Организованная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности «Как помочь Серой шейке?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие направлено на развитие и коррекцию артикуляционной и общей моторики, слухового, зрительного внимания и фонематического восприятия, совершенствование грамматического строя , развитие связной речи. Данное занятие может быть рекомендовано как учителям-логопедам, так и воспитателям групп компенсирующей направленности детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seraya_sheyka.docx | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности
Тема: «Как помочь Серой шейке?»
учитель-логопед Венидиктова Л.А.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- продолжать формировать представления детей об осени;
- систематизировать знания детей о перелётных птицах, их образе жизни;
- активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы» (птица, утка, гусь, ласточка, стриж, грач, тосковать, возвращаться, перелётные);
- учить образованию существительных с суффиксами -ата, -ята;
- совершенствовать навыки конструирования из бросового материала.
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь, зрительное внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, ориентировку в пространстве, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Оборудование:
аудиозаписи: «Осенняя песня» П. И. Чайковского, «Голоса птиц», «Песнь о друге» И. Крутого, дидактическое пособие «Тучка», предметные картинки перелётных птиц, тренажёр «Осенние листочки», обруч, игрушка сороки, карандаши, листы по количеству детей с изображением лисы, геометрические фигуры жёлтого и синего цвета.
Предварительная работа
наблюдение за птицами во время прогулки, прослушивание записи голосов перелётных птиц, чтение сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая шейка», заучивание упражнения «Утята учатся летать», беседы о перелётных птицах.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: водоплавающие птицы, рыжие листья.
Ход занятия
1. Вводная часть
(создание положительного эмоционального фона)
Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского из альбома «Времена года». Дети подходят к педагогу
- Птицы стаями летят. Грустно. Дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит, потому что это… (осень)
- Напомните признаки осени… (ответы детей)
Введение в тему (мотивация к деятельности)
- Предлагаю послушать звуки природы. Прослушав их, мы узнаем, о чем с вами сегодня будем говорить.
Прослушивание детьми аудизаписи «Голоса птиц» (развитие слухового внимания, фонематического восприятия)
Звучит запись голосов птиц (журавли, кукушка, утка)
- Что услышали? (голоса птиц)
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (об осени, о птицах)
- Почему вы так решили? (рассуждения детей)
- А голоса каких птиц прозвучали? (журавлей, уток, кукушки)
- Какими были крики? (грустными, печальными)
- Как вы думаете, почему? (птицы улетают в тёплые края. Они прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно)
2. Основная часть
- Ребята, вы хотите узнать, что происходит в жизни птиц в это время года?
- Как мы можем это узнать, откуда, из каких источников? (можем посмотреть передачу по телевизору, спросить у родителей, почитать книжку…)
- Предлагаю нам отправиться (совершить прогулку) в сказку. Кто «за» поднимите руки (дети поднимают руки) А теперь поднимите руки кто «против».
- Отлично! Тогда в путь! Напомните мне, куда мы пойдем? (в сказку)
Артикуляционная гимнастика
- чтобы не было нам скучно, сделаем артикуляционную гимнастику
(дети выполняют артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики с музыкальным сопровождением)
Идем дальше, ребята?
- Что видим на своем пути? (разноцветные геометрические фигуры)
- Возьмите по одной геометрической фигуре и разделитесь на группы по цвету (деление детей на 2 группы)
- Сколько групп у нас получилось? (две группы)
- Задание первой группе. Ваше задание называется под кодовым названием «Тучка», вы должны будите разделить названия перелетных птиц на слоги и разместить их в соответствии с количеством капелек на дождинках.
- Задание второй группе. Ваше задание под кодовым названием «Чудо-дерево». Вы должны подойти к дереву, внимательно рассмотреть его обитателей и сказать, что на нем не так.
- Но, чтобы попасть к «Тучке» и «Чудо-дереву» каждая команда должна пройти свой путь.
1 группа: - Нужно встать на середину ковра, лицом к уголку изобразительной деятельности, затем повернуться направо и идти прямо в направлении игрового уголка. Там вы увидите свое задание.
2 группа: - Нужно встать на середину ковра, лицом к уголку изобразительной деятельности, затем повернуться налево, лицом к окну и идти прямо по направлению к уголку уединения.
- Откуда начинаем движение?
- Приступайте к выполнению задания.
Упражнение «Кто лишний?» (на дереве птицы - ласточка, кукушка, синичка, журавль)
- Внимательно посмотрите и подумайте, какая птичка здесь лишняя? Докажите, почему? При ответе старайтесь использовать в предложении слова «потому что»
Упражнение «Тучка» (картинки птиц: гусь, ласточка, утка)
(дети берут картинки на столе и, разделив названия птиц на слоги, прикрепляют к соответствующей дождинке на тучке)
- Как вы считаете, с заданиями вы справились? (рассуждения детей)
- Напомните, куда мы держим путь? (в сказку)
- Я предлагаю послушать сказку. Садитесь поудобнее (дети располагаются на ковре)
Рассказывание сказки
- Итак, ушки на макушки! Слушаем сказку.
- Наступила осень. По небу плыли рваные, чёрные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день отправилась девочка Аришка на прогулку в парк.
- О ком идет речь в сказке? (о девочке Аришке)
- Под ногами у Аришки шуршала опавшая листва. Вдруг поднялся сильный ветер и закружил, завертел листочки.
