Речевая карта обследования ребёнка(от 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Предлагаемый вариант схемы обследования ребёнка с ОНР позволяет на основании углублённого обследования состояния всех речевых процессов,психических функций, общего развития, с учётом анамнеза, раннего развития, перенесённых заболеваний, социального окружения ребёнка сделать полноценное объёмное логопедическое заключение и на его основе составить "Индивидуальный план работы на учебный год" с целью достижения максимальной результативности при проведении коррекционного логопедического процесса. Используя этот материал в диагностике с детьми с 4хлетнего возраста, возможно прослеживать динамику речевой коррекции ребёнка и составлять перспективу работы в течение всех 3х лет преодоления ОНР, начиная со средней группы и заканчивая работой по подготовке детей к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
I АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ.
1 Дата поступления ребёнка в группу___________________________________
2 Фамилия, имя ребёнка ____________________________________
3 Возраст _____________________________________
4 Домашний адрес ____________________________________
5 Жалобы родителей _____________________________________
6 Из какого детского сада поступил _______________________________
II ДАННЫЕ О ХОДЕ РАЗВИТИЯ.
анамнез _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
раннее развитие ___физическое____________________________________________________________________________________________________________________________речевое_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
перенесённые заболевания _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая среда и социальные условия ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние общей и мелкой моторики ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слух _________________________________________________________________
III ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА .
1 Разговорно-описательная беседа: 4года 5лет 6лет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
2 Восприятие, представление:
цвета: 4-5 лет 5-7 лет _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
формы:
__плоские фигуры 4года 5лет 6лет ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __объёмные тела 5лет 6лет
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ориентация в пространстве: 4года 5лет 6лет __правая – левая сторона рука _________________________нога_______________________________________________________________________________глаз_______________________________________________________________ухо_______________________________ _верх______низ____________________________________________________ _впереди –сзади____________________________________________________
ориентация во времени: времена года ______________________________________________________________________________________________________________________________________ дни недели_________________________________________________________ ___________________________________________________________________ части суток_________________________________________________________ «вчера –сегодня-завтра» _____________________________________________ ___________________________________________________________________ «до –после»________________________________________________________
восприятие величины и количества: 4-5лет 5-6лет 6-7лет «больше-меньше»___________________________________________________ уравнивание_______________________________________________________ «поровну»_________________________________________________________ «столько же»_______________________________________________________
3 Слуховое внимание : 4-5лет 5-6лет 6-7лет -дифференциация звучащих игрушек___________________________________ -определение направления источника звука_____________________________
4 Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________
5 Память: 4-5лет 5-6лет 6-7лет зрительная_________________________________________________________ слуховая ___________________________________________________________ ассоциативная______________________________________________________ словесно-логическая_________________________________________________
6 Мышление: конструктивная деятельность_________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ прямой и обратный счёт______________________________________________ счётные операции и простейшие задачи________________________________
обобщение:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ исключение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ классификация:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ причинно-следственные связи:________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ понимание подтекста:_______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________
7 Внимание, работоспособность__________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________
IV ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ.
темп ____________________________________________________ голос ___________________________________________________ разборчивость ____________________________________________________ дыхание ____________________________________________________
V СОСТОЯНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
строение: губы __________________________________________________________ зубы ___________________________________________________________ челюсти ___________________________________________________________ твёрдое нёбо _______________________________________________________ мягкое нёбо _______________________________________________________ язык _______________________________________________________
артикуляционная моторика: 4-5лет с 5 лет
губы - «улыбка-трубочка» под счёт: «1-2-3» «1-2-3-4-5» наличие движений __________________________________________ тонус __________________________________________ темп __________________________________________ переключение __________________________________________ объём движений __________________________________________ точность выполнения __________________________________________ длительность __________________________________________ замены движения __________________________________________ синкинезия __________________________________________
язык – широкий-узкий; кончик поднять-опустить; «маятник»; качели; цоканье
под счёт: «1-2-3» «1-2-3-4-5» наличие движений __________________________________________ тонус _________________________________________ темп _________________________________________ переключение __________________________________________ объём __________________________________________ точность выполнения __________________________________________ замены движения _________________________________________ синкинезия _________________________________________ наличие тремора, саливации, отклонения кончика ___________________________________________________________________
мягкое нёбо – произнести А при широко открытом рте ______________________________________________________________________________________________________________________________________
VI ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
-гласные звуки: ______________________________________________________________________________________________________________________________________
-согласные звуки: свистящие C ____________________________________
С*___________________________________
З ____________________________________
З* ___________________________________
Ц ___________________________________
шипящие__ Ш ____________________________________
Ж ___________________________________
Ч____________________________________
Щ___________________________________
сонорные__ Л ____________________________________
Л*___________________________________
Р ____________________________________
Р*___________________________________
VII ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.
