«Организация и содержание коррекционно - воспитательной работы по нормализации речи заикающихся дошкольников»
статья по логопедии
Проблема заикания — одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. А в настоящее время стоит особенно остро.
Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация и содержание коррекционно - воспитательной работы по нормализации речи заикающихся дошкольников»
Суханова Татьяна Викторовна
учитель – логопед ,МБДОУ « Детский сад №243 г.Челябинска»
Цель: данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике и коррекции заикания.
Проблема заикания — одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. А в настоящее время стоит особенно остро.
Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.
Возникая, в период развития ребёнка в возрасте от двух до шести лет, заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет лёгкую форму. Но лёгкое вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребёнка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст.
Важным для заикающихся детей является благоприятная обстановка — такая внешняя среда, такой образ жизни, который содействует более быстрой нормализации функций организма, в частности высшей нервной деятельности:
- необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение, отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем речевом нарушении.
- на ребенка благотворно влияет хорошо оборудованное помещение, в котором проводятся лечебно-педагогические мероприятия (соответствующая возрасту удобная мебель, интересные и красочные картины, дидактический материал и др.).
- благоустроенность территории учреждения также способствует успеху коррекционного воздействия.
- работникам дошкольных учреждений важно построить свои отношения с детьми так, чтобы постоянно поддерживать у них хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах, желание работать над собой.
Особое значение приобретает образец правильной речи и вообще речевое общение с заикающимися, так как слово является мощным фактором воздействия на высшую нервную деятельность и играет существенную роль в индивидуальной и общественной жизни человека.
Основные требования к речи окружающих:
- тон их речи был спокойным, доброжелательным;
- речь должна быть проста и доступна пониманию ребенка, нетороплива, выразительна;
- совершенно недопустимо подражание искаженной речи ребенка и тем более передразнивание его.
- вопросы, обращенные к ребенку, должны быть четко сформулированы, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребенка. Следует дать время на обдумывание ответа, говорить в нормальном темпе, не замедляя своей речи, и не требовать замедленной речи от детей.
Режим дня предусматривает определенный ритм жизни ребенка, правильное чередование сна и бодрствования, разных видов труда и отдыха. Установлено, что систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни имеют чрезвычайно важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.
Поскольку многие дети с заиканием являются соматически ослабленными, в составлении распорядка их дня, прежде всего, важно предусматривать достаточное время для отдыха, разнообразие видов деятельности. Для детей возбудимых, подвижных следует подбирать занятия или игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно больше активизировать, развивать у них самостоятельность, уплотнять сроки занятий.
Огромное оздоровительное значение для нервной системы имеет сон. Он охраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня дошкольника с заиканием на сон должно быть отведено не менее 10—11 часов ночью и 2 часа днем.
От состояния питания ребенка зависит стойкость образующихся у него рефлексов, и оно же влияет на течение всех биохимических процессов в организме. Необходимо больше внимания уделять витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины, как биологические катализаторы всех ферментных систем, благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.
В режим дня заикающегося ребенка включаются и закаливающие процедуры. Ежедневное пребывание на свежем воздухе благотворно воздействует на ребенка. Прогулки, игры на свежем воздухе, различные спортивные развлечения также успокаивают нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение. Перестройка организма при этом происходит естественно и просто.
Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее. Солнечные ванны при осторожной и продуманной врачом дозировке (они противопоказаны детям с расстройством центральной нервной системы) усиливают и повышают обмен веществ в организме. Важное значение для закаливания организма имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание. Чтобы не нанести вреда ребенку, разные виды закаливания должны назначаться врачом строго индивидуально, в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных условий.
Важное значение имеют физические упражнения и ритмика.
Физические упражнения:
- развивая в целом мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов - легких и сердца, повышают обмен веществ;
- эти упражнения у заикающихся детей способствуют укреплению силы и морального духа
- развивают координацию и точные движения
- помогают избавиться от скованности или, наоборот, расторможенности движений
- содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности.
Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Поскольку у детей заикание обычно сопровождается различными нарушениями моторики, физические упражнения для них приобретают и лечебное значение.
Своеобразной частью лечебной физкультуры является логопедическая ритмика. Она представляет собой систему двигательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью ребенка. Музыкально-двигательные упражнения помогают корригированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.
Формы музыкально-ритмических упражнений могут быть разнообразными:
- отстукивание определенного такта
- изменение темпа, характера или просто направления движения в зависимости от темпа или характера музыки
- пение
- мелодекламация
- рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений
- танцы и пляски
- речевые игры и т. д.