- Покажите, как закружились осенние листочки
Упражнение «Осенние листочки» ( развитие речевого дыхания)
(дети подходят к тренажеру, делают глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот, вытянув губки трубочкой, упражнение повторяют 2-3 раза)
- И вдруг девочка увидела на поверхности пруда утку. Она медленно плыла, опустив голову.
Словарная работа
- Как называют птиц, которые не только летают, но и плавают? (водоплавающие)
(проговаривание хором, индивидуально и прохлопывание)
- И тут Аришка вспомнила, что летом она видела на пруду эту уточку с целым выводком утят. Эта была та самая Серая шейка.
Упражнение «У кого кто?» (на развитие грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –ат, -ят)
- Давайте встанем в круг и вспомним, как называют птенцов у перелётных птиц
(дети становятся в круг и берутся за обруч)
- Мы будем вращать обруч, держась за него руками, как только вы услышите команду «СТОП!» - вращение прекращается, тот, у кого под рукой окажется волшебный узелок – называет птенцов.
(обруч, по команде логопеда, начинает вращаться вправо, затем влево. По сигналу «СТОП!» обруч останавливается. Тот, у кого под рукой оказался узелок – называет птенцов перелётных птиц)
- У грача? (грачата)
- У скворца? (скворчата) - У гуся? (гусята) - У утки? (утята) - У журавля? (журавлята) - У кукушки? (кукушата)
(игра заканчивается, дети продолжают стоять в кругу)
- Что же случилось? – подумала Аришка. Почему Серая шейка не улетела?
- Ребята, а как вы как думаете, что случилось с Серой шейкой? Почему она не улетела?
(рассуждения детей)
Сорока: - Да, все утки улетели, а эта осталась на пруду одна.
- Вдруг услышала чей-то голос Аришка. Она повернулась и увидела на сосне сороку (логопед надевает на руку игрушку сороки)
Сорока: - Это злая лиса поймала Серую шейку и сломала ей крыло, когда она защищала своих утят.
- Да все утки улетели в тёплые края. А Серая шейка защищала своих деток от злой лисы и повредила крыло. Утята выросли и улетели, а уточка осталась.
- Ребята, давайте покажем, как утята учились летать.
П/игра «Утята учатся летать» (координация речи с движением)
Удивительный ребёнок, только вышел из пелёнок
Может плавать и летать, как его родная мать.
(после игры дети стоят на ковре)
- Так что же утка так и будет зимовать в парке? Но ведь пруд скоро замёрзнет – подумала Аришка. Что тогда станет с уточкой? Начинался осенний дождь. Девочка Аришка раскрыла зонтик и грустная побрела домой. У ворот она оглянулась, посмотрела на уточку и задумалась…
- Так, что же делать, как помочь Серой шейке пережить суровую зиму? Как вы считаете, как помочь Серой шейке?
(рассуждения детей, подвожу их к тому, что нужно построить домик для уточки)
Строительство домика (дети из подручного материала строят дом для утки)
- Что у вас получилось? (ответы детей)
- Как вы считаете, сможет ли теперь Серая шейка пережить суровую зиму?
- Как вы ей помогли? (ответы детей)
- На благо потрудились! А сейчас пройдем и присядем на стульчики (дети присаживаются на стулья)
Беседа с детьми
- Ребята, с какой сказкой мы познакомились? (про уточку)
- Расскажите, как описана природа в начале сказки? (Наступила осень. По небу плыли тёмные тучи. Листья на деревьях стали рыжими
- Рыжие – это какие (оранжевые)
- Куда пошла девочка Ариша? (в парк)
- Кого она там увидела? (уточку)
- Почему уточка не могла улететь? (у неё было повреждено крылышко)
- Почему в сказке сорока называет лису злой? (потому, что она хотела поймать и съесть уточку)
- Предлагаю спрятать злую лису за забор, чтобы она больше не смогла подойти к нашей уточке. Пройдите за столы. Задание: заштриховать лису.
(дети садятся за столы и самостоятельно выполняют штриховку лисы)
Заключительная часть
- Ребята, как вы думаете, удалось ли нам помочь Серой шейке?
- Как мы ей помогли? (ответы детей)
- А завершим мы нашу прогулку в сказку ритуалом «Узел дружбы»
(дети встают в круг и берутся за руки)
- Мо-лод-цы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 2 года обучения Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»
Цель: Формирование у детей умения пересказывать рассказ близко к тексту. Задачи:-активизировать речевую деятельность детей;- развивать навык подробного пересказа по мнемодорожке составленно...
План - конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-6 лет). Тема: "Зима".
План - конспект. Тема "Зима"....
Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «У лукоморья дуб зеленый»
Дети с речевыми нарушениями с неохотой разучивают стихи. Мнемотаблицы могут служить средством для запоминания, а также стимульным материалом для развития памяти. Предлагаю вашему вниманию конспект по ...
Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",
Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....
Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет по здоровьесбережению на тему: "Жить здорово!"
Формировать представление у детей о здоровом образе жизни....
План - конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-6 лет). Тема: "Одежда".
Организованная образовательная деятельность на тему: «Одежда» . ...
Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Путешествие в библиотеку»
Представляю конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Путешествие в библиотеку». Цель проведения: формиро...