Темпо-ритмическая организация речи заикающихся дошкольников
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Что такое заикание, причины его появления, что делать, если у ребенка началось заикание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temporitmicheskaya_organizatsiya_rechi.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Темпо-ритмическая организация речи закающихся дошкольников
Подготовила Воспитатель
Мочалова Алла Рашитовна
Санкт-Петербург 2020
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Заикание
Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического речевого аппарата.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
б) повторение первых слов или целых слов в начале фразы;
в) вынужденные остановки в середине слова, фразы,
г) затруднения перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развиваюшейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук. Знание этих причин помогает воспитателю вовремя выявлять таких детей, уделять им больше внимания: одним — на занятиях по развитию речи, другим — на занятиях по физической культуре и музыкальных, проводить беседы с родителями о помощи детям, а также о правильном воспитании, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. Ввиду того что это дети с ослабленной нервной системой для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. В беседах с родителями воспитатель должен заострить их внимание на ряде моментов:
- нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту;
- вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.;
- не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном;
- нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом;
- требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду;
- не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и др.) в период выздоровления после перенесенного заболевания
- несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания;
- нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном.
Воспитателю необходимо помнить следующее:
- в случае поступления заикающегося ребенка в детский сад нужно установить связь с родителями;
- выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети;
- говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
- Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к малышу. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно;
- нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им полезно участвовать и хороводных и других играх, требующих хоровых ответов;
- таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, воспитатель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо предоставить ему возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы (особенно это относится к детям старшей и подготовительной к школе групп).
Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
Используемая литература:
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М.,
2. И.Ю. Абелева, Н. Ф. Синицына «Если ребенок заикается»
3. В. И. Селиверстов «Заикание у детей»
4. Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов «Хрестоматия по логопедии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие темпо - ритмической стороны речи у заикающихся детей.
Одним из качеств правильной речи является её темпо - ритмическая выразительность. Коррекция речи заикающихся детей включает в себя работу над этой стороной речи....
Специфика формирования темпо-ритмической организации вычказывания у дошкольников с нарушениями речи на музыкальных занятиях
направление работы по формированию темпо-ритмической стороны речи...
Темпо- ритмическая организация речи у заикающихся дошкольников.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата[3, с.248].Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать...
Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников
Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В р...
«Организация и содержание коррекционно - воспитательной работы по нормализации речи заикающихся дошкольников»
Проблема заикания — одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. А в настоящее время стоит особенно остро.Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характ...
«Проект модели формирования речевого дыхания как темпо-ритмической основы речевого общения у дошкольников с ТНР».
Одной из образовательных областей Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленной на обеспечение адапт...