Программа по логоритмике для детей 3-4 и 4-5 лет.
рабочая программа по музыке (младшая группа) на тему
Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logor_3-44-51757_s_titull-ra.docx | 34.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гимназия №1404 «Гамма»
Дошкольное отделение «Вешняки»
ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ
для детей 3-4 и 4-5 лет
Составители:
Педагоги дополнительного образования:
Учитель- логопед:
Клокова Юлия Васильевна
Музыкальный руководитель:
Изнаирова Ольга Георгиевна
Москва 2014г.
ПРОГРАММА ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Возрастной состав обучающихся: дети 3-4 лет и дети 4-5 лет
Продолжительность образовательного процесса –1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака - Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить образовательную деятельность по логоритмике.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно - сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятия вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Занятия по логоритмике проводится с детьми 2 раза в неделю. Длительность занятия проходит в соответствии с требованиями СанПиНа. В данной программе отражены следующие разделы:
задачи (коррекция нарушений речи, развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья детей);
тематическое планирование;
учебно-тематические планы;
ожидаемые результаты на каждый учебный год.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- активизировать высшую психическую деятельность через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;
- развивать и увеличивать объём зрительной памяти;
- развивать и совершенствовать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи, творческую фантазию и воображение.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
2. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
5. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:
Ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.
Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН для детей 3-4 лет
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия |
Сентябрь | 1 | «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» |
2 | «Знакомство с домиком язычка» | |
2 | Вот и осень пришла | |
Октябрь | 2 | Фрукты |
| 2 | Овощи |
2 | Мишка в лесу | |
1 | Заяц в огороде | |
1 | День рождения зайчика | |
1 | Домок - теремок | |
Ноябрь | 1 | Прощание с осенью |
| 2 | Приближается зима |
2 | Перелетные птицы | |
2 | Как звери к зиме готовятся | |
Декабрь | 2 | Зимовье зверей |
| 2 | Зимний лес |
1 | Медвежонок Мишутка | |
1 | Серебряный ключик | |
2 | Новый год у ворот | |
1 | Снеговик | |
Январь | 1 | Новогодняя ёлка в лесу |
2 | Помогите птицам | |
1 | Метелица | |
1 | Зимние подарки | |
1 | Саночки | |
Февраль | 1 | Мы мороза не боимся |
1 | Кукла Аня | |
| 1 | Новоселье куклы |
2 | Поезд игрушек | |
1 | Капитаны | |
2 | Как солдаты наши мы идем | |
Март | 2 | Пришла весна - открывай ворота |
1 | У меня полно хлопот | |
1 | Поможем маме | |
1 | Как козлик маму искал | |
1 | Мы давно блинов не ели | |
1 | Иван Иваныч Самоварыч | |
1 | Зайкина шубка | |
1 | Мамы и малыши | |
Апрель | 1 | Как петушок утро проспал |
1 | Цирк! Цирк! Цирк! | |
1 | Лес просыпается | |
1 | Прогулка в весеннем лесу | |
1 | У меня зазвонил телефон | |
2 | Наши птички к нам вернулись | |
1 | Мишка просыпается | |
Май | 1 | Дел много у зверей |
1 | Чей это домик? | |
1 | Пароходик | |
1 | Едем на дачу | |
1 | Паровозик из Ромашково | |
1 | Храбрый цыплёнок | |
1 | Наш веселый хоровод | |
1 | Еле- еле, еле-еле закружились карусели |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН для детей 4-5 лет
Месяц | Кол-во часов | Тема занятия |
Сентябрь | 1 | В гостях у язычка |
1 | Дружат наши пальчики | |
1 | Как слышат наши ушки | |
2 | Осень к нам шагает | |
Октябрь | 2 | Осенние дары |
1 | Зайка-огородник | |
2 | Пернатые друзья | |
2 | Дикие животные | |
2 | Домашние животные | |
Ноябрь | 1 | Листопад |
1 | Лесные сказки | |
1 | Лесные кладовые | |
2 | Времена года | |
1 | Дорога на мельницу | |
| 1 | Верные друзья |
Декабрь | 1 | Зима наступила |
1 | Кто зимой холодной бродит злой, голодный? | |
2 | Зимние забавы | |
| 1 | Прогулка в волшебный лес |
1 | Путешествие снежинок | |
2 | 12 месяцев | |
1 | Как Мурочка Деда Мороза будила | |
1 | На пороге Новый год | |
Январь | 1 | Снова - снова Рождество! |
1 | Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп! | |
1 | Тётушка Метелица | |
1 | Как звери зимуют | |
1 | Сказка про бурого мишку и мышку- вертушку | |
1 | Лисичка со скалочкой | |
Февраль | 1 | Петух да Собака |
1 | Бременские музыканты | |
2 | Бравые солдаты с песнями идут | |
1 | Бей, барабан! | |
1 | А что у вас? | |
2 | Вот так мастера! | |
Март | 1 | Как стать большим |
1 | Очень бабушку свою, маму мамину люблю… | |
1 | Мама спит, она устала | |
1 | Сказка про зайцев | |
1 | Весенний ветерок | |
2 | В полюшке, за бугром… | |
1 | По дороге Петя шёл… | |
1 | Горшочек каши | |
Апрель | 1 | Как Мышонок стал трудолюбивым |
2 | Хоровод на лесных проталинках… | |
1 | Чьи это ушки? | |
1 | Даша и Маша | |
1 | Старичок- лесовичок | |
1 | Весёлый зоопарк | |
1 | История о том, как мышата помогли Зайчонку свой дом найти | |
Май | 1 | Красный фонарик |
1 | Колесо | |
1 | У Кошки день рождения | |
1 | Травушка- муравушка | |
1 | Бычок – смоляной бочок | |
1 | Как Цып и Цыпа свой дом искали | |
1 | Цыпленок и его семья | |
1 | Белая козочка |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И. Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
«Логопедические распевки» Н.Г. Гавришевой, Н.В. Нищевой;
«Весёлая логоритмика» Е. Железновой;
«Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В. Пятница.
«Работа над ритмом в логопедической практике»
Г.В. Дедюхина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по логоритмике для детей 5-6 лет
Программа «Словоритмик» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной....
Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"
Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...
Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни
В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.
Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...
дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет
Дополнительная образовательная программа кружка " Логоритмика" для детей 3-4 лет...
Авторская программа "Весёлая логоритмика" для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет
Данная программа предназначена для детей младшего дошкольного возраста, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию музыкально-эстетического и речевого развития дошкольни...