Темпо- ритмическая организация речи у заикающихся дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа)
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата[3, с.248].
Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи. Темп речи – это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, медленный, прерывистый [5, с.8]. Нарушения темпо - ритмической стороны речи могут быть не судорожного характера (брадилалия, тахилалия) и судорожного характера (заикание).
Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.
С нейролингвистической точки зрения заикание – это результат дискоординаций в работе: а) нервных структур, управляющих речевым актом; б) исполнительных органов речевого аппарата, осуществляющих ритмико- мелодическую, ритмико- пластическую сторону речи. Дискоординация мозговых структур проявляется в полушарном конфликте. Определение заикания как нарушение плавности и слитности речи предполагает и неполноценность речевого ритма. Речевым ритмом следует считать равномерное чередование речевых единиц, расстояние между которыми одинаково, и отмечено паузой [2, с.191].
Ритм речи является одним из наименее изученных феноменов. В любом высказывании представлены речевые единицы разного порядка: слоги, слова, синтагмы, фразы. Каждый класс входящих в высказывание речевых единиц (слог, слово, синтагма, фраза, текст) имеет свои ритмические особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lazarevich_a.m._-_kopiya.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Темпо- ритмическая организация речи у заикающихся дошкольников.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата[3, с.248].
Заикание среди различных речевых расстройств можно рассматривать в ряду нарушений темпа речи. Темп речи – это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обуславливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, медленный, прерывистый [5, с.8]. Нарушения темпо - ритмической стороны речи могут быть не судорожного характера (брадилалия, тахилалия) и судорожного характера (заикание).
Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.
С нейролингвистической точки зрения заикание – это результат дискоординаций в работе: а) нервных структур, управляющих речевым актом; б) исполнительных органов речевого аппарата, осуществляющих ритмико- мелодическую, ритмико- пластическую сторону речи. Дискоординация мозговых структур проявляется в полушарном конфликте. Определение заикания как нарушение плавности и слитности речи предполагает и неполноценность речевого ритма. Речевым ритмом следует считать равномерное чередование речевых единиц, расстояние между которыми одинаково, и отмечено паузой [2, с.191].
Ритм речи является одним из наименее изученных феноменов. В любом высказывании представлены речевые единицы разного порядка: слоги, слова, синтагмы, фразы. Каждый класс входящих в высказывание речевых единиц (слог, слово, синтагма, фраза, текст) имеет свои ритмические особенности.
Начальный уровень — послоговой ритм, является итеративным, т. е. равномерно повторяющимся. Он осуществляется преимущественно за счет подкорковых структур (экстрапирамидных отделов) и совпадает сердцебиением, дыханием, шагом и т. д. Послоговой ритм «вплетается» внутрь словесного. Пословный ритм проявляется в выделении голосом ударного центра слова, реализуется через восходящие или нисходящие голосовые модуляции. Пословный ритм обеспечивает интонационно- мелодическую выразительность речи, реализуется преимущественно височными отделами правого полушария коры головного мозга, которые наряду с дифференциацией природных и предметных звуков обеспечивают развитие импрессивного и экспрессивного музыкального слуха. Именно с музыкальным слухом связана способность к мелодическому оформлению фразы, выделению в ней речевых тактов, использование пауз и т. д. Таким образом «качество» функционирования подкорковых структур лежит в основе функции словесного речевого ритма, реализуемого коры головного мозга. При заикании первично нарушается подкорковый уровень послогового ритма, с чем и связаны трудности темпо-ритмической организации речи. Вторично страдает еѐ интонационно-мелодическое оформление.
Проблему заикания можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание в течение десятилетий было подвергнуто глубокому и всестороннему изучению. Природу и механизмы заикания исследовали несколько поколений учёных (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, М.И. Буянов, Б.З. Драпкин, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин, В.В. Ковалёв, В.С. Кочергина, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, В.М. Шкловский и др.), что позволило разрабатывать достаточно эффективные механизмы преодоления различных по своей природе и проявлениям форм заикания (Л.З.Арутюнян, Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, С.В. Богданова, Н.А. Власова, К.М. Дубровский, Б.Г. Казаков, Р.Е. Левина, М.И. Лохов, С.А. Миронова, Л.Я. Миссуловин, Н.А.Чевелёва и др.).
Современные тенденции в специальной педагогике характеризуются ранним коррекционным воздействием на процесс развития аномального ребёнка с тем, чтобы к моменту школьного обучения оно отвечало целям и задачам образовательного учреждения (А.А. Венгер, Е.Н. Винарская, Л.С. Волкова, А.А. Катаева, В.В. Коркунов, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, З.А. Репина, Е.А. Стребелева, Л.И. Щипицина и др.). В силу этого проблема темпо – ритмических нарушений при заикании должна решаться не только как задача, направленная на восстановление функций речи, но и как общеразвивающая и коррекционная, способствующая общению, освоению ребёнком различных способов коммуникации и видов деятельности.
Список литературы:
- Абелева И.Ю., Синицына Н.Ф. Если ребенок заикается. – М.: издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1969. – 143с.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2016. - 263 с.
- Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектолог.фак.пед.вузов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.- 680 с.
- Ларина Е. А. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией. Pedagogical Journal. 2018, Vol. 8. Is. 5A
- Селиверстов В.И. Заикание у детей: Пособие для логопедов. – 2-е изд.,перераб. – М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие темпо - ритмической стороны речи у заикающихся детей.
Одним из качеств правильной речи является её темпо - ритмическая выразительность. Коррекция речи заикающихся детей включает в себя работу над этой стороной речи....
Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"
Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....
Игра "Чудесные превращения" для развития интонационно-мелодической и темпо-ритмической организации речи дошкольников с разными речевыми возможностями
ЦЕЛЬ игры: формирование умения интонировать в речи, т.е. создавать интонационный рисунок – изменять скорость произнесения, уметь поднимать и повышать тон голоса, верно расставлять паузы, окрашив...
Темпо-ритмическая организация речи заикающихся дошкольников
Что такое заикание, причины его появления, что делать, если у ребенка началось заикание....
ОСОБЕННОСТИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Развитие речи неразрывно связано с формированием темпо-ритмической способности. Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая ...
Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников
Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду,...
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В р...