программа кружка "Веселая логоритмика"
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Материал для воспитателей, работающих с дошкольниками 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_logoritmike.docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Овсянковская основная школа» -

структурное подразделение детского сада «Колокольчик»

Принята на педагогическом совете                                        

Утверждаю

№  от«  » 2019г.                                      

Директор:__________Л.Л Осокина  

Приказ   №     от  «  » 2019 г.

Дополнительная общеобразовательная

программа «Веселая логоритмика»

Возраст воспитанников: 4-5лет  

 Срок реализации: 1 год

Составитель: Авдеева Галина Леонидовна

Воспитатель 1 квалификационной категории

2019 год

Содержание

1. Пояснительная записка

стр.1-3

2.Форма и структура организации занятий

стр.3

3.Цель и задачи программы

стр.4-5

4. Планируемые результаты

стр.5

5. Методическое обеспечение

стр.5

6.Учебно-тематический план

стр.5-9

7. Мониторинг

стр.9-10

8. Используемая литература

стр.10-11

Пояснительная записка

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни - это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

Речь – одна из важных сторон развития ребенка. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоемкая работа для ребенка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым, неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем, что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Направленность программы: тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. А Занятия с детьми младшего дошкольного возраста являются профилактикой речевых нарушений. Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований. В логоритмические занятия включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия кружка включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания. В занятия по логоритмике включены все возраста, начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой. Таким образом, наблюдается непрерывность в образовании.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:

 от 4 до 5 лет

Срок реализации образовательной программы - 1 год.

Форма занятий – групповая.

Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения - базиса различных видов искусства, происходит освоение и осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также учитываются следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю.

Общее количество 36 занятий.

Продолжительность занятия  – не более 20 минут;

Структура логоритмического занятия

1.Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть занимает 10-15 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные м малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.

Цель программы:

профилактика и коррекция, имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи

образовательные:

- развивать двигательные умения и навыки;

- формировать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений.

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии сданным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Планируемые результаты.

 Сформированность знаний по лексическим темам.

 Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

 Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

 Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

 Способность выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела. Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

 Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

 Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).

 Улучшение результатов мониторинга речевого развития.

 Воспитание бережного отношения к природе, животным.

 Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.

Методическое обеспечение

Дидактический материал:

дидактические карточки, музыкальные произведения, песни, танцы, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный материал.

Техническое оснащение занятий: музыкальный центр, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты, декорации, костюмы и др.

  Календарный  учебный график

п/п

Тема

1 год обучения

Количество часов

Всего (в том числе в интерактивной форме)

Теория  (в том числе в интерактивной форме)

Практические занятия,

(в том числе в интерактивной форме)

Прогулка в осеннем лесу

1

0,25

0,75

Колобок – колючий еж

1

0,25

0,75

Земляничка

1

0,25

0,75

Мишкина малина

1

0,25

0,75

Полная корзина

1

         0,25

0,75

Осенняя ярмарка

1

0,25

0,75

     7.

Сундучок осени

 1

0,25

0,75

   8

Кто как к зиме готовится

1

0,25

0,75

   9

Почему медведь зимой спит

1

0,25

0,75

   10

Магазин игрушек (Городок игрушек)

2

0,25

0,75

  11

Поезд

1

0,25

0,75

  12

Снежная баба

1

0,25

0,75

13

Два Мороза

1

0,25

0,75

14

Новоселье

1

0,25

0,75

15

Зимняя царица

1

0,25

0,75

16

Кошкин дом (У кошки новоселье)

2

17

Мы строители (Строим дом)

2

18

1

19

1

20

1

21

1

22

1

23

24

Учебно - тематический план

Месяц

        Тема

Средства

Сентябрь

5

1

Прогулка в осеннем лесу.

 осенние листья; иллюстрации – птички, филин, зайчик с барабаном, ежик, малина; бубен.

2

Колобок – колючий еж

игрушки — бабушка, дедушка, заяц, волк, мишка, лисичка, лягушка, ежик, свернувшийся клубком.

3

Земляничка

бубен; бутафорская ягода-земляника; игрушки – птичка, мышка, лягушка, ежик; зонт; красные платочки — по одному каждому.

4

Мишкина малина

осенние листья — по одному каждому ребенку; игрушки — мишка с корзиной ягод, лиса с лукошком, зайчик с кузовком, ежик с глиняным горшочком, крот с кружкой, утка с ведерком; иллюстрация тучи.

Октябрь

5

Полная корзина

корзинка, в которой лежат подснежники, крапива, фиалка, ландыш, ромашка с сидящей на ней пчелкой, земляника, грибок, гриб-боровик, рябина, кленовый листок; изображения пчелы и осы на палочке; маска волка.

6

Осенняя ярмарка

солнышко на палочке, муляжи — морковь, арбуз, помидор, подсолнух, огурец, капуста; маска мышки; мячик.

