Конспект занятия тема "Гласные звуки и буквы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Данный конспект можно использовать для детей подготовительного возраста с ТНР. В процессе занятия использовались технологии: ИКТ – технологии: Power Point, MIMIO, биоэнергопластика, релаксация, здоровьесберегающие, игровая.  Методы, приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (картинки, показ артикуляции), игровой, практический (упражнения), рефлексия: упражнения с биоэнергопластикой позволят укрепить артикуляционный аппарат, воспитанники получат возможность закрепить знания о гласных звуках и буквах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Тема «Гласные звуки и буквы»

Прокопенко Светлана Геннадьевна

Учитель-логопед

Санкт-Петербург

2020

Вступление:

- Рабочая программа учителя – логопеда разработа на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 14 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга для детей с ОВЗ (тяжёлым нарушением речи).

- У детей подготовительного возраста имеются нарушения звукопроизношения, фонематической стороны речи, слоговой структуры слова.

- Гласные звуки и буквы.

- В ходе НОД проходила интеграция образовательных областей: речевое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое  развитие.

- В ходе мероприятия использовались технологии: ИКТ – технологии: Power Point, MIMIO, биоэнергопластика, релаксация, здоровьесберегающие, игровая.  Методы, приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (картинки, показ артикуляции), игровой, практический (упражнения).

- Рефлексия: упражнения с биоэнергопластикой позволят укрепить артикуляционный аппарат, воспитанники получат возможность закрепить знания о гласных звуках и буквах.

- Данный конспект можно использовать для детей подготовительного возраста с ТНР.

3. Цель: систематизировать полученные представления детей о гласных звуках и буквах посредством биоэнергопластики.

4. Задачи:

  • Закреплять понятие «гласный звук».
  • Упражнять в узнавании изученных букв с недостающими элементами.
  • Закреплять умение делить слова на слоги.
  • Продолжать коррекцию по  автоматизации звукопроизношения.
  • Развивать пространственные представления, моторику и координацию движений рук с применением биоэнергопластики.
  • Продолжать работу по выполнению точных и ритмических упражнений языком, используя биэнергопластику.
  • Выработать умение удерживать язык, губы в статических упражнениях, тренировать подъязычную связку в сочетании с биоэнергопластикой.
  • Продолжать работу по формированию у детей сотрудничества  в коллективе.
  • Развивать фонематические представления.
  • Стимулировать мышечную релаксацию по представлению. Внушать состояние покоя и расслабленности.
  • Упражнять детей в прочитывании слов и нахождении недостающей буквы в слове.

5. Оборудование для педагога:

Ноутбук, интерактивная доска.

6. Оборудование для воспитанников:

Индивидуальные зеркала, карандаши, карточки с гласными буквами, имеющие недостающий элемент, предметные картинки, набор «Живых перчаток», игры в формате Power Point и MIMIO.

7. Предварительная работа:

Знакомство детей с гласными звуками и буквами А, О, У, И, Ы, Э. Проведение артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики. Проведение дидактических  игр на развитие фонематического слуха: «Назови три слова на звук…», «Хлопай, не зевай», «Замени звук», «Найди место звука в слове», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук», «Топай- хлопай».

  1. Орг. Момент.

Л.: Добрый день, ребята. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, чем бы хотели?

Как много вы назвали, то чем мы можем заниматься на занятии! Даже  не знаю, что и выбрать. А я знаю, что нам может помочь. Наше волшебное колесо. Пускай оно выберет. Я запускаю колесо. Давайте посмотрим, что оно выбрало. Что здесь написано? Сейчас я вам прочитаю. «Назовите все гласные звуки». Дети: Гласные звуки А, О, У, И, Ы, Э.

Л.: Вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня? Так чем же мы будем заниматься?

Д.: Мы будем говорить о гласных звуках и буквах.

Л.: А поэтому, давайте вспомним, как нужно говорить.

Д.: Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

  1. Л.: А сейчас, ребята, давайте подойдем к столам и сядем. Дети садятся за столы, перед зеркалом и выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой.

Упражнение «Бегемотик»

 «Широко открыли ротик-
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот –
Отдыхает «бегемот».

Упражнение «Лягушка»

 «Превратили нас в лягушек-
Дотянулись мы до ушек.
Дотянулись, улыбнулись,
А затем домой вернулись.»

Упражнение «Трубочка»

 «Словно трубочка у нас дудочка.
Подудим мы в трубочку,
Тянем губы трубочкой»

Упражнение «Качели»

 «На качелях мы качались,
Высоко вверх поднимались,
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Очень крепко ты держись»

Упражнение «Блинчики»

 «Мы испечь блины решили,
Много теста замесили.
Чтобы было веселей,
Пригласили всех друзей»

Упражнение «Маляр»

 «Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами».

