Дополнительная образовательная программа по логоритмике для детей 4-го года жизни
календарно-тематическое планирование по логопедии (младшая группа) на тему
В данной программе отображено календарно-тематическое планирование по логоритмике для детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_4_goda.docx | 66.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности:
логоритмика
для детей 4-го года жизни
Срок реализации: 1год
- Пояснительная записка
- Перспективное планирование логоритмических занятий
- Содержание занятий по логоритмике
- Мониторинг усвоения программы
- Список используемой литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).
Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».
Направленность программы: данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально - личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.
Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
- развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
- развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.
Задачи обучения:
- Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
- Образовательные задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
- Оздоровительные задачи:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций.
Ожидаемые результаты обучения
Повышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:
- зрительного восприятия, внимания и памяти;
- слухового внимания и памяти;
- статической координации движений;
- произвольной регуляции мышечного тонуса;
- ориентировки в схеме собственного тела;
- ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
- восприятия пространственных признаков предметов;
- динамической координации движений рук;
- артикуляционной моторики;
- мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
- слогоритмической структуры слов;
- поставленных звуков;
- функций фонематического слуха;
- понимания предметного, глагольного словаря.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 3-4 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми в группе детского сада.
Длительность занятий: составляет 15 минут. Периодичность проведения для детей 3-4 лет – 1 раз в неделю.
Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Месяц | № занятия | Название занятия |
Октябрь | 1 | Солнышко и дождик |
2 | Тучка | |
3 | Осенние листья | |
4 | Осень в лесу | |
Ноябрь | 5 | Репка |
6 | Осенние подарки | |
7 | До свиданья, птицы! | |
8 | Холодно! | |
Декабрь | 9 | Зима в лесу |
10 | Дед Мороз спешит на елку | |
11 | Украшаем елочку | |
12 | Наступает Новый год | |
Январь | 13 | Новогодний праздник в лесу |
14 | Рукавичка | |
15 | Снеговик | |
16 | Кошка и котята | |
Февраль | 17 | Котята и щенок |
18 | У бабушки в гостях | |
19 | Как снеговики солнце искали | |
20 | Армейская карусель | |
Март | 21 | Как цыплята солнце будили |
22 | Новая столовая | |
23 | В гости к нам пришли матрешки | |
24 | Весеннее солнышко | |
Апрель | 25 | Весенняя капель |
26 | Прилетайте, птицы! | |
27 | Весенний ручеек | |
28 | Кораблик | |
Май | 29 | Утренние лучи |
30 | Петушок и его семья | |
31 | Колечко | |
32 | Бобровый пруд |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(первый год обучения)
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Содержание |
1 | Солнышко и дождик |
|
|
2 | Тучка |
|
|
3 | Осенние листья |
|
|
4 | Осень в лесу |
|
|
5 | Репка |
|
|
6 | Осенние подарки |
|
|
7 | До свиданья, птицы! |
|
|
8 | Холодно! |
|
|
9 | Зима в лесу |
|
|
10 | Дед Мороз спешит на елку |
|
|
11 | Украшаем елочку |
|
|
12 | Наступает Новый год |
|
|
13 | Новогодний праздник в лесу |
|
|
14 | Рукавичка |
|
|
15 | Снеговик |
|
|
16 | Кошка и котята |
|
|
17 | Котята и щенок |
|
|
18 | У бабушки в гостях |
|
|
19 | Как снеговики солнце искали |
|
|
20 | Армейская карусель |
|
|
21 | Как цыплята солнце будили |
|
|
22 | Новая столовая |
|
|
23 | В гости к нам пришли матрешки |
|
|
24 | Весеннее солнышко |
|
|
25 | Весенняя капель |
|
|
26 | Прилетайте, птицы! |
|
|
27 | Весенний ручеек |
|
|
28 | Кораблик |
|
|
29 | Утренние лучи |
|
|
30 | Петушок и его семья |
|
|
31 | Колечко |
|
|
32 | Бобровый пруд |
|
|
МОНИТОРИНГ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
- силу движений,
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
- «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
- Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
- Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.
- Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
- 4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
- Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
- 4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Уровни освоения программы:
- Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.
- Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.
- Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.
Сводная таблица результатов обследования детей
Группа № ______ Дата обследования:____________________
№ п/п | Ф.И. Ребенка | Слуховое внимание | Слухоречевая память | Двигательная память | Общая моторика | Мелкая моторика | Ориентировка в пространстве | ||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...
дополнительная образовательная программа кружка "Логоритмика" для детей 3-4 лет
Дополнительная образовательная программа кружка " Логоритмика" для детей 3-4 лет...
Дополнительная образовательная программа по логоритмике «Топ-топ, хлоп-хлоп!» второй группы раннего возраста «Умка»
СОДЕРЖАНИЕ1.Пояснительная записка22.Актуальность программы43.Цель и задачи программы54.Учебно-тематический план65.Методы и приемы обучения66.Содержание занятий77.Структура занятий88.Перспективное план...
Дополнительная образовательная программа по логоритмике.
Данная программа решает проблему организации и проведения занятий с детьми 3-4 лет по развитию речи с трудностями усвоения лексики, грамматики русского языка, формирования связной речи, преодоле...
Дополнительная образовательная программа по логоритмике.
Данная программа полностью соответствует лекско-грамматическому планированию логопедических занятий, включает работу над закреплением звуков в определенной последовательности....
Дополнительная образовательная программа «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Для детей 3-4 года
Дополнительная образовательная программа«РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»Для детей 3-4 годаЦель Программы – развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, формирование разнообразных ...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....