7

Сундучок осени

венок Осени; сундучок с осенними подарками — бочонком меда, капустой, морковкой, веточка с ягодами рябины, цветные платочки для каждого ребенка, яблоко, барабан, гриб, грецкие орехи для каждого ребенка (или шарики для пинг-понга); игрушки — медведь, заяц, лиса, ежик, волк, белка.

8

Кто как к зиме готовится

 игрушки — мишка, лиса, заяц, крот, оса, бобр, ежик, белка; рукавички, валенки, чашка с блюдцем, дрова, грибок, орешки; маска ежика; кассеты «Колыбельные» и «Волшебство природы» из серии «НарруЬаЬу».

Ноябрь

9

Почему медведь зимой спит

игрушки — медведь, заяц, ежик, белка, кот с удочкой, лиса, курица, собака, рыбка; муляжи — морковь, грибы, орехи; иллюстрации грибов — рыжики, маслята, мухомор, боровик; тканевые дорожки с нашитыми на них следами; кассета «Спокойной ночи!» из серии «НарруЬаЬу».

10

11

Магазин игрушек

Городок игрушек

игрушки — солдатики, машины, зайчик с барабаном, мишка, утята, матрешка, кукла, мячик, паровоз, мартышка, волчок; ванночка; кукольный стол с посудой и стульями; чемоданчик доктора; кукольная школьная доска; колокольчик.

игрушки — матрешки, баран, Чебурашка, солдатики, Джек-в-коробке, кот, воздушный шарик, петрушка, лошадка, обезьянка, кукла, мишка, волчок, часы, паровоз, погремушки — по одной каждому ребенку.

12

Поезд

игрушки — паровоз, кошка, слон, кукла, самолет, Ванька-встанька, неваляшка-снеговик; кубики — по два каждому ребенку; погремушки — по одной каждому.

Декабрь

13

Снежная баба

снежинки на ниточках — по одной каждому; неваляшка-снеговик; нарисованные снеговики с лицами, выражающими различные эмоции; пакет от Нового года с рисунком украшенной елочки и стоящими под ней зайчиками; маска лисы.

14

Два Мороза

игрушки —, волк, лиса, зайчик, снегирь, белка, мишка; морковка (муляж) — по одной каждому ребенку; маска лисы; шапки Морозов — красного и синего цвета.

15

Новоселье

игрушки — сорока, мишка, дом, самолет, слон, зайчик, кукла, петух, матрешка, Петрушка, елочка; иллюстрации — кукла, мишка, Петрушка; бубен; деревянные ложки и треугольники для оркестра; погремушки — по одной каждому.

16

Новогодний поезд

фланелеграф; картинки для фланелеграфа — паровоз с Дедом Морозом-машинистом, вагоны с елочкой, музыкальными инструментами и пассажирами: белочкой, зайчиком, кошкой, петушком, мишкой; бумажные елочки на палочке — по одной каждому; деревянные ложки, треугольники, барабан, дудочка, гармошка; маленькая елочка.

Январь

17

Зимняя царица

иллюстрации деревьев — тополь, березка, елочка, дуб, орешник, рябина; бутафорские кисть рябины и веточка дуба с желудем; маленькие елочки на палочке — по одной каждому.

18

Кошкин дом

игрушки — кошка, цыплята, петух, курочка, селезень, утка, корова, черный кот, домик; барабан, бубен.

19

У кошки новоселье

игрушки — кошка, мяч, лошадка, зайчик с барабаном, пчелка, слон, козлик, мышка, воздушный шарик; кассета «Колыбельные».

20

Мы строители

игрушки — молоток, домик, зайчик, мишка, слон, кошка, пакет с игрушечным угощением, часы.

Февраль

21

Строим дом

иллюстрации машин — экскаватора, самосвала; игрушечные молоток, пила, малярная кисть; игрушки — гномик, кошка, собака, утенок, козленок, слоненок, гусенок, домик; обруч — каждому ребенку.

22

Кем быть

иллюстрации — шофер, дворник, охранник, сапожник, летчик, гимнаст, врач, почтальон, строитель, плотник, маляр, столяр, печник, повар, музыкант, прачка, огородник, птичница, художник; бубен; маска коршуна; запись танца «Макарена».

23

Крокодил Гена идет в армию

игрушка — Крокодил Гена; письмо для Гены; иллюстрации — ружье, вертолет, танк, корабль, самолет, барабан; 4 флажка — желтый, зеленый, красный, синий; барабан.

24

Сказка о глупом мышонке

иллюстрации к сказке — мышонок, мышка-мамаутка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка; маски коршуна и курицы.

Март

25

Сказка о глупом мышонке

иллюстрации к сказке — кошка, мышонок, хорек, белки, ежик, лягушка, сова, мышка-мама; колокольчик, платок; маски кошки, мышонка, совы.