На этих занятиях используются в основном игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их. Музыкально-ритмические занятия прямо соприкасаются с логопедическими упражнениями, развивают силу и тембровую окраску голоса, артикулированность звуков, речевое дыхание.
В комплекс мероприятий по устранению заикания входит психотерапия. Это не только лечебное воздействие словом (прямая психотерапия), но и лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц и пр. (косвенная психотерапия). Все это имеет большое значение для заикающихся, так как дает хороший терапевтический эффект.
Все виды психотерапии заикания в основном направлены:
- на устранение психогенных нарушений у заикающихся (страх речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаниях в связи с этим и пр.),
- на перестройку у заикающегося ребенка, измененного под влиянием дефекта речи, социального контакта с окружающими.
В работе с заикающимися детьми дошкольного возраста преобладающее значение имеет косвенная и рациональная (разъяснительная) психотерапия, которая применяется в виде разнообразных игровых приемов с использованием игрушек, красочного и забавного дидактического материала, труда, музыки, ритмики и пр. Цель психотерапевтической работы с детьми заключается в разъяснении им в доступной, образной и убедительной форме роли самого ребенка в преодолении заикания.
В ходе воспитательных мероприятий педагоги, учитывая психологические особенности детей с заиканием, формируют у ребенка определенные моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные, прежде всего, с отношением человека к труду и коллективу. Важно развивать у ребенка стремление делать все самому, умение работать сосредоточенно и аккуратно, доводить начатое до конца, умение критически оценивать сделанное, не падать духом от неудач, учиться на неудачах и ошибках.
В процессе специально организованного обучения осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.
Программный материал для воспитания правильной речи разделен на четыре периода (этапа): 1-й — сентябрь, октябрь, ноябрь; 2-й — декабрь, январь, февраль; 3-й — март, апрель, май; 4-й — июнь.
На первом этапе заикающиеся дети учатся пользоваться простейшей самостоятельной ситуативной речью. Они отвечают на вопросы учителя-логопеда коротко или подробно, точно но смыслу, формулируют самостоятельно более или менее подробные ответы, выбирают простейшие варианты ответов. Все виды работы над речью проводятся с помощью вопросов при наличии наглядной опоры и способствуют логичности, точности и лаконичности ответа.
На втором этапе заикающиеся дошкольники овладевают более сложной самостоятельной ситуативной речью. Они продолжают отвечать одним словом или фразой, учатся распространять фразы и формулировать варианты фразовых ответов, составлять рассказ сначала по вопросам учителя-логопеда, а затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким представлениям, полученным на предыдущих занятиях, самостоятельно формулируют ответы при сравнении предметов и, наконец, переходят к упражнениям в элементарной контекстной речи. Все перечисленные виды работ повышают возможности детей в пользовании самостоятельной речью, развивают мыслительные способности, умение отбирать речевой материал, активизируют имеющийся словарь.
На третьем этапе заикающиеся овладевают контекстной речью и одновременно закрепляют навыки пользования ситуативной речью. Для упражнения в контекстной речи проводятся более сложные занятия: беседа, анализ работ, самостоятельное составление рассказов разной сложности и т. д. Все виды работ над речью способствуют быстрой ориентации в словарном запасе, гибкой перестройке ответа, развитию регуляторных процессов.
На четвертом этапе закрепляются и совершенствуются все формы речи, усвоенные ранее. Результаты предшествующей работы над речью проявляются в обстоятельности повествования, логической последовательности, вариативности изложении одного и того же сюжета, в умении детей свободно и гибко пользоваться речевыми средствами.
Речевые упражнения с целью последовательного формирования навыков пользования детьми разными формами речи проводятся в специально организованных условиях общения по поводу непосредственно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т. е. активная самостоятельная речь детей побуждается, направляется и регулируется вопросами и указаниями учителя-логопеда или воспитателя. Важнейшими условиями речевого общения без заикания на начальных этапах обучения являются: наглядная опора (которая используется неодинаково на разных этапах обучения), строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется постепенное и посильное усложнение форм речи за счет сокращения наглядной опоры. Усложнение навыков пользования самостоятельной речью предполагает также постепенно подготовленный переход от кратких к развернутым фразовым ответам, а затем к самостоятельным рассказам как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.
На занятиях наряду с навыками диалогической речи дети приобретают навыки пользования и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка. Очень важно воспитывать и поддерживать у детей интерес к диалогической и монологической речи в нормальном темпе.
Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, работы над фразой и рассказом.
Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, как это принято в общеобразовательном дошкольном учреждении, но и в гибком его использовании в специально организованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов для ответа на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказываний, что крайне важно развивать с самого начала обучения.
Работа над фразой предполагает постепенное формирование точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Механическое повторение речевых штампов недопустимо, оно может только навредить.
Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать понятно для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, выразительно, меняя интонации в соответствии с содержанием. Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики. Задача учителя-логопеда и воспитателей состоит в том, чтобы постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию, а для этого необходимо воспитывать у заикающихся внимание и интерес к речи. Учитель- логопед и воспитатель должны находить специальные приемы, способствующие повышению у детей интереса к речевым упражнениям.
В начале учебного года речевая практика детей еще невелика. Это объясняется тем, что логопед задает индивидуальный вопрос каждому ребенку, а дети отвечают только одним словом. С переходом к фразовым ответам возрастает речевая активность: варианты фразовых ответов на один вопрос учителя-логопеда еще больше увеличивают речевую практику заикающихся. Переход к рассказу создает возможность дальнейшего увеличения объема речи. На занятиях по всем разделам программы как учителю-логопеду, так и воспитателю, необходимо широко применять разнообразные приемы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей, и проводить занятия с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребенка. Наряду с ежедневными логопедическими занятиями следует использовать дидактические игры, все занятия воспитателей, режимные моменты, вечера досуга: детский театр (кукольный, теневой, плоскостной), фланелеграф , «немое кино». Для закрепления правильной речи воспитатели проводят эту работу начиная со второго периода. Благоприятной основой для этого являются навыки детей, усвоенные на логопедических занятиях на предыдущем этапе обучения. Руководя режимными процессами, воспитатель должен найти повод для упражнения детей в кратких и развернутых ответах, сначала констатирующего характера, а затем общего и отвлеченного. Коррекционно-развивающая работа с заикающимися дошкольниками включает воспитание у них общего и речевого поведения: умение управлять собой, строго выполнять установленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых или малознакомых людей. Особое значение придается воспитанию навыков речевого поведения: умению внимательно выслушать собеседника, вовремя включиться в разговор, не перебивать взрослых и своих товарищей во время разговора, перестраиваться в соответствии с реакцией собеседника, при желании высказаться, поднимать руку и терпеливо ждать, когда спросят, и т. д. Наряду с воспитанием общего и речевого поведения осуществляется развитие произвольного внимания детей: способности к переключению с одного вида деятельности на другой, запоминание определенного объема задания и последовательности его выполнения, своевременности включения в работу, нормального темпа деятельности.
Коррекционно-развивающая работа оказывает большое влияние на нормализацию речи и содействует в дальнейшем стойкости ее исправления.
В группы для дошкольников с заиканием принимаются дети от 3 (2,5) до 7 лет. Группы комплектуются в соответствии с возрастной категорией дошкольников. Количество детей в группе — 12.
Совместная реализация коррекционных и общеобразовательных задач как на занятиях, так и вне занятий может привести к дополнительной нагрузке на детей. Чтобы избежать этого, необходимо четко соблюдать распорядок дня: правильное чередование игр, занятий, отдыха.
Режимные моменты должны проводиться так, чтобы оказывать прямое или косвенное воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья заикающихся дошкольников и устранение дефекта. С этой целью в режиме дня предусмотрены прогулки утром и вечером. Они способствуют укреплению физического состояния детей, обеспечивают отдых на свежем воздухе и более полноценный ночной сон.
В режиме дня имеется ряд благоприятных моментов для организации правильного речевого общения без заикания, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. Важное значение при этом имеет организация детей в момент общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга (каре, круг, полукруг). Чтобы дети могли участвовать в разговоре, необходима четкая организация всех режимных моментов (умывания, одевания, раздевания, дежурства, экскурсий, наблюдений и т. д.). Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей.
Большое значение в группах заикающихся придается ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры в первой и второй половине дня. Ограничение речи детей («режим молчания») поддерживается на протяжении всего первого периода и обязательно для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям, имеющим тяжелую степень заикания.