  1. Л.: Молодцы ребята! Вы очень хорошо потренировали мышцы язычка, губ. И вы готовы играть дальше с ними? Но сначала скажите мне, что вы знаете о гласных звуках, как мы их произносим?

Д.: Гласные звуки можно пропеть и протянуть.

Л.: Правильно. Давайте пропоём их. Помогать нам будут наши ручки.

Как открывается рот, когда произносим звук «А»? (Рука показывает, как широко открывается рот).

– При произнесении какого звука губы вытягиваются в трубочку? Как это можно показать? Рука показывает.

– При произнесении звука «О» губы округляются в овал. (Дети показывают)

– При произнесении звука «И» губы растягиваются в улыбку, а рука поможет.

- При звуке Ы губы стоят, как при И. Дети показывают движение рукой.

- При звуке Э уголки рта немного оттягиваются назад, кончик язычка прижимается к нижним зубкам. Рука показывает движение.

Замечательно, у вас получилось! А теперь аккуратно отодвиньте от себя зеркала. Они нам больше не понадобятся.

Внимание! У вас на столе лежит листик бумаги. Возьмите его и переверните изображением вверх. Положите листочек так, чтобы красный кружок оказался в верхнем правом углу. На листочках написаны буквы, но у букв не хватает какой-то детали. Вам необходимо посмотреть внимательно, узнать какая буква перед вами и дописать недостающий элемент.

Л.: Какая буква у тебя, Настя, получилась?

Р.: У меня получилась буква У и т.д.

Л.: Молодцы, ребята, вы все правильно дописали букву.

  1. Л.: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру  «Сколько слогов?» Для этого вам нужно встать из-за столов. Давайте подойдем к фланелеграфу.

Посмотрите на фланелеграф. На нем расположены картинки. Вам нужно выбрать глазками картинку, назвать, что на ней  нарисовано и определить сколько слогов в названии вашего слова. Но для начала давайте вспомним, что нам помогает определить количество слогов в слове?

Д.: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.

Л.: Верно. Васенька, какую ты выбрал картинку?

Р.: Я выбрал картинку, на которой нарисована корова. В слове «корова» слышатся гласные звуки [А], [О], [А]. Всего три гласных звука. Поэтому, в слове три слога.

  1. Физ. минутка “Путешествие на облаке”.

Л.: Вы все хорошо потрудились и пришло время отдохнуть. Давайте сядем на эти необыкновенные облака.  Закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на белом, пушистом облаке. Оно похоже на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как теплый, приятный ветер дует на ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в волшебное  место, где вы будете счастливы и спокойны. Представьте себе это место. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное.  Пауза. А теперь, не открывая глаз, скажите,  где вы оказались? Как интересно! Я как будто вместе с вами побывала в интересной волшебной стране! Теперь вы снова оказались на своем облаке, и оно везет нас обратно. Медленно, не спеша открываем глаза. Давайте встанем  с облака, потянитесь, выпрямитесь, и вы снова стали бодрыми, свежими и внимательными, готовыми играть дальше.

  1. Л.: Ребята, а сейчас мы поиграем в интересную игру, которая называется «Путаница».  Давайте подойдем к столу. Дети садятся за столы, надевают «живые перчатки», руки расположены перед собой. Логопед даёт инструкцию:

Л.: Лиза, произнеси слово со звуком [А] и положи левую руку на правую руку Али.

Р.: Ааарбуз.

Л.: Федя, произнеси слово сзвуком и положи правую руку под левую руку Васи и т.д.

Молодцы! Какая у вас интересная игра получилась! Снимайте перчатки.

  1. Л.: А у меня есть для вас еще одно необычное задание! Будем играть? Да. Тогда встаём из стола и давайте подойдём к доске.

Перед вами на экране написаны слова, к каждому слову подобрана картинка-подсказка, которая расположена не рядом с написанным словом.  Посмотрите внимательно, в каждом слове не хватает одной буквы. А теперь внимание: нужно вставить в слово гласные буквы А, О, И.

Р.: В слово шар нужно вставить букву А.  

Л.: Давай проверим,  твой ответ. Для этого нужно указкой дотронуться до экрана в том месте, где пропущена буква и т.д.

   8.  Рефлексия.

Что вам больше всего запомнилось на занятии, что больше всего понравилось?

Список используемой литературы:

  • Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.
  • Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011.
  • Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект НОД "Звук и буква О"

для воспитателей ДОУ....

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Конспект  по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР  по теме «Звук и буква Ы»...