-выделение на слух заданного звука из: 4года 5лет 6лет
звукового ряда П-Т-К-Г _________ слогового ряда ПА-ТА-КА-ХА _________ ряда слов ПОРТ-ТОРТ-КОРТ-ХОР _________________________
-различение на слух сходных звуков:
в парах звуков П-Б _________ в парах слогов ПА-БА _________________________ в парах слов ПОЧКА-ТОЧКА _________________________
-воспроизведение:
звукового ряда Б-П-Б _______________ слогового ряда из 2х слогов со звуками: _______________
п-б, б-н, в-т, т-д, м-м*, _______________
н-г, т-н, г-д, к-г, б-м _______________
из 3х слогов со звуками:
б-б-п, т-д-т, г-к-г, б-б*-б, ________
с-ш-с, ж-з-ж, ч-ш-ч, з-с-з ________
VIII ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ.
-выделение из слов: 4года 5лет 6лет
заданного звука М (мычание) или Р(рычание) ______ ударного гласного звука в начале слова _____________ определение первого согласного звука в слове _____ определение последнего звука в слове (согл., гл.) _____
-определение последовательности звуков в слове (3-4 звука) _____
-определение количества звуков в словах _____
IX ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА.
1 изолированные слова: с 4 до 5 лет с 5 лет
дом _______ помидоры____________
снег _______ сквозняк ____________
крыша ______ сковорода____________
мостик ______ температура__________
каша ______ свисток __________
хлеб _______ скворечник___________
кошка __________ милиционер_________
капуста____________ аквариум___________
помидоры__________ лекарство___________
простокваша_________
подснежник _________ 2 предложения: с 5 лет
Мальчики слепили снеговика. ________________________________
_______________________________
Водопроводчик чинит водопровод. _____________________________
_______________________________
Волосы подстригают в парикмахерской._________________________
_______________________________
Полицейский ездит на мотоцикле.______________________________
_______________________________
Регулировщик стоит на перекрёстке.____________________________
_______________________________
X ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ.
1 выполнение инструкций : ___________________________________________________________________ 2 понимание : -конкретных существительных ___________________________________________________________________-обобщающих слов ___________________________________________________________________-действий ___________________________________________________________________
3 различных грамматических форм словоизменения: с 4 лет
- дифференциация числа существительных ___________________________________________________________________ -различение предложно-падежных конструкций с предлогами: В, НА, ПО, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО _________________________________________ __________________________________________________________________
с 5 лет -дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами: В-ИЗ, НА-С, ПОД- ИЗ-ПОД ______________________________________________________________________________________________________________________________________
4 дифференциация форм словообразования: с 5 лет -полная и уменьшительно-ласкательная форма существительных ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ -существительные с суффиксом –инк- ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ -глаголы с разными приставками ______________________________________________________________________________________________________________________________________
5 понимание словосочетаний и простых предложений. с 5 лет - словосочетания ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ -_простые распространённые предложения_____________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ -вопросительныепредложения________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________
-_понимание связной речи с 6 лет _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XI ЛЕКСИКА.
1 Активный словарь предметов. -конкретные существительные _______________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ -обобщающие понятия ______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ -существительные, обозначающие части тела, части предметов ___________
с 5 лет с 6 лет
части тела: голова ______ локоть _________
ноги _______ колено _________
руки _______ пальцы _________
нос _______ ноготь __________
рот _______
грудь _______
живот _______
шея ________
части одежды: рукав ________ воротник _________
воротник ___________ манжета __________
пуговица ___________ петля ____________
части предметов мебели:
спинка ___________ сиденье _________
ножка ___________
части автомобиля:
дверца ___________ руль __________
колёса ___________ кузов __________
фары __________
мотор __________
части окна:
подоконник __________
стекло ___________
-название профессий ________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 2 Глагольный словарь. - употребление глаголов при ответе на вопросы:
с 5 лет
Что ты делаешь в течение дня?________________ __________________
___________________________ __________________
Кто как передвигается? _____________________ __________________
____________________________ __________________
Кто как кричит? ___________________________ __________________
___________________________ __________________
с 6 лет
Кто какие звуки издаёт? ___________________________
___________________________
Кто что делает?(профессии) _________________________
___________________________
3 Словарь признаков. - название цветов
с 4 лет с 5 лет
белый _________ коричневый ___________
чёрный ________ розовый ______________
красный _______ голубой _______________
синий _________ оранжевый ____________
зелёный _______
жёлтый ________
- название формы
с 5лет
круглый _____________
квадратный ______________
треугольный _____________
овальный _____________
прямоугольный ___________
4 Подбор антонимов.
