Групповое логопедическое занятие Понятие Слово
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Давыдова Галина Анатольевна

Групповое логопедическое занятие Понятие Слово

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_logopedicheskoe_zanyatiya_ponyatie_slovo.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое логопедическое занятия.

Тема: Понятие «Слово».

Цель:

1. Усвоение понятия «слово» как части предложения.

2. Усвоение лексического значения слова.

3. Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы.

4. Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих действия.

5. Закрепить понятия детей о словах, обозначающих признак предмета.

6. Продолжать учить детей читать слова.

Оборудование: Предметные картинки (заяц, трамвай); сюжетные картинки изображающие предметы в действии; листы бумаги; цветные карандаши; полотенце; два мяча; двое маленьких ворот; доска; мел.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт слово, в котором три слога.

2. Усвоение понятия «слово» как части предложения.

Взрослый: Мы говорим, передаём свои мысли, желания, просьбы предложениями. Догадайтесь, что я хочу сказать.

«Мама купила в магазине …» Про кого это предложение? Про маму. Что мама сделала? Что-то купила в магазине. А что мама купила в магазине? Вы не знаете, так как в этом предложении не хватает слова.

Я добавлю ещё слово в предложение. Мама купила в магазине яблоки. Что вы теперь узнали? Что мама купила в магазине яблоки. Добавим ещё одно слово и узнаем вкус яблок. Мама купила в магазине сладкие яблоки.

Мы добавляли в предложение по одному слову и узнавали всё больше и больше.

Из чего состоит предложение? Предложение состоит из слов.

Если мы просто назовём несколько слов, то они не будут предложением.

Например: мальчик, трамвай, апельсин. Это просто три слова.

В предложении слова должны быть связаны друг с другом по смыслу.

2. Усвоение лексического значения слова.

Все предметы, которые мы видим, о которых знаем, о которых слышали - обозначены словами.

- назовите слова, которыми мы обозначаем предметы посуды.

- назовите слова, которыми мы обозначаем  домашних животных.

- назовите слова, которыми мы обозначаем времена года.

- назовите слова, которыми мы обозначаем родственников и членов семьи.

- назовите добрые, вежливые, ласковые слова, которыми пользуется воспитанный человек.

- назовите слова, которые будут обозначать предметы, необходимые при обучении в школе.

Мы сейчас называли слова, обозначающие предметы. Если предмет живой, слово, которым его обозначают, отвечает на вопрос: Кто это?

Если предмет неживой, слово, которым его обозначают, отвечает на вопрос: Что это?

3. Взрослый показывает детям поочерёдно предметные картинки.

Кто это? Заяц. Почему  адала вопрос «Кто это»? Это живой предмет, который мы обозначаем словом «заяц».

Что это? Трамвай. Почему я задала вопрос «Что это»? Это неживой предмет, который мы обозначаем словом «трамвай».

Какие действия может совершать заяц?  

Что делает заяц: бежит, кушает, дрожит, прыгает…

Вы сейчас называли слова-действия.

Что делает трамвай? Едет, стоит, останавливается, разгоняется…

Вы сейчас называли слова- действия.

Взрослый показывает детям картинки, изображающие предметы в действии. Девочка рисует. Это предложение состоит из двух слов.

Кто это? (Девочка). Что делает?  Рисует.

Какое в этом предложении слово - действие? Рисует.

Самолёт летит. Это предложение состоит из двух слов. Что это? Самолёт. Что делает? Летит. Какое в этом предложении слово-действие? Летит.

- К слову действию подбери слово-предмет.

Идёт (мальчик, дождь, поезд, лошадь, часы, письмо…)

Бежит (собака, молоко, часы, лиса, река, волк…)

Стоит (диван, мама, дом, дерево, корова, деревня, город…)

4. Физкультминутка.

Эстафета «Прокати мяч в ворота». Дети делятся на две команды, каждый ребёнок прокатывает мяч в ворота своей команды.

5. Усвоение понятия о словах, обозначающих признак предмета.

Дети садятся за столы.

Вопросы к детям:

Лист бумаги какой? Белый, чистый, прямоугольный.

Карандаши какие? Цветные, деревянные, короткие, длинные.

Парта какая? Деревянная, удобная, чистая, новая…

Дети в нашей группе какие? Весёлые, дружные, умные….

Полотенце какое? Белое, прямоугольное, чистое…

Вы сейчас произносили слова, обозначающие признаки предметов. Эти слова отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое?

Детям предлагается разделить лист бумаги карандашом на четыре части.

          Задание№1. Нарисуйте в верхнем левом углу один предмет маленький и один предмет большой. Рисовать можно любые предметы.

Какой маленький предмет ты нарисовал? (спросить несколько детей)

Какой большой предмет ты нарисовал? (спросить нескольких детей)

Задание №2. Нарисуйте в верхнем правом углу любые предметы, которые могут быть зелёного цвета.

Назовите предметы зелёного цвета. Лист - какой? Трава - какая?......

Задание № 3 Нарисуйте в нижнем левом углу один предмет высокий, и один предмет низкий.

Дом какой? Скамейка какая?

Задание № 4. Нарисуй в нижнем правом углу предметы, которые могут быть острыми.

Нож какой? Гвоздь какой?

Мы с вами часто произносили слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие? Какое? Вспомните и повторите эти слова (Большой, маленький, зелёный, высокий, низкий, острый.

6. Чтение слов, напечатанных мелом на доске.

(Обратить внимание детей на то, что слово «Сима» напечатано с большой буквы. Вспомнить правило).

Сима                  мама                   сама

Осы                    усы                     сами

сам                     мамы                  оса

7. Подведение итога занятия.

Назови любое слово. Всё, что мы видим, делаем, чувствуем - обозначено словами.

Материал книги «Мой ребенок будет гра-мот-ным!» учителя-логопеда Давыдовой Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное групповое логопедическое занятие в старшей группе, (проводит логопед и педагог - психолог)

Интегрированное групповое логопедическое занятиев старшей группе,(проводит логопед и педагог – психолог)Тема: Звуки Г – К – Х(2-е занятие по теме)Психолого-педагогическое сопровождение дет...

Групповое логопедическое занятие "Машин день" (звук и буква М)

Занятие по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Конспект группового логопедического занятия по теме "Звуки (с) - (ш)"

В создании организационного момента использовалось пальчиковая гимнастика. А также в ходе заняти применялась игра "Чудесный мешочек" , которая помогла детям закрепить названия цвета, формы и способств...

Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Мебель"

Конспект группового логопедического занятия. Лекситическая тема "Мебель". Тема занятия: образование относительных прилагательных в занчении соотнесенности к материалу изготовления; практическое усвоен...

Самоанализ открытого группового логопедического занятия в старшей логопедической группе.

Занятие проводилось с детьми c диагнозом ФФНР. Занятие по теме «Автоматизация звуков «С-З» в слогах, словах, чистоговорках, предложениях» Занятие  занимает важное место в системе занятий по изуча...

Под групповое логопедическое занятие.Тема: Автоматизация звука [р] в слогах и словах. Путешествие в сказочную страну.

Подгрупповое логопедическое занятие. Тема: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.  Путешествие в сказочную страну. Автоматизация звука [р] в слогах и словах. Обучение умению подбирать слова-а...