Логопедическое занятие "В мире слов"
план-конспект занятия по логопедии
Обобщающее занятие по теме "Слово" для учащихся 4 класса с ОВЗ,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_slov_1.pptx | 2.45 МБ |
konspekt_v_mire_slov.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словесная игра: я знаю пять …
Вывод: в мире огромное количество слов, которые записаны в словари и хранятся в памяти человека.
Из чего состоят слова?
Кто сумеет, кто готов здесь найти пятерку слов: ДОЧКА - … , … , … , … , … .
ВЫВОД: ОТ ЗВУКОВ В СЛОВЕ ЗАВИСИТ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ).
ЗАПИШИ СЛОВА ПО СЛОГАМ Газета радио телевизор компьютер
Действуй по плану: Причитай слово; Назови гласные; Устно раздели слова на слоги; Запиши слово в столбик, используя правила переноса.
Вывод: мы по слогам переносим слова.
Поставь ударение в словах: З а мок – зам о к стр е лки – стрелк и б е лки – белк и п о лки – полк и дор о гой – дорог о й
На двери замка нет замка. Живёт щегол там – первый щёголь. И утром белки из белка ему взбивают гоголь-моголь.
Вывод: От места ударения зависит смысл слова
Чем пугает врагов жук-рогач?
Чем питается жук-дровосек?
Чем отличается курица-пеструшка от курицы-белянки?
Вывод: ударением проверяют безударную гласную.
Игра «Снежный ком»
Вывод: из слов составляют словосочетания и предложения.
Алексей николаевич толстой
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие «В мире слов».
- Введение в тему.
Эпиграфом нашему занятию будут слова: «Как прекрасен и велик русский, близкий нам язык». На уроках мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Это занятие непростое, но интересное. Мы учимся правильно произносить, читать, писать слова, так, чтобы люди поминали наши мысли. Язык людей – язык слов. И тема занятия «В мире слов».
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
2. Словесная игра с мячом, стоя «Я знаю…» - пять имен мальчиков, пять названий диких зверей, пять названий деревьев, пять названий цветов радуги, пять названий дней недели, пять названий месяцев…
- А где живут слова?
Вывод: в мире огромное количество слов, которые записаны в словари и хранятся в памяти человека.
3. Классификация звуков и букв:
- Из чего состоят слова?
Слова состоят из звуков и записываются с помощью букв. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, читаем и пишем.
- На какие группы делятся звуки?
Гласные и согласные: звонкие – глухие, твердые – мягкие.
4. Кто сумеет, кто готов здесь найти пятерку слов: Бочка – дочка – почка – точка – ночка – мочка.
Вывод: от звуков в слове зависит его смысл.
5. На какие части можно разделить слово? На слоги.
Задание: запиши слова по слогам для переноса: газета, радио, телевизор, компьютер. Что объединяет эти слова? Это средства получения информации. Какое лишнее? Технические средства, а газета – бумажная.
Действуй по плану: 1. Прочитай слово. 2. Назови гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников. 3. Устно раздели слова на слоги. 4. Запиши слова по слогам, используя правила переноса.
Га- | те- | ра- | ком- |
зе- | ле- | дио | пью- |
та | ви- | тер | |
зор |
- Зачем уметь делить слова на слоги?
Вывод: мы делим слова на слоги для записи переноса.
6. - Каждое слово имеет гласный звук, который заучит громче других.
- Как называется это понятие в языке? Ударный гласный. У слова есть ударение.
На слайде: замок, стрелки, белки, полки, дорогой.
- Объясните смысл каждого слова.
На двери замка нет замка. Живёт щегол здесь – первый щёголь. И утром белка из белка ему взбивает гоголь-моголь.
Вывод: от места ударения зависит смысл слова.
7. Но ударение выполняет ещё одну важную роль. Какую - сами поймете.
Прочитайте предложение:
Сп__ши, но только не сп___ши. Так списывать или нет? Назовите каламбур.
- Какая гласная в первом слове, какое слово проверочное?
Спиши (пишем), но только не спеши (спешка).
- Что проверяют ударением?
Вывод: ударением проверяют безударную гласную.
8. Прочитайте вопрос:
- Чем пугает врагов жук-рогач?
Подумайте, если он рогач, значит … него есть рога. Как полно ответить на вопрос?
Жук-р__гач св__им рогом пугает вр__гов.
- Что умеет делать белка-летяга?
Белка-л___тяга совершает маленький полёт.
- Чем отличается курица-пеструшка от курицы-белянки?
У п__струшки пер__я пёстрые, а у б__лянки – белые.
9. Из слов можно составить словосочетание, например, мама – ласка, ласковая мама, мамина ласка. Составьте из данных слов словосочетания и предложения: работа – руки, шум – улица.
10. Игра «Снежный ком». Составь из слов предложение, постепенно добавляя по одному:
СВЕТОФОР – ГОРЕЛ – НА УЛИЦЕ – ЯРКО – НА ГОРОДСКОЙ – НОВЫЙ – СЕГОДНЯ – ДНЕМ:
Сегодня днем новый светофор ярко горел на городской улице.
Запишите предложение, объясни и подчеркни все орфограммы.
Вывод: из слов составляют словосочетания, предложения.
11. Итог занятия:
Ежедневно мы получаем информацию посредством написанных слов – читаем книги, газеты и журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески, рекламу. Гораздо чаще мы пользуемся устной речью – когда слушаем кого-либо или говорим сами - для людей это обычное дело – такое же как ходить, смеяться, петь… Мы не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, от мельчайших микробов до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» Да, богат язык словами, их разнообразием, выразительностью неповторимостью и красотой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое логопедическое занятие Понятие Слово
Групповое логопедическое занятие Понятие Слово...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: "Дифференциация слов-предметов и слов-действий"
Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия...
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНРЦель: образование однокоренных слов.Задачи:1) коррекционно-образовательные задачи:- закреплять пред...
Конспект интегрированного занятия по теме: «Транспорт. Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова» ( индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Открыток занятие для родителей....
Логопедическое занятие "Родственные слова" в подготовительной группе.
Логопедическое занятие "Родственные слова" в подготовительной группе....
Конспект логопедического занятия "Слог. Слово."
Цель: Научить детей делить слова на части, произносить каждую часть слова; показать...
логопедическое занятие. Тема: слова-действия.
Занятие для логопедов. Знакомство детей со словами-действиями. упражнение детей в подборе слов действий....