с 6 лет
добро _________ высокий __________
горе _________ лёгкий ___________
друг _________ поднимать ________
хороший ________ давать _________
большой ________ покупать ________
широкий ________
XII ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ .
1 Состояние словоизменения.
с 4 лет
-употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол _____ кукла ______ ухо _____ слон _____ рукав ______
глаз _____ рот ______ лист_____ дерево ______ окно _______
стул _____ воробей ______ пень____ лев _____ слон _______
- употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
-У меня есть карандаш___________________
-У меня нет (карандаша) ___________________
-Я рисую (карандашом) ___________________
-Папа пишет (карандашом)_________________
с 5 лет
- употребление формы родительного падежа множественного числа существительных: много чего?
шар _____ стол _____ дом _____ берёза _______ чашка ______ книга _____
дерево ______ лист_____ стул _____ мяч____ ключ______ карандаш ______
- употребление предложно-падежных конструкций :
в _____________________ на____________________ под________________
над ___________________ за ____________________ перед _______________
около __________________
- согласование прилагательных с существительными в единственном числе: назвать цвет предметов
шар ________________________ ведро_____________________________
платье _____________________ машина ___________________________
ботинок _____________________
- употребление словосочетаний- числительных «два» и «пять» с существительными:
с 5 лет с 6 лет
дом ______ _______ карандаш _________ __________
шар ______ _______ ключ _________ _________
кукла______ _______ лев _______ _________
жук ______ _______ озеро _______ _________
дверь ________ _________
2 Состояние словообразования.
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
с 5 лет с 6 лет
стол __________ гриб __________
мяч ___________ лиса __________
дом ___________ лист __________
кровать _________ воробей _________
берёза _________ одеяло __________
кукла __________
ложка __________
шкаф __________
миска __________
- образование названий детёнышей животных:
с 4 лет с 5 лет с 6 лет
у кошки ________ у зайца _________ у коровы _________
у утки ________ у белки _________ у лошади _________
у гуся _________ у медведя _______ у собаки _________
у лисы _________ у волка _________
- образование прилагательных от существительных:
с 6 лет
относительных: дерево ____________ резина ____________
бумага ____________ металл ____________
солома ____________ снег _____________
мех ____________ брусника ___________
пух ____________ черника ___________
кирпич ____________ шерсть ___________
притяжательных: сумка мамы __________ хвост зайца ____________
кофта бабушки _________ лапа медведя _________
газета папы __________ шерсть волка _________
нора лисы ___________
- образование приставочных глаголов:
с 6 лет
назвать действия:
ходит - уходит – входит – выходит - переходит
бежит – убегает – вбегает – выбегает – перебегает
летит – улетает – влетает – вылетает - перелетает
-образование глаголов совершенного вида:
с 6 лет
рисовал __________ писал __________ делал _________
3 Составление предложения по картинке.
с 6 лет
- с данным словом _________________________________________________
_________________________________________________
- по опорным словам _______________________________________________
_________________________________________________
-деформированная фраза ___________________________________________
_________________________________________ __
XIII СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.
1 Пересказ 4 года 5 лет
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 Рассказ по серии сюжетных картинок. 6 лет
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XIV ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.
Удобно, быстро оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое) . Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностир...
методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...
Речевая карта обследования ребёнка с ОНР, составленная по методическим рекомендациям О.С. Гомзяк
Данная речевая карта составлена мной по методическим рекомендациям О.С. Гомзяк, с небольшими дополнениями по Н.В. Нищевой. Особенность карты является то, что она составлена в Office Exel. А это дает в...
Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 7-го года жизни с общим недоразвитием речи.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевых навыков, полученных ребенком на ...
Дневник взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по коррекции речевого развития детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи.
Эффективность коррекционно-речевого процесса в группах для детей с нарушениями речи значительно повышается в том случае, когда работа по закреплению правильных речевы...
Развитие речевых возможностей воспитанников подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях и в режимных моментах.
- Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи.- Овладение навыками связной речи на подгрупповых занятиях.- Развитие речи в режимных моментах....
Методическая разработка обследования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи
Настоящее обследование дополняет общую картину речевого развития ребенка-дошкольника и помогает корректировать работу, направленную на устранение общего недоразвития речи (II, III уровня). Обследовани...