Для ограничения речи детей большое значение имеет правильная организация индивидуальных игр: рассредоточение заикающихся по всей групповой комнате, обеспечение достаточным количеством настольных игр и игрушек, выработка у детей умения играть по одному, молча; в начале обучения детям не рекомендуется задавать вопросы ни воспитателю, ни другим взрослым. Кроме индивидуальных игр можно проводить хороводные игры с пением. С целью предупреждения рецидивов заикания в феврале—марте может вводиться режим ограничения речи на 2—3 недели. В этот период по мере необходимости невропатолог назначает лечебные мероприятия. В связи с тем, что режим ограничения речи иногда сопровождается некоторым снижением двигательной активности, необходимо компенсировать естественную потребность детей в движении за счет подвижных игр, организуемых на прогулке. Чтобы успокоить детей, воспитатель должен переключить их на более спокойную игровую деятельность. Так, например, если в игре дети много бегали, воспитатель по сигналу бубна предлагает детям перейти на быстрый шаг, постепенно замедляя темп. Можно предложить детям поднять руки, глубоко вздохнуть, опустить руки, выдохнуть. Все инструкции дает воспитатель, дети проделывают упражнения в полном молчании. Подвижные игры целесообразнее проводить в начале прогулки.
Длительность занятий, проводимых учителем-логопедом с подгруппой (по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по изобразительной деятельности и конструированию), — 35 минут на первом и втором годах обучения и 1 час на третьем и четвертом годах обучения. Эти занятия проводятся в первую половину дня и делятся на две части с 7— 10-минутным перерывом. Структура каждого занятия включает время на подготовку (спокойная удобная посадка детей, раздача материала, сопровождаемая речевыми упражнениями), деятельность детей, окончание работы и итог занятия. Во время перерыва дети успевают отдохнуть. Учитель-логопед организует своеобразную разминку, не требующую большого сосредоточения внимания. Организуя перерыв, учитель-логопед должен правильно определить его по времени, которое может колебаться в зависимости от вида деятельности, периода обучения, состояния работоспособности детей. Перерыв целесообразно делать после логически законченной части занятия. В течение каждой части занятия рекомендуется проведение физминутки (1—2 минуты) Ежедневно учитель-логопед проводит индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения. Индивидуальные занятия (или занятия малыми подгруппами по 2— 3 ребенка) могут организовываться как дополнительная работа но усилению речевой практики с детьми с наиболее тяжелой степенью заикания. Индивидуальное занятие и занятие с подгруппой из 2—3 человек длится 10—15 минут.
Успешное преодоление заикания возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и единства требований, предъявляемых детям. Такая взаимосвязь в работе возможна благодаря правильному пониманию и распределению задач при прохождении намеченной темы, совместному планированию работы учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, своевременному отбору тематики, определению порядка чередования занятий, взаимопосещению занятий с последующим их анализом.
В организации обучения и воспитания дошкольников с заиканием большая роль отводится работе с родителями. Взаимосвязь специалистов и родителей важна как для организации адекватной психологической и речевой среды для заикающегося ребенка, так и для профилактики рецидивов заикания .
Организация образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении осуществляется на основе образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии с:
- учебными планами СДУ для детей с нарушениями речи;
- учебными программами по образовательным областям;
- программами коррекционных занятий.
В соответствии с Кодексом, учебные планы являются техническими нормативными правовыми актами, разработанными на основе типового учебного плана дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести нарушения речи, и устанавливают перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам, количество часов на проведение коррекционных занятий, максимально допустимую учебную нагрузку, общее количество учебных часов в неделю.
Учебная программа является техническим нормативным правовым актом, разрабатывающимся на основе учебной программы дошкольного образования с учетом структуры и степени тяжести нарушения.
Программа коррекционных занятий направлена на коррекцию познавательной деятельности, моторики, пространственной и социально-бытовой ориентировки, средств общения и иной деятельности.
Образовательный процесс осуществляется в:
- группах,
- подгруппах,
- индивидуально.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- игра
- занятие
Участники образовательного процесса СДУ:
- воспитанники с НР
- законные представители воспитанников с нарушениями речи
- педагогические и иные работники СДУ.
Литература:
1.Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». Авторы-составители: Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. – Минск: Национальный институт образования, 2007.
2.Программа для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования «Коррекционная работа с детьми с заиканием». – Минск: Национальный институт образования, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организации совместной работы логопеда и специалистов коррекционно-воспитательной работы дошкольников с нарушениями речи»
Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклон...
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
....
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Воспитательная работа в детском саду.Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательномучрежденииопределяется Базовым к...
Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.
Содержание коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, ко...
Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учрежденииопределяется Базовым компонентом дошкольного образования в...
Педсовет: Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ
https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/09/17/vospitatelnaya_rabota_v_detskom_sadu.docx...