? (кошка, воробей, мышь, корова, гусь) |
1.5. Исследование словаря прилагательных (определений).
-Посмотри на картинки. Назови слова-признаки:
балл | НГ | балл | КГ | |
цвет (оттенки: оранжевый, розовый, коричневый, фиолетовый, голубой) | ||||
качественные прилагательные (длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, кислый, горький, сладкий, соленый) | ||||
Форму-овальный, четырехугольный |
2. Исследование словообразования
2.1. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
-Я скажу про большой предмет, а ты - про маленький, ласково:
балл | НГ | балл | КГ | |
шкаф | ||||
береза | ||||
ваза | ||||
ухо | ||||
миска |
- Образование названий детенышей.
-Скажи, как называют детенышей:
балл | НГ | балл | КГ | |
Зайца | ||||
Собаки | ||||
Волка | ||||
Медведя | ||||
Белки |
2.3. Образование приставочных глаголов
-Образуй как можно больше слов-действий от слов:
балл | НГ | балл | КГ | |
ходить | ||||
лететь | ||||
ехать |
Оценка исследования словаря и навыков словообразования
1 балл дает правильный ответ
0,5 баллов дает правильный ответ после небольшой помощи
0,25 баллов форму образует неверно
0 баллов задание не выполняет Итог по серии IV: 35 проб, 35 баллов
Баллы серии IV. НГ | Баллы серии IV. КГ |
Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Серия V. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
- Посмотри на картинку. Составь по ней рассказ
Балл на начало года | Балл на конец года |
Оценка смысловой целостности
5 баллов рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности
2,5баллов ребенок незначительно искажает ситуацию,
1баллов неправильно воспроизводит причинно-следственные связи
0баллов выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения отсутствие рассказа
Итог: 1 проба, 5 баллов
Оценка лексико-грамматического оформления
5 баллов рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм
2,5 балла пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания
1 балл отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены
О баллов пересказ недоступен
Итог: 1 проба, 5 баллов
Оценка самостоятельности выполнения задания
5баллов самостоятельный пересказ
2,5баллов пересказ после минимальной помощи (1—2 вопроса)
1балл пересказ по вопросам
0баллов пересказ недоступен
Итог: 1 проба, 5 баллов Общий итог: 1 проба, 15 баллов
Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Пересказ сказки.
-Посмотри на картинки. Расскажи по ним сказку.
Балл на начало года | Балл на конец года |
Оценка смысловой целостности
5баллов воспроизводит все смысловые звенья
2,5баллов воспроизводит смысловые звенья с незначительными сокращениями
1балл пересказ неполный, имеются значительные сокращения
0баллов не выполняет задания
Итог: 1 проба, 5 баллов
Оценка лексико-грамматического оформления
5баллов рассказ оформлен грамматически правильно
2,5баллов рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, неточное употребление слов
1балл наблюдается аграмматизм, стереотипность оформления
0баллов рассказ не оформлен
Итог: 1 проба, 5 баллов
Оценка самостоятельности выполнения задания
5 баллов самостоятельно подбирает и располагает картинки
2,5 балла картинки располагает с помощью
1 балл раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам
О баллов задание недоступно даже при наличии помощи
Итог: 1 проба, 5 баллов Общий итог: 1 проба, 15 баллов Итог по серии V: 2 пробы, 30 баллов
Баллы серии V. НГ | Баллы серии V. КГ |
Примечание________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Серия VI. Исследование общей и мелкой моторики
1.Исследование общей моторики
1.1. Исследование движений рук и плечевого пояса.
-Выполни мои инструкции.
балл | НГ | балл | КГ | |
Подними руки вверх (покажи, какой ты большой). | ||||
Покажи, как летают птицы, машут крыльями. |
- Исследование движений туловища.
балл | НГ | балл | КГ | |
Покачайся, как маятник часов (тик-так). | ||||
Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать). |
- Исследование движений ног и сохранение равновесия.
- Выполни мои инструкции.
балл | НГ | балл | КГ | |
Покажи, каким ты был маленьким (приседание). | ||||
Покажи, как петушок стоит на одной ноге. | ||||
Прыгай на одной ноге (до указанного ориентира). | ||||
Перешагивай через «лужи» или «камни» (ходьба с высоким подниманием колен). |
- Исследование статической координации движений.
-Выполни мою инструкцию.
балл | НГ | балл | КГ | |
Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение 5 секунд. |
1.5. Исследование динамической координации движений.
- Выполни мои инструкции.
балл | НГ | балл | КГ | |
Шагай, как солдат -маршировка | ||||
Выполни подряд 3 приседания |
1.6.Исследование пространственной ориентации по подражанию.
-Выполни мои инструкции.
балл | НГ | балл | КГ | |
Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. | ||||
Пройди по кругу и встань в центр | ||||
Обойди весь кабинет и встань в заданном месте. |
Оценка состояния общей моторики
1 балл правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с 1раза
0,5балла выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе
0,25 балла неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются
0 баллов не способен выполнить движение
Общая моторика
Состояние общей моторики | Итог: 14 проб, 14 баллов |
2. Исследование мелкой моторики
2.1. Исследование кинестетической основы движений.
-Выполни мои инструкции.
балл | НГ | балл | КГ | |
Покажи «козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты) поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе. | ||||
Покажи «ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе. | ||||
Покажи колечко (поочередно каждым пальцем соприкасаемся с большим пальцем на одной руке, а затем на другой). | ||||
Покажи «очки» (одновременно двумя руками). |
- Исследование кинетической основы движений.
-Выполни мои инструкции.
балл | НГ | балл | КГ | |
Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки (возможно чтение потешки «Сорока-сорока»). | ||||
Пальчики «здороваются» (поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук). | ||||
«Игра на пианино» | ||||
Изменение положения кистей рук (1кулак, 2 - выпрямленная ладонь и наоборот). |
Оценка состояния мелкой моторики
1балл выполняет движения в полном объеме в нормальном темпе
0,5баллов заторможенность и нескоординированность движений при выполнении
0,25баллов наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений
0баллов отказывается от выполнения задания
Мелкая моторика
Состояние мелкой моторики | Итог: 9 проб, 9 баллов Итог по серии VI: 23 пробы, 23 балла |
Ведущая рука_______________________________________________________________________
Баллы серии VI. НГ | Баллы серии VI. КГ |
Окончательный итог: 165 проб, 193 балла
Баллы НГ | Баллы КГ |
Заключение
(сентябрь)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(май)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_____________________ Учитель-логопед:_____________________
*НГ - начало года
*КГ – конец года
РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...
Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 4 лет с речевыми нарушениями на основе тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной
Материал включает в себя подробный протокол обследования речи с критериями оценки по 11 основным показателям, речевой профиль, сетки для записи ответов детей, полный картинный материал в 3х файлах. Ма...
Календарное планирование работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями.
Календарное планирование работы по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями...
Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности состояния общей и мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи....
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Диагностика детей среднего возраста. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев».Методика исследования мелкой моторики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной «Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет».
Стартовая диагностика. Методика исследования мелкой мотрики Е.И. Рогова «Перебор пальцев». Поочередное прикосновение большим пальцем к 2, 3, 4 и 5-му пальцам (5 серий...
Мастер-класс "Развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
У детей с нарушениями речи страдают двигательные навыки не только в области речевого аппарата. Наши дети неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников в скорости и точности движений. Они ...