Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи тема: рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Приложение к презентации открытого занятия, посвящённого Всероссийскому открытому уроку чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozenie1.docx | 24.65 КБ |
konspekt.docx | 78.81 КБ |
open_yrok_2014.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Слайд 1
Зощенко Михаил Михайлович, родился почти 120 лет назад в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника. Он был простым человеком и видел мир просто. Сюжеты его рассказов взяты из реальной жизни, он их видел везде, где бы он ни оказался. Он писал рассказы, повести, комедии о простых людях вроде нас.
Сейчас мы закроем крепко глазки и перенесёмся во времени на 100 лет назад. И пойдём, навстречу приключениям, вместе с героями рассказа «Великие путешественники».
Слайд 2
Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.
Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:
— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.
И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:
— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.
Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.
Слайд 3
На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:
— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.
Леля сказала:
— А если, Степочка, мы встретим индейцев?
— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.
— А, которые, не захотят идти в плен? — робко спросил я.
— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.
Леля сказала:
— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.
Степка сказал:
— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.
Слайд 4 -1
Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.
Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.
Слайд 4-2
И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.
Мы пошли по дороге через лес.
Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.
Мы шли около часа.
Наконец Степа сказал:
— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.
Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.
Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.
Она бросила мешок на землю и сказала:
— Теперь пусть Минька понесет.
Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.
Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.
Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.
Слайд 5-1
Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.
Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.
Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.
Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.
Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец, вышли из леса на лужайку.
Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:
— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.
И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.
Мы развязали мешок и начали закусывать.
Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.
Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.
Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.
Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.
Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.
Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:
— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.
Мы продолжали идти в плохом настроении.
И только у Тузика настроение было ничего себе.
Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.
Наконец стало темнеть.
Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.
Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.
Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.
И, покушав хлеба, легли в темноте.
Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.
Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.
Слайд 5-2
Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.
А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.
Леля шепотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.
Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.
Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.
Но от этого Степка не проснулся.
Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»
Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы, и он зовет нас на помощь.
Мы стали ждать, когда Степка проснется.
Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:
— Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.
И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.
Мы покушали хлеