План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
совместной деятельности педагога и детей
старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи)
по формированию лексико-грамматических средств языка
Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)
Интеграция образовательных областей: «Коммуникативное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
- Закреплять умение использовать в активной речи предлог НА.
- Упражнять в составлении предложений с предлогом НА по демонстрации действия, по предметным картинкам, по сюжетной картине.
- Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
- Упражнять в делении слов (названий зимующих птиц) на слоги.
- Уточнение, обогащение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
- Развивать зрительное восприятие и внимание, память и мышление.
- Закреплять умение аккуратно раскрашивать изображения, не выходя за края.
- Совершенствовать координацию речи с движением.
- Развивать умения и навыки правильного выполнения движений.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности, активности и инициативности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы: - практические (игра, упражнение);
- наглядные (рассматривание картинок, показ образца, способа действия, рассматривание рисунков);
- словесные (вопросы, объяснение, указания, анализ деятельности детей самими детьми).
Материалы и оборудование: предметные картинки (снегирь, голубь, синица, воробей, дятел, ворона, сорока, сова; рябина, кормушка, скамейка, шишка, крыша, забор, пень); муляж дерева и птицы; мяч; картина «Зимний лес»; картинки-загадки «Дикие птицы», цветные карандаши.
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Игра «Назови и на части раздели» Педагог предлагает назвать предметную картинку с изображением птицы и разделить название птицы на слоги. Задает вопрос: какие это птицы? | Дети называют птиц, изображенных на картинках, затем делят их названия на слоги. Делают вывод: птицы зимующие. | Эмоциональный настрой. Закрепление названий зимующих птиц, понятия «зимующие птицы». Умение делить слова на слоги. |
2. | Игра «Отгадай» Педагог предлагает загадки про птиц, после отгадывания проговаривает место их расположения на картине. | Дети отгадывают загадки и размещают птиц на картине «Зимний лес», после называния места расположения педагогом. | Умение отгадывать загадки. |
3. | Игра «Скажи дальше» Педагог предлагает детям первую часть предложений, просит их продолжить («Сорока уселась …»). Объясняет, что во всех предложениях есть маленькое слово НА (предлог), что будут составлять с этим словом предложения. | Дети договаривают предложения, предложенные педагогом, повторяют их полностью. («Сорока уселась на пень») | Умение договаривать предложения с опорой на сюжетную картину, использовать в активной речи предлог НА. |
4. | Подвижная игра «Воробей» Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Воробушек-пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей. | Дети выполняют движения и проговаривают слова. Идут по кругу, заложив руки за спину. В центре скачет на корточках один ребенок. Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом. «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают | Снятие напряжения. Координация речи с движением. |
5. | Игра «Веселая птица» Педагог приглашает детей присесть на ковер и выставляет дерево и птичку; совершает движения птицей, предлагает детям оречевить действия (помещает птицу на дерево, под дерево, на ствол дерева). Призывает говорить четко и правильно. | Дети проговаривают действия птицы на дереве («Птица сидит на ветке, на стволе, под деревом»). | Умение составлять предложения с предлогами по демонстрации действий. |
6. | Игра с мячом «Чей, чья, чье, чьи?» Педагог называет часть птицы, бросает мяч ребенку («клюв вороны») | Дети ловят мяч, называют чья часть тела, возвращают мяч педагогу («вороний клюв»). | Умение образовывать притяжательные прилагательные. |
7. | Игра «Кого не стало?» Педагог предлагает вернуться за столы, посмотреть внимательно на картину, закрыть глаза, в этот момент убирает какую-либо птицу, просит ответить полным предложением «Кого не стало?» | Дети закрывают глаза, затем открывают и определяют, какая птица улетела, отвечают предложением («Не стало сороки на пне»). | Умение замечать изменения в картине, использовать в активной речи предлог НА. |
8. | Упражнение «Придумай предложение» Педагог каждому ребенку предлагает по две предметные картинки, просит подумать и придумать предложение по этим картинкам с маленьким словом НА, дает образец. | Дети рассматривают пару картинок, составляют по ним предложения с предлогом НА. | Умение составлять предложения по двум предметным картинкам с предлогом НА. |
9. | Упражнение «Дикие птицы» Педагог раздает картинки-загадки, просит найти на них изображение своих птиц, про которые составляли предложения, и раскрасить. | Дети рассматривают картинку-загадку, находят птицу, обводят пальчиком, раскрашивают (каждый свою птицу) | Умение видеть заданный предмет (контурное изображение с зашумлением), аккуратно раскрашивать (не выходя за края). |
10. | Итог НОД, оценка деятельности детей. Педагог предлагает вспомнить, что делали, с каким предлогом познакомились, назвать зимующих птиц Оценивает работу каждого ребенка. | Высказывания детей. | Умение анализировать и высказывать свое мнение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детей с общим недоразвитием речи по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи "В гости к зайчику пойдем - урожай ему принесем!"
Цель НОД: формировать лексико-грамматический строй речи, связность высказывания у детей. Дети в играх и упражнениях закрепляют знания об овощах....
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"
Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....
циклограмма планирования совместной деятельности педагога с детьми в группах компенсирующей направленности
циклограмма предназначена в помощь воспитателям при написании календарно-тематического планирования...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы компенсирующей направленности № 5 «Радуга» (5 – 6 лет). Тема: «Путешествие в космос»
Этот материал способствует закреплению и расширению знаний старших дошкольников о космосе, речевому и логически - математическому развитию....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Транспорт» по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Цель: формирование у детей лексико-грамматических средств языка через интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....
Конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности «Петушок, петушок золотой гребешок…»
Оптимальной формой сотрудничества педагога и детей является совместная партнерская деятельность. Она реализуется через организацию различных видов детской деятельности, направленна на решение образова...
Конспект совместной деятельности педагога с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Конспектсовместной деятельности педагога с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речиИнтеллектуально – развлекате...