Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Урукова Раиса Валерьевна

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР

Цель: образование однокоренных слов.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять представления о зиме, зимних признаках и явлениях;

- упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;

- продолжать учить образовывать однокоренные слова;

- упражнять в подборе рифмующихся слов;

- упражнять в употреблении притяжательных прилагательных;

- упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память;

- развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать привычку заниматься сообща;

- воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР

Раиса Урукова 
Конспект логопедического занятия «Однокоренные слова» для детей старшей группы с ОНР

Цель: образование однокоренных слов.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять представления о зиме, зимних признаках и явлениях;

- упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже;

- продолжать учить образовывать однокоренные слова;

- упражнять в подборе рифмующихся слов;

- упражнять в употреблении притяжательных прилагательных;

- упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

2) коррекционно-развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память;

- развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения;

- развивать общую и мелкую моторику;

- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

3) коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать привычку заниматься сообща;

- воспитывать умение выполнять установленные нормы поведения.

Предварительная работа:

- беседа о зиме, зимних признаках и явлениях;

- слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года»;

- выполнение пальчиковой гимнастики «Снежинки»;

- выполнение подвижного упражнения «Снеговик».

Оборудование, материал:

- ноутбук;

- сундучок;

- игрушки-предметы: снежинка, снеговик, снегурочка, снежок, снегирь, снегопад (закрепленные на нитках комочки ваты, снежный ком;

- сюжетная картина «Зима. Зимние развлечения».

Методические приёмы:

- слушание музыкального произведения;

- художественное слово;

- рассматривание картины;

- игровые упражнения «Кому чего не хватает?», «У кого чьи», «Подбери слова-родственники», «Подбери слова по смыслу и рифме», «Снеговик», «Закончи предложение».

- беседа с детьми.

Ход занятия:

1. Организационный момент – слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Зима».

Логопед. Как называется прослушанное музыкальное произведение? (Ответы детей.) Кто является автором данного произведения?

Загадывание загадки логопедом. [3]

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима.)

Логопед. Как вы догадались, что это зима? Что говорится об этом в загадке? (Ответы детей.)

2. Рассматривание картины «Зима. Зимние развлечения».

Логопед выставляет сюжетную картину «Зима. Зимние развлечения».

Логопед. Какое время года изображено на картине? Как вы догадались? Кого вы видите на картине? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Кому чего не хватает?»

Вы заметили, что картина необычная? Кому чего не хватает? (Ответы детей: «Лыжнику не хватает лыж.» И т. д.)

Кто называет отсутствующий предмет на картине, тот получает картинку с изображением данного предмета.

3. Дидактическая игра «У кого чьи?»

Логопед. Посмотрите на картинки друг друга и ответьте на вопросы. Я буду задавать два разных вопроса: У кого? Чьи? Будьте внимательны.

Логопед. Максим, у кого санки?

Ребенок. Санки у Толи.

Логопед. Чьи это санки?

Ребенок. Толины санки.

И т. д.

4. Сюрпризный момент – появление сундучка.

Дидактическая игра «Подбери слова-родственники». [1]

Логопед. В волшебном сундучке находятся предметы, в названии которых есть слово снег. Если вы подберите слова-родственники к слову снег, то из сундучка обязательно появится соответствующий предмет.

Дети называют слова, а из сундучка появляются игрушки-предметы: снежинка, снеговик и т. д.

Логопед. Почему все слова, которые вы перечислили, называются словами-родственниками? (Ответы детей.)

5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?

В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать. На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Н. Нищева

6. Дидактическое упражнение «Подбери слова по смыслу и рифме».[4]

Логопед. В сундучке лежит открытка, в которой написано стихотворение Ирины Лопухиной «Снегопад». Я буду читать вам стихотворение, а вы мне, пожалуйста, помогите, добавляйте слова, подходящие по смыслу и рифме.

Снегопад

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю (снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые (снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью (снеговою).

На проселки, на лужок

Все снижается (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью (снежной).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (снежки).

Снежный ком на снежный ком,

Все украсили (снежком).

Словно в белый пуховик

Мы одели (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Эта девочка - (снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой (снегири).

…Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

Логопед. Спасибо, вы очень хорошо справились с заданием. Еще раз скажите, как называются все эти слова, которые вы подобрали. (Слова-родственники.)

7. Подвижное упражнение «Снеговик». [2]

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком,

«Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!

Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка -

Медленно приседают.

Увы! — и нет снеговика.

Разводят руками, пожимают плечами.

В. Егорова

8. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Логопед. Я начну, а вы закончите предложение со словами потому что.

Предложения:

Зима холодная, потому что зимой холодно.

Зима вьюжная, потому что часто бывают вьюги.

Зима снежная, потому что выпало много снега.

Зима морозная, потому что часто бывают морозы.

Зима ветреная, потому что дуют ветры.

9. Итог.

Логопед. О каком времени года мы говорили? Какие задания вам больше всего понравились? Какие слова-родственники у слова снег?

Литература и электронные ресурсы

1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

3. http://suseka.ru/zagadki/zaporoshila-dorozhki-razukrasila-okoshki

4. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-snegiri.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развтитию речи в старшей группе детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу".

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект  логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Игрушки в гости к нам»...

Конспект логопедического занятия "Зимние виды спорта. Олимпиада" Старшая группа.

Конспект фронтального логопедического занятия, в котором используются лексико-грамматические упражнения, элементы фонематического анализа, задания на обогащение и активизацию словаря по данной теме....

Подгрупповое логопедическое занятие по звукопроизношению для детей старшей группы

Звуки А,У,О,ИЦель: обобщить знания детей о звуках [А], [О], [И], [У].Задачи:1. Научить детей выделять звуки [А], [О], [И], [У] среди других звуков, слогов, слов.2. Совершенствовать навык детей пр...

Конспект логопедического занятия с мини подгруппой детей подготовительной группы. Тема: "Автоматизация звука "Ж" в словах, предложениях".

Конспект составлен для открытого занятия для логопедов. На логопедическом занятии решаются коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. У занятия есть тематический с...