Логопедическое занятие "В мире слов"
план-конспект занятия по логопедии

Обобщающее занятие по теме "Слово" для учащихся 4 класса с ОВЗ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_slov_1.pptx2.45 МБ
Файл konspekt_v_mire_slov.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В мире слов Логопедическое занятие 4 класс

Слайд 2

Словесная игра: я знаю пять …

Слайд 3

Вывод: в мире огромное количество слов, которые записаны в словари и хранятся в памяти человека.

Слайд 4

Из чего состоят слова?

Слайд 5

Кто сумеет, кто готов здесь найти пятерку слов: ДОЧКА - … , … , … , … , … .

Слайд 6

ВЫВОД: ОТ ЗВУКОВ В СЛОВЕ ЗАВИСИТ ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ).

Слайд 7

ЗАПИШИ СЛОВА ПО СЛОГАМ Газета радио телевизор компьютер

Слайд 8

Действуй по плану: Причитай слово; Назови гласные; Устно раздели слова на слоги; Запиши слово в столбик, используя правила переноса.

Слайд 9

Вывод: мы по слогам переносим слова.

Слайд 10

Поставь ударение в словах: З а мок – зам о к стр е лки – стрелк и б е лки – белк и п о лки – полк и дор о гой – дорог о й

Слайд 11

На двери замка нет замка. Живёт щегол там – первый щёголь. И утром белки из белка ему взбивают гоголь-моголь.

Слайд 12

Вывод: От места ударения зависит смысл слова

Слайд 13

Чем пугает врагов жук-рогач?

Слайд 14

Чем питается жук-дровосек?

Слайд 15

Чем отличается курица-пеструшка от курицы-белянки?

Слайд 16

Вывод: ударением проверяют безударную гласную.

Слайд 17

Игра «Снежный ком»

Слайд 18

Вывод: из слов составляют словосочетания и предложения.

Слайд 19

Алексей николаевич толстой



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «В мире слов».

  1. Введение в тему.

Эпиграфом нашему занятию будут слова: «Как прекрасен и велик русский, близкий нам язык». На уроках мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Это занятие непростое, но интересное. Мы учимся правильно произносить, читать, писать слова, так, чтобы люди поминали наши мысли. Язык людей – язык слов. И тема занятия «В мире слов».

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

2.  Словесная игра с мячом, стоя  «Я знаю…» -  пять имен мальчиков, пять названий диких зверей, пять названий деревьев, пять названий цветов радуги, пять названий дней недели, пять названий месяцев…

- А где живут слова?

Вывод: в мире огромное количество слов, которые записаны в словари и хранятся в памяти человека.

3. Классификация звуков и букв:

- Из чего состоят слова?

Слова состоят из звуков и записываются с помощью букв. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, читаем и пишем.

- На какие группы делятся звуки?

Гласные и согласные: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

4. Кто сумеет, кто готов здесь найти пятерку слов: Бочка – дочка – почка – точка – ночка – мочка.

Вывод: от звуков в слове зависит его смысл.

5. На какие части можно разделить слово? На слоги.

Задание: запиши слова по слогам для переноса: газета, радио, телевизор, компьютер. Что объединяет эти слова? Это средства получения информации. Какое лишнее? Технические средства, а газета – бумажная.

Действуй по плану: 1. Прочитай слово. 2. Назови гласные. Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников. 3. Устно раздели слова на слоги. 4. Запиши слова по слогам, используя правила переноса.

Га-

те-

ра-

ком-

зе-

ле-

дио

пью-

та

ви-

тер

зор

- Зачем уметь делить слова на слоги?

Вывод: мы делим слова на слоги для записи переноса.

6. - Каждое слово имеет гласный звук, который заучит громче других.

- Как называется это понятие в языке? Ударный гласный. У слова есть ударение.

На слайде: замок, стрелки, белки, полки, дорогой.

- Объясните смысл каждого слова.

На двери замка нет замка. Живёт щегол здесь – первый щёголь. И утром белка из белка ему взбивает гоголь-моголь. 

Вывод: от места  ударения зависит смысл слова. 

7.  Но ударение выполняет ещё одну важную роль. Какую - сами поймете.

Прочитайте предложение:

Сп__ши, но только не сп___ши. Так списывать или нет?  Назовите каламбур.

- Какая гласная в первом слове, какое слово проверочное?

Спиши (пишем), но только не спеши (спешка).

- Что проверяют ударением?

Вывод: ударением проверяют безударную гласную.

8. Прочитайте вопрос:

  1. Чем пугает врагов жук-рогач? 

Подумайте, если он рогач, значит …  него есть рога. Как полно ответить на вопрос?

Жук-р__гач св__им рогом пугает вр__гов.

  1. Что умеет делать белка-летяга?

Белка-л___тяга совершает маленький полёт.

  1. Чем отличается курица-пеструшка от курицы-белянки?

У п__струшки пер__я пёстрые, а у б__лянки – белые.

9. Из слов можно составить словосочетание, например, мама – ласка, ласковая мама, мамина ласка. Составьте из данных слов словосочетания и предложения: работа – руки, шум – улица.

10.  Игра «Снежный ком». Составь из слов предложение, постепенно добавляя по одному:

СВЕТОФОР – ГОРЕЛ – НА УЛИЦЕ – ЯРКО – НА ГОРОДСКОЙ – НОВЫЙ – СЕГОДНЯ – ДНЕМ:

Сегодня днем новый светофор ярко горел на городской улице.

Запишите предложение, объясни и подчеркни все орфограммы.

Вывод: из слов составляют словосочетания, предложения.

11.    Итог занятия:

Ежедневно мы получаем информацию посредством написанных слов – читаем книги, газеты и журналы, тексты на дисплее, объявления, вывески, рекламу. Гораздо чаще мы пользуемся устной речью – когда слушаем кого-либо или говорим сами - для людей это обычное дело – такое же как ходить, смеяться, петь… Мы не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем. Землю населяют разные живые существа, от мельчайших микробов до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» Да, богат язык словами, их разнообразием, выразительностью неповторимостью и красотой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие Понятие Слово

Групповое логопедическое занятие Понятие Слово...

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНРЦель: образование однокоренных слов.Задачи:1) коррекционно-образовательные задачи:- закреплять пред...

Логопедическое занятие "Родственные слова" в подготовительной группе.

Логопедическое занятие "Родственные слова" в подготовительной группе....

Конспект логопедического занятия "Слог. Слово."

Цель: Научить   детей  делить   слова   на   части,   произносить   каждую   часть   слова;   показать...

логопедическое занятие. Тема: слова-действия.

Занятие для логопедов. Знакомство детей со словами-действиями. упражнение детей в подборе слов действий....