ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В рамках режимных моментов предлагаю проводить игры и упражнения системно, например, в момент «утреннего круга».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование темпо-ритмической организации речи у дошкольников с ОНР | 243.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
При обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические компоненты речи и, в частности, ритмизация речи, имеет нарушения. У детей наблюдается ускоренный темп речи, наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный, с множеством необоснованных пауз.
Таким образом, возникает необходимость в рамках логопедического занятия уделить внимание этому аспекту речи. Как правило, игры и упражнения, направленные на коррекцию темпо-ритмической организации речи, являются подгрупповыми и положительно влияют на общий настрой детей и объединение детского коллектива. В рамках режимных моментов предлагаю проводить игры и упражнения системно, например, в момент «утреннего круга».
В данной работе выделяем два этапа. На первом этапе, подготовительном, создается основа для дальнейшего восприятия и воспроизведения ритмических структур речи. На этом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только потом воспроизведению различных ритмических структур. Важно помнить, что сначала отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования.
Примерные игры и упражнения первого этапа:
1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов)
2. «Послушай и хлопни столько же раз, сколько я»
3. «Положи столько счетных палочек, сколько раз я хлопну в ладоши»
4. «Барабанщик» Послушай, как я постучу по столу и сыграй так же на барабане.
5. «Дятел» Послушай, как стучит «дятел» (предъявляется игрушка или картинка) и повтори так же.
6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом и п. д. Затем переходим на воспроизведение ритма речевых фраз.
7. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.
8. «Дирижер» «Продирижировать» в такт стихотворению, чистоговорке и т. д.
9. «Топтыжка» Потопай ножками в ритме стиха.
Со старшими детьми можно использовать схематические изображения и в ходе этой работы познакомить с понятием «ударный слог». Примеры схем.изображений:
Примерные игры и упражнения:
1. Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающиеся местом ударения. Используем слова 2х и 3х сложные слова с ударением на первом и последнем слоге.
-' -
__ __ __'
2. Узнать ритмическую мелодию, прохлопанную педагогом.
3. Послушать слова и назвать ударный слог. Определить его позицию.
4. Перечислить слова (найти картинки) с ударением на первом слоге.
5. Подобрать слова в словосочетании или чистоговорке по ритмике и смыслу.
На втором этапе ведется работа по формированию непосредственно темповой организации высказывания. Начинается она с формирования представлений о темпе речи.
1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро)
2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:
Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро)
Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно)
3. Определить темп произнесенной фразы и поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т.п.)
4. Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.
Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.
1. Повторение фраз за взрослым в заданном темпе.
2. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
3. Произнесение фраз по сигналу логопеда (например, после взмаха флажком или удара в бубен)
4. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.
5. Выполнение действий под произнесение взрослого одного и того же текста с различным темпом:
Сильно вертится крыло,
Мелит мельница зерно,
А из молотой муки
Испекут нам пироги.
(Дети выполняют вращательные движения руками)
6. Проговаривание фраз по музыку, чтение стихов под удары метронома (темп определяется в зависимости от задачи, стоящей перед логопедом)
7. Использование игр-инсценировок, где герой должен произносить текст в определенном темпе (например: мышка-торопышка, сонный ленивец и т.п.)
Эту работу целесообразно дополнять занятиями по логоритмике на занятиях с логопедом и музыкальным руководителем, которые включают в свою деятельность различные речевые игры с разной степенью подвижности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...
«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....
Формирование просодической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Передаваемая выразительными средствами информация многообразна: она включает сведения о ситуации общения, об отношении к ней гов...
Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...
Специфика формирования темпо-ритмической организации вычказывания у дошкольников с нарушениями речи на музыкальных занятиях
направление работы по формированию темпо-ритмической стороны речи...
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...