26

Пироги пекла лиса

игрушки — лиса, мышка, зайка, белочка, синичка, ежик, волк, пчела, утка, сова, медведь, пирожки для зверей; кассета с записью танца «Танцующие утята».

27

Веселые музыканты

детские музыкальные инструменты — колокольчик, туба, рояль, бубен, труба, аккордеон, три барабана — большой, средний и маленький; игрушки — медведь, козлик, лягушка, зайчик, овечка, петух, поросенок, птичка; карточки с изображением инструментов — дудки, барабана, балалайки, колокольчика; погремушки — на одну меньше, чем количество детей в группе.

28

Кто где живет?

иллюстрации — пес в конуре, дятел, долбящий дупло для белки, медведь в берлоге, лиса в норе, сорока в гнезде, цыпленок у курицы под крылом; кассета «Колыбельные» из серии «Нарруbаbу».

Апрель

29

Зайкин день

игрушки — зайчик, сорока, утенок; игрушечная кровать с постельными принадлежностями; душ, ванна, зубная щетка, мыло; накрытый стол; игрушечная одежда — носки, брюки, рубашка; книжка со сказками; кассета «Колыбельные» из серии «Нарруbаbу».

30

На лесном  перекрестке

игрушки — сорока, лисичка, мишка, зайчик, лягушонок, кот-милиционер, мышонок; детские машины, велосипед, самокат; бубен; три круга — красный, желтый, зеленый («светофор»); колечки — по одному каждому ребенку; кассета «Волшебство природы» из серии «Нарруbаbу».

31

Будем космонавтами

иллюстрация звездолета; игрушки — мишка, зайчик, мышка, матрешка, лиса; звезда на палочке — каждому ребенку; маска кота; записи ансамбля «Спейс».

32

Птицы

иллюстрации — скворец, петух, утка, синица, кукушка, воробей, сова, дятел; колокольчики, треугольники; маска кота; кружки из клеенки («скворечники») — на 2—3 меньше количества детей.

Май

33

Находчивый бобр

иллюстрации — ежик, лиса, зайчик, сорока, бобр на плоту, медведь.

34

В гостях у лягушат

городок из кубиков; игрушки — лягушки; иллюстрации — рак, жаба, дрозд; кассета «Колыбельные» из серии «Нарруbаbу».

35

Приключения Квака

игрушки — лягушонок, корова, пчела на палочке, цапля, собачка; маска цапли; колокольчик, бубен.

36

Муха - Цокотуха

иллюстрации к сказке — муха, бурундук, журавль, бабочка, птичка, суслик, кузнечик, тараканы, букашки, блошки, бабушка-пчела, паук, комарик; изображения ромашки, гвоздики и лютика; иллюстрации — облачко смеется, облако плачет.

Мониторинг логопедической ритмики

Мониторинг проводится в начале учебного года с целью исследования состояния и развития эмоциональной сферы детей; развития мелкой моторики пальцев рук; развития слухового внимания и слухового восприятия детей; соответствия музыкально-речевого восприятия с выполнением различных движений. Результаты мониторинга учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

1. Эмоциональная сфера детей.

 Дети мимикой изображают разнообразие настроений стихотворения: грусть, сочувствие, доброжелательность, удивление, обиду.

 На песни веселого и грустного характера выражать свои эмоции (радость, грусть, и т.д.)

2. Состояние мелкой моторики.

Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами - коза, корзинка, кошка.

Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру.

Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».

Переключение от одного движения к другому.

«Игра на рояле» (пальцы 1 — 5,2 — 4, 5 — 1,4 — 2, 1 —2 — 3 — 4 — 5, 5—4 — 3—2 — 1).

Игра «Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой).

Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука - кулак, далее - наоборот.

3. Слуховое внимание.

 Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).

 Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) - впереди, сзади, справа, слева.

4. Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

5. Ориентирование в пространстве

-Правой рукой показать левый глаз, левой рукой правое ухо, сопровождая стихами, музыкой.

-показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, сопровождая стихами, музыкой.

6. Состояние общей моторики.

Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить:

силу движений,

точность движений,

темп движений,

координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

По всем критериям определяется средний балл, и результаты заносятся в сводную таблицу.

Используемая в работе литература:

Нормативно - правовая литература:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Специальная литература:

  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  • Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2007;
  • А.Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика для дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Логоритмика"

Публикую программу, которую мы разработали вместе с логопедом. Эта дисциплина очень нравится нам и особенно детям. Приносит детям огромную пользу....

Программа по логоритмике для детей 5-6 лет

Программа «Словоритмик» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной....

Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"

Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...

Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни

В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...

План - программа кружка "Логоритмика" в средней группе

Материал адресован логопедам и воспитателям...

Программа по логоритмике для детей 3-4 и 4-5 лет.

Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения....

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...