Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Путешествие в библиотеку»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лабутина Елена Владимировна

Представляю конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Путешествие в библиотеку». Цель проведения: формировать у детей интерес к книге, учить бережному отношению к ней, больше узнать о профессии «библиотекарь».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД Путешествие в библиотеку21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему:

«Путешествие в библиотеку»

Цель: формировать у детей интерес к книге, учить бережному отношению к ней, больше узнать о профессии «библиотекарь».

Задачи: Обогатить представления о библиотеке и разных видах книг, которые там можно взять для чтения, о профессии библиотекарь, показать значимость библиотеки. Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой и др. материалами, предоставляемых библиотекой.

Воспитывать бережное отношение к книгам, интереса к труду сотрудников библиотеки. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам.

Материал: Книги, формуляры, журналы, выставка книг, (книги с формулярами, разные по форме, размеру, весу, с пронумерованными страницами от 1 до 10), карточки читателей, сюжетные демонстрационные картинки «в библиотеке», «в читальном зале».

Содержание деятельности:

1. Организационный момент:

Сегодня день у нас особый!

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя!

Я загадаю вам загадку, а вы отгадайке ее. Загадывание загадки:

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней -

Станешь вчетверо умней! (Книга)  

Воспитатель: Правильно - это книга

2. Введение в тему: Рассказ о появлении книги

- Как вы думаете для чего нам нужны книги? (Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.)

- Из чего сделаны книги? (из бумаги).

- Правильно, сейчас книги печатают на бумаге. Но всегда ли было так? Ответы детей

- Нет, ребята, не всегда! Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны? СЛАЙД 1

В далёкие-далёкие времена, когда ещё не изобрели бумагу и письменности не было никакой, люди придумывали разные способы передачи информации. Одним из таких способов было письмо в картинках. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток. СЛАЙД 2

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

(Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки).

СЛАЙД 3. Позже книги стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.

А как вы думаете, удобно было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках? И почему? (нет, они тяжелые, листать их неудобно, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места)

Тогда люди стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях, СЛАЙД 4. а на Руси для этого использовали бересту, СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6. Позже люди стали делать книги из папируса. Папирус – это растение вдвое выше человека. Его ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр. Сердцевину такого тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. По6лучались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Таким образом, появились книги – свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц.

СЛАЙД 7. Но папирус рос не везде. И там, где его не было, люди научились писать на пергаменте. Что же это такое? Это кожа молодых животных, которую старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу.

Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. А придумали её изготовление в древнем Китае.

СЛАЙД 8, 9. Уже на бумаге книги писали вручную гусиным пером и чернилами, специально обученные люди с красивым почерком. Их называли летописцы. Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это, конечно, было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди. Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд.

СЛАЙД 10. Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную.

СЛАЙД 11. Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют даже компьютер. Книг сейчас много, они очень разные и доступны для всех. А как вы думаете, для чего нужны книги?

Дети: чтобы читать, много знать, стать умнее, узнавать новое, хорошо учиться в школе.

СЛАЙД 12. Правильно, молодцы! Книги нужны для того, чтобы передавать знания.

Ребята, вы знаете, как называется «дом для книг», или то место, где хранятся книги? (библиотека). Библиотека – это дом, здание, где живут книги. Это слово не русское, оно состоит из двух слов – «библио», что означает «книга», и «тека», что означает «хранилище», т.е. библиотека – это хранилище книг. Сейчас существует и работает много библиотек. Может вы мне подскажете какими бывают библиотеки? (Для детей, взрослых, для ученых).

Воспитатель: - Есть библиотеки школьные, районные. Есть библиотеки для взрослых и детей. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные.

Книг в библиотеке очень – очень много, гораздо больше, чем у вас дома. И если вам захотелось почитать какую-то книгу, а у вас дома ее нет, то вы можете пойти в библиотеку и взять эту книгу там, чтобы прочитать ее дома. Когда прочитаете книгу, вы вернете ее обратно в библиотеку и возьмете любую другую.

Предлагаю вам отправиться в Путешествие в библиотеку, но прежде надо отдохнуть

3. Физкультминутка "Книга".

Открывай скорее книжку! Развести руки в стороны

В книжке мошка, мышка, мишка, по тексту

В книжке мячик круглый бок,

Вверх, вниз, прыг, скок.

В книжке зонт, открой и пой, Поднять руки вверх над головой

Дождик льёт, а ты сухой! Пальчиками по коленям

Киска в книжке близко – близко Поглаживание рук.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой –

Ведь у киски мех такой

4. Виртуальное путешествие в библиотеку. 

- Дети, как вы думаете, как правильно назвать человека, который является «хранителем книг»? (библиотекарь). Библиотекарь — очень важная и нужная профессия.

- Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать библиотекарь? Самое главное свойство его души — бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память — ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

- В чем состоит работа библиотекаря? Библиотекарь выдает книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей. Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. (Показ слайда).

- Дети, посещали ли вы когда-нибудь детскую библиотеку? Расскажите об этом посещении.

     - Ребята расскажите, что вы видите на этом СЛАЙДЕ? (библиотекарь, книжные полки, книги, дети)

- Почему книги аккуратно расставлены на полках? (чтобы можно было быстро найти нужную книгу, чтобы книги не падали, не рвались).

- Как вы думаете, зачем приходят люди в библиотеку? (что бы взять домой книгу).

В библиотеках так много книг, что среди них трудно найти нужную. На помощь приходят указатели-каталоги. (Показ СЛАЙДА). В длинных ящиках стоят карточки. На каждой – название книги и фамилия автора. А в углу знак – цифры и буква. По этому знаку библиотекарь сразу определяет, на какой полке и в каком месте находится книга. Люди, которые приходят в библиотеку за книгами, называются читателями.

- Ребята, как нужно вести себя в библиотеке? (войдя в библиотеку, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо» и «до свидания», в библиотеке нужно соблюдать порядок: не шуметь, громко не разговаривать, книгу надо брать только чистыми руками).

 - Некоторые книги из библиотеки можно брать домой, некоторые читать только там, в специальном месте, которое называется читальным залом. (Показ СЛАЙДА).

- Как вы думаете, какие книги не дают на дом? (Наиболее ценные или старые книги).

- В читальном зале сидит много людей, все углубились в чтение. Как надо вести себя в этом месте?

- Ребята, расскажите, как нужно правильно обращаться с книгами? (Не рвать, не мять, не есть за столом, не читать лежа, не вырывать страницы, ничего не ставить на книги, вовремя их «лечить»). (Показ СЛАЙДА). Правильно, с книгой, взятой в библиотеке, надо обращаться очень аккуратно. Ведь ею после вас будут пользоваться другие ребята. Книгу надо возвращать в срок.

Когда книга выбрана библиотекарь достает специальную карточку-формуляр читателя, записывает в нее ваше имя, фамилия, возраст, адрес. В каждой книге на обложке внутри есть кармашек, а в нем карточка, на которой записаны сведения о книге. Эта карточка тоже называется формуляр. Библиотекарь вынимает этот формуляр из книги, перекладывает его в формуляр читателя. Теперь вы можете взять книгу домой. Когда вы придете в следующий раз, вернете прочитанную книгу, выберете другую, библиотекарь в ваш уже готовый формуляр читателя, положит формуляр из другой книги и т. д. Книги надо читать быстро, возвращать их вовремя, в хорошем состоянии. С книгами надо обращаться очень бережно. Иначе книга придет в такое состояние, станет такой рваной, грязной, ветхой, что ее уже никто читать не сможет. А если случиться так, что книга все-таки нечаянно порвалась, то ее необходимо починить, отремонтировать.

5. Давайте с вами поиграем в игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете, хлопаете в ладоши и говорите: «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите: «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.

Книга-самый лучший друг,

Это знают все вокруг.

Книгу можно прочитать,

Руками грязными листать.

Если нравится картинка-

Рви её из серединки.

Книгу бережно держи,

В неё закладку положи.

Книгу в воду не бросай,

Береги и уважай!

6. Ой, ребята, вы слышите, кто-то тихонечко что-то шепчет? Да это волшебная книга сказок. Она хочет вам что-то сказать… ах, вот в чём дело, она говорит, что её брали читать мальчик и девочка, она просит вас подумать и сказать, кого она больше полюбила?

Сначала я вам расскажу, как обращалась с книгой девочка:

- Слюнявила пальцы, когда переворачивала страницы,

- Часто роняла книгу на пол,

- ела во время чтения и пачкала книгу,

- загибала листы,

- однажды забыла книгу на лавочке в парке.

А мальчик:

- подклеивал обложку и страницы книги,

- Хранил её на книжной полке,

- Аккуратно листал страницы,

- Не ел во время чтения.

- Никогда не терял книгу.

-Ребята, как вы думаете, кого книга полюбила? (Почему?)

- Молодцы, конечно, вы правы.

7. Игра «Волшебный мешочек» (узнать к какой сказке относятся предметы).

• Корыто – Сказка о рыбаке и рыбке

• Азбука – Золотой ключик или приключения Буратино

• Перо жар-птицы – Конёк-горбунок

• Яйцо – Курочка Ряба

• Корзинка с пирожками – Красная шапочка

• Тыква-карета – Золушка

• Кроватка-орешек – Дюймовочка)

8. ИТОГ: «Книгу сказок закрываем и путешествие завершаем!»

А я хочу вам напомнить

Чтобы книги не обидеть -

Надо их почаще видеть.

Их читать и уважать,

Их любить и в них мечтать!

Книги всех отучат злиться,

И научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее,

Книжки чаще "открывайте ",

Ежедневно их читайте

Ребята, понравилось вам путешествие в библиотеку? Что вам понравилось больше всего?

Что же такое библиотека?

Как называют человека, который там работает?

Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели)

Вы скоро пойдёте в школу, научитесь читать, и обязательно запишитесь в библиотеку, чтобы книга стала для вас хорошим другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»

Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: « Прилет птиц». (рисование ладошками)

Тема: « Прилет птиц ».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчес...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «У лукоморья дуб зеленый»

Дети с речевыми нарушениями с неохотой разучивают стихи. Мнемотаблицы могут служить средством для запоминания, а также стимульным материалом для развития памяти. Предлагаю вашему вниманию конспект по ...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",

Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....

План - конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-6 лет). Тема: "Одежда".

Организованная образовательная деятельность на тему: «Одежда» .                                  ...