Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
классный час по коррекционной педагогике
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа
Практикум
«Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр»
для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Подготовила:
учитель-логопед
Шмоткина А.И.
2024г.
План-конспект практикума
Тема: «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи по средствам игр».
Педагог мастер: Шмоткина Анастасия Ивановна
Дата проведения:
Время проведения:17ч.00мин.
Место проведения: г. Старый Оскол МБДОУ детский сад №15 «Дюймовочка»
Продолжительность практикума: 25 минут
Цель практикума: «создать условия для повышения компетентности родителей в развитии лексико-грамматической стороны речи по средствам игр».
Задачи:
- познакомить участников практикума с эффективными играми на развитие лексико-грамматической стороны речи.
- активизировать познавательную деятельность участников практикума через игру.
- вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе практикума навыки для развития лексико-грамматической стороны речи по средствам игр».
Раздаточный материал: картинки по теме «Транспорт» мяч.
Ход практикума:
- вводная часть (3мин.);
- основная часть (20 мин.);
- заключительная часть (2 мин.).
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью анкеты.
Уважаемые родители!
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные.
В 5 – 6 лет –дети должны свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно.
Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.
На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А.
Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.
Обогащение словаря
Уточнение значений слов
Формирование словоизменения
Формирование словообразования
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.
Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Это благоприятное условие для развития речи, играя ребёнок обогащает свой словарный запас, познаёт окружающий мир, развивает грамматический строй речи, связную речь, развивается и учится общаться.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры.
Значительную помощь в этой работе оказывают родители. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.
Возникли трудности у вашего ребёнка, не переживайте, вы всегда сможете ему помочь, а как это сделать, я вам сегодня расскажу и покажу.
Поэтому хочу предложить вашему вниманию игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, отыскивать и подбирать интересные слова, активизировать речь.
В эти игры можно играть дома на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся педагогами с использованием большого количества наглядного материала. Но у родителей для закрепления игр наглядность не всегда есть под рукой. Именно поэтому, рекомендую использовать игры с мячом. Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
Игра 1. Дидактическая игра «Подбери признак»
Машина (какая?) — ..., автобус (какой?) — ..., самолет (какой?) — ... .
Игра 2. «Подбери предмет к признаку»: старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... , трехколесный ... , быстроходный ... , летящий ... .
Игра 3. Подобрать действия к предметам.
Поезд (что делает?) — ..., самолет (что делает?) — ..., пароход (что делает?) — ... .
Светофор что делает?
Игра 4. На образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:«Назови ласково» или «Большой-маленький»
Самолёт- самолётик;
Грузовик-грузовичок;
Велосипед-велосипедик
Игра 5. На образование родительного падежа существительных единственного и
множественного числа: «Чего нет?» или «Без чего?»
У машины нет фарфы- нет фар;
У автобуса нет колеса-нет колёс.
Игра 6. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного и единственного числа имен существительных).
Самолет — самолеты, машина — ... (самокат, трамвай, автобус, троллейбус ... ).
Задание 8. Игра 3. Дидактическая игра «Кто чем управляет?»
Самолетом — управляет летчик, машиной — ... (поездом, кораблем — ...).
Игра 7. Дидактическая игра «Пересчет различных видов транспорта» (согласование числительных с существительными).
Один автобус, 2 автобуса, 5 автобусов.
Игра 8. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать).
Машина из гаража ... . Машина к дому ... . Машина от дома .... Машина в ворота ... . Машина до дома ... . Машина с моста ... .
Игра 9. «На образование винительного падежа уществительных единственного числа: «Что нарисовал?»
Я нарисовал легковую машину.
Я нарисовала новый разноцветный автобус
Игра 10. На образование предложного падежа существительных единственного числа: «Что где лежит или стоит?»
Новая машина лежит в коробке. Грузовая машина стоит в гараже.
Игра 11. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид воздушного транспорта).
12. Отгадать загадку о транспорте.
© Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,
меж собою говорит. (Самолет)
Этот конь не ест овса, вместо ног — два колеса, Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит. Подбегает к остановке, всех желающих берет — И опять бежит вперед.
(Автобус)
Не летает, жужжит, жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька. Это дал завод ему: и огни —- глядеть во тьму и колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.
(Автомобиль)
Игра 13. Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми лексико-грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Уважаемые родители прошу вас, высказать своё мнение о проведённом практикуме, заполнив анкеты. Желаю всем успехов в работе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-445144-1630553080.jpg)
Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-671429-1442859616.jpg)
Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....
Консультация для родителей «Развитие лексико - грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
В данном материале предлагаются упражнения для развития лексико - грамматического строя речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-419420-1610203913.jpg)
Использование лэпбука как средства развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/26/picture-920327-1493226255.jpg)
Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. "В гости к Весне"
Представление педагогического опыта для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе» в старшей группе компенси...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/17/picture-1083130-1542466167.jpg)
Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в раз...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/19/picture-1127474-1553028199.jpg)
Консультация для родителей: "Развитие лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Нарушение лексико-грамматического строя речи вляется ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи. У детей ограничен словарный запас и нарушен грамматический строй речи. Они неправильно употр...