Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у дошкольников
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Часто речь детей дошкольного возраста невнятна, прерывиста и поспешна. Малышам нередко с трудом дается монологическая речь: стараясь быстрее рассказать, ребенок не проговаривает слова, теребит одежду, говорит, как бы захлебываясь, иногда заикаясь, отмечается нарушение логического ударения. Иными словами, несформирована плавность речи, её темпо-ритмичность. Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи.

 Актуальность данной проблемы способствовала применению новых игровых упражнений по коррекции темпо – ритмической организации речи ребенка. Используемые дидактические игры повышают интерес ребенка к занятию, стимулируют его мотивацию к устранению дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igrovye_uprazhneniya_po_razvitiyu_tempo.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое упражнение «Поющие рыбки» (куклы по типу бибабо с открывающимся «ртом») проводится как часть логопедического занятия различной коррекционной направленности в течение 5-7 минут.

Вариант применения упражнения при автоматизации шипящих звуков у ребенка с дизартрией с нарушенной звукослоговой структурой слов.

Описание работы:

·  Логопед и ребенок надевают на руки кукол-рыбок и здороваются.

·  Логопед знакомит ребенка с новой чистоговоркой на автоматизацию звуков: «Облепили лампу мошки,

Греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки,

Обожжёте ножки!»

Дается образец артикулирования с синхронным движением руки (открывание рта «рыбы») на каждый ритмический такт четверостишия.

·  Ребенок выполняет упражнение в медленном темпе сопряжено с логопедом.

·  «Рыба» ребенка и «рыба» логопеда поочередно произносят друг другу чистоговорку по частям.

·  Темп произнесения ускоряется.

·  «Рыба» ребенка произносит «рыбе» логопеда полный вариант чистоговорки.

Дидактическое упражнение «Танцующие башмачки» (кукольная обувь Барби) проводится как часть логопедического занятия различной коррекционной направленности в течение 5-7 минут.

Вариант применения упражнения с ребенком - алаликом при нарушении звукослоговой структурой слов.

Описание работы:

·  Логопед знакомит ребенка с новой чистоговоркой:

«Бублик,

баранку,

батон

и буханку

пекарь из теста

испек спозаранку»

Дается образец артикулирования с синхронным движением пальцев руки в башмаке, на каждый ритмический такт четверостишия – один «шаг».

Дети проговаривают чистоговорку параллельно в ритм слога с движениями «танцующих башмачков», предварительно одетых на указательный и средний палец, сначала правой руки, потом левой руки.

«Облепили лампу мошки,

греют тоненькие ножки.

Осторожно, мошки,

обожжёте ножки.

На окошке крошку – мошку

ловко ловит лапкой кошка».

·  Ребенок вставляют в пару обуви указательный и средний палец для иммитации ходьбы ног без речевого сопровождения, под счет логопеда.

·  Ребенок выполняет упражнение в медленном темпе с речевым сопровождением чистоговорки сопряжено с логопедом.

Дидактическое упражнение «Игра с клубочками» проводится как часть логопедического занятия (индивидуально и в группе) различной коррекционной направленности в течение 3-5 минут.

Описание работы:

Ребенок сматывает клубочек ниток, проговаривая каждый слог чистоговорки на один оборот нити вокруг клубка. При этом необходимо фиксировать его внимание на контроле за речевым выдохом и добором воздуха.

Графическая работа на листе бумаги.

Дети на листе бумаги цветными карандашами прочерчивают ритмический рисунок, продляя его до края листа.

D:\Мои документы\Мои рисунки\Безымянный.bmp

Игра «ЭХО»

Дети делятся на две команды по 2 человека, одевают на ведущую руку куклу «бибабо». Одна команда задает вопрос, акцентируя внимание на ударном слове во фразе, другая команда, отвечая, делает акцент на своём ударном слове и меняет интонацию с вопросительной на утвердительную. При этом каждая фраза сопровождается ритмическим открыванием рта куклы ребенком. Например,

- Вы поедите на поезде?

- Мы поедим на поезде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/

Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

Проект: "Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР"

Темпо – ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи....

"Игровые упражнения для развития артикуляционной моторики у детей дошкольников."

Авторский речевой материал в развитииартикуляционного аппарата у детей с нарушением речи....

Игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления для дошкольников 6-7 лет

Пособие позволяет подготовить руку ребенка к письму, развить моторику, а так же мышление, внимание и память. Ребенок овладеет навыками рисования по клеточкам, научится сопоставлять и анализировать....

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

  Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...

Игровые упражнения на развитие слоговой структуры слова у дошкольников

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования ...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР

В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....