План - конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-6 лет). Тема: "Зима".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Маслова Ольга Юрьевна

План - конспект. Тема "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение «Детский сад № 7 « Ромашка» г. Сальска

План конспект

 организованной образовательной деятельности

в группе компенсирующей направленности

для детей с ЗПР (5 – 6 лет).                          

Тема: «Зима».

Составила: учитель – дефектолог

Маслова О. Ю.

2019 год

Цель: Закреплять и обобщать знания детей о зимнем времени года.

Образовательные:

- систематизировать знания детей о характерных признаках зимы;

- закреплять представления детей  о зимующих птицах и о зимних забавах;

- обобщать и закреплять знания детей о питании диких животных.

Коррекционно – развивающие: 

- способствовать развитию внимания, наблюдательности, наглядно – образного мышления, памяти, целостного восприятия, воображения;

- активизировать зрительно – пространственные представления;

- координировать речь с движением, совершенствовать общую и  ручную моторику;

-  развивать зрительно – двигательную координацию;

- развивать навыки речевого общения;

- развивать умение отгадывать загадки.

Воспитательные: 

- развивать способность видеть красоту окружающего мира;
- вызвать у детей положительные эмоции от деятельности на занятии;
- воспитывать доброжелательность, любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические, (координация речи и движений, дидактические игры, игровые упражнения, физкультминутка), загадки, вопросы, поощрения,.

Тип занятия: обобщающее (закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков).

Предварительная работа: проведение занятий  ознакомления с окружающим миром по теме «Зима», отражение этих знаний в продуктивных видах деятельности, чтение художественной  литературы  по теме; наблюдение на прогулке.

Материал: проектор с экраном, говорящая книга, тактильные дорожки здоровья, настенные коммуникаторы,  предметные картинки с изображением птиц (ворона, синица, снегирь, воробей, дятел); игрушки (дикие животные: заяц, медведь, белка, волк, лиса); муляжи угощений для животных (желуди, семечки, ветки, грибы, морковь); планшет с песком; предметные картинки: лыжи, санки, снеговик, коньки, снежки; шаблон рукавицы,  настольный лабиринт разноцветные геометрические фигуры из дидактических материалов набора «Дары Фребеля»

Ход занятия:

Учитель – дефектолог: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

- ДОБРОЕ УТРО!!!

Звук волшебства

Учитель – дефектолог: Ребята, это пришло послание на нашу волшебную книгу. Послушаем, что она нам скажет.

 (открываем книгу, звучит песня из мультфильма «Маша и медведь»).

Маша: Здравствуйте, ребята! На улице зима, Мишка все спит и спит…… А мне очень скучно, я совсем не знаю чем мне заняться и во что мне поиграть.

Приходите ко мне в зимний лес и помогите, пожалуйста!

 Учитель – дефектолог: Ребята, поможем Маше?

Ответы детей. Да

Учитель – дефектолог: Ребята, посмотрите на экран, какое вы видите время года?

Ответы детей. Зима

Учитель – дефектолог: Правильно зима. Какая погода зимой на улице?

Ответы детей: Холодная.

Учитель – дефектолог: Чем покрыта земля?

 Ответы детей: Земля покрыта снегом.

Учитель – дефектолог: А реки чем покрыты?

Ответы детей: Льдом.

Учитель – дефектолог: Правильно! Реки зимой покрыты льдом.

Учитель – дефектолог: Какой ветер дует зимой?

Ответы детей: Зимой дует холодный, сильный ветер.

Учитель – дефектолог: Если на улице холодно, а мы хотим отправиться в лес, какую одежду нужно надеть?

Ответы детей: Теплую одежду.  Шапки, куртки, шарфы, сапоги, перчатки.

Учитель – дефектолог: Правильно, теплую одежду. Давайте оденемся теплее и отправимся в путешествие по лесу.

Игровое упражнение. «Одеваемся тепло» Стихотворение с движениями

Новые сапожки наденем мы на ножки (ногу вперед на пятку – показать сапожки)

Теплый шарф завяжем (руки перекрестно к шее)

И зиме мы скажем: (покачивание из стороны в сторону)

«Здравствуй, Зимушка – зима, (вытянуть руки вперед, развести в стороны.)

Не боимся мы тебя!» (Хлопнуть в ладоши)

Учитель – дефектолог: Все постарались тепло одеться? Тогда молодцы, все готовы к путешествию!

Друг за дружкой становитесь,
По дорожкам, по тропинкам,
В зимний лес гулять пойдём.
Там же Машу мы найдем.

Зашагали ножки – Топ, топ, топ,

Прямо по дорожке –Топ, топ, топ,

Ну – ка, веселее вот как мы умеем.

Тук – тук – тук, моих пяток слышен стук,

Наши пяточки идут, в лес с собою нас ведут. (Дети идут по тактильным дорожкам здоровья)

Учитель – дефектолог: Вот мы и пришли. Посмотрите вокруг, какой он, зимний лес Заснеженный, дремучий. Ребята, на чем лежит снег?

Ответы детей: На земле.

Учитель – дефектолог: Какой здесь свежий морозный воздух. Давайте подышим, будем вдыхать воздух носом и выдыхать через рот (дыхательная гимнастика). Вдох, выдох, вдох (следите за плечами, чтобы они не поднимались), выдох. Молодцы!

Учитель – дефектолог: Ребята, а где же Маша, прогуляемся по лесу и найдем ее. Ребята, посмотрите на ветки. Кто там спрятался, одни хвостики видны?

Ответы детей: птицы.  

Игра «Угадай птицу»

Детям необходимо подобрать хвосты к птицам и назвать ее, затем найти эту птицу на коммуникаторе.

Учитель – дефектолог: Мы попробуем угадать, что за птицы прячутся от нас. Посмотрите внимательно и скажите, хвост, какой птицы мы с вами видим.

Ответы детей: Сорока.

Учитель – дефектолог: Здесь  спряталась сорока.

Проверьте, правильно ли вы ответили, найдите эту птицу на говорящем помощнике. Правильно, это сорока.

Учитель – дефектолог: Ребята, посмотрите, а вот на опушке стоит избушка лесника. А вы знаете, кто это такой?

Ответы детей: Лесник.

Учитель – дефектолог: Лесник - это работник леса. Он знает все о растениях, птицах и животных, подкармливает зверей и  делает  для них кормушки. Посмотрю, нет ли его дома? Лесника нет, но он оставил угощения для наших зверей. Но вот беда! Все угощения попали в снег, нам нужно найти их и накормить животных.

Игра «Кто, что ест?»

(На стол выставляются игрушки зайца, медведя, белки, волка, лисы; в песке спрятаны угощения: капуста, мед, шишки, грибы, курочка, бекон). Дети  по очереди достают по одному угощению и кормят  животных. 

 

Учитель – дефектолог: Молодцы! Все звери сыты.Ребята, вы не замерзли?

Ответы детей: Нет.

Физминутка:

А в лесу мороз и ветер, а в лесу гуляют дети. 
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают.
 
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ.
 
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем.

Выбегает Маша: Ой, как весело, ой как радостно! Наконец – то, я вас дождалась! Ребята, а вы знаете в какие игры можно играть зимой.

Ответы детей: да

Учитель – дефектолог: Сейчас я вам загадаю загадки, и мы вместе вспомним зимние забавы.

Детям по очереди загадываются загадки, после ответа ребенок получает цветную картинку, соответствующую ответу загадки.

Бегут по дорожке

Доски да ножки ...  Лыжи

Педагог: правильно, это лыжи. Как называется зимняя забава с лыжами? Ответы детей: Катание на лыжах (Ребенок получает картинку с изображением лыж)

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору  тянешь их… Санки

Педагог: правильно, это санки. Как называется зимняя забава с санками? Ответы детей: Катание на санках (Ребенок получает картинку с санок)

Во дворе катали ком,

Шляпа старая на нем.

Нос приделали, и в миг

Получился… Снеговик.

Учитель – дефектолог: правильно, это снеговик. Как называется зимняя забава со снегом? 

Ответы детей: Лепка из снега (Ребенок получает картинку с изображением снеговика).

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня… коньки

Педагог: правильно, это коньки. Как называется зимняя забава с коньками? Ответы детей: Катание на коньках  (Ребенок получает картинку  с изображением коньков)

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны … Снежки

Педагог: правильно, это снежки. Как называется зимняя забава со снежками? Игра в снежки (Ребенок получает картинку с изображением снежков)

Игра « Найди тень»

На лабиринтах наклеены карточки, на которых изображены темные силуэты зимних забав. Ребенок должен подобрать к темному силуэту цветной и пройти лабиринт.

Учитель – дефектолог:  Ребята, подойдите к лабиринтам и найдите там силуэт вашей зимней забавы и доберитесь до нее.

Учитель – дефектолог: Молодцы!!! Маша, на улице холодно. Где твои рукавицы?

Маша. Я их потеряла.

Учитель – дефектолог: Ребята, сделаем Маше новые рукавицы?

Ответы детей: Да 

Учитель – дефектолог: Это шаблон рукавиц, вам нужно его обвести пальцем на песке. (Дети обводят шаблоны). На песке остался силуэт, теперь с помощью различных фигур украсьте рукавицы для Маши.

Игра «Укрась варежку»

Ребенок кладет заготовку варежки на песок и обводит ее пальцем. На песке остается силуэт, который  потом ребенок украшает с помощью набора Фребеля.

Учитель – дефектолог: Молодцы, ребята, красивые варежки у вас получились. Маша, тебе нравятся варежки?

Маша: Да, Спасибо, ребята! С вами очень весело и очень красивые варежки.

Учитель – дефектолог: Ребята, нам пора уже возвращаться в детский сад.

Маша: До свидания, ребята!

Друг за дружкой становитесь,
По дорожкам, по тропинкам,
В детский сад опять пойдём.
Зашагали ножки – Топ, топ, топ,

Прямо по дорожке –Топ, топ, топ,

Ну – ка, веселее вот как мы умеем.

Тук – тук – тук, моих пяток слышен стук,

Наши пяточки идут, в детский сад с собой ведут.

Педагог: Ребята, где мы с вами сегодня были?

Что вам больше всего понравилось?

Что было самым трудным?

Что было самым легким?

Учитель – дефектолог: Ребята, где мы с вами сегодня были?

Ответы детей: В лесу. 

Учитель – дефектолог: Кого вы там видели?

Ответы детей: зимующих птиц

Учитель – дефектолог: Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей Звук волшебства

Учитель – дефектолог: Ребята, это снова пришло послание на нашу волшебную книгу. Послушаем, что в нем

(открываем книгу, звучит песня из мультфильма «Маша и медведь»).

Маша: Ребята, спасибо вам, с вами было очень весело и интересно. За это я вам приготовила подарки, они ждут вас в вашей группе.

Учитель – дефектолог: Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо работали и сейчас мы пойдем с вами в группу за подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 2 года обучения Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Цель: Формирование у детей умения  пересказывать рассказ близко к тексту. Задачи:-активизировать речевую деятельность детей;- развивать навык подробного пересказа по мнемодорожке составленно...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в возрасте 5 – 6 лет на тему: «У лукоморья дуб зеленый»

Дети с речевыми нарушениями с неохотой разучивают стихи. Мнемотаблицы могут служить средством для запоминания, а также стимульным материалом для развития памяти. Предлагаю вашему вниманию конспект по ...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Книга твой друг, без нее, как без рук",

Развитие и закрепление устойчивого интереса детей к книге, воспитание любви к художественному слову на примере изучения творчества С,Я, Маршака....

План - конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-6 лет). Тема: "Одежда".

Организованная образовательная деятельность на тему: «Одежда» .                                  ...

Конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Путешествие в библиотеку»

Представляю конспект организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР на тему «Путешествие в библиотеку». Цель проведения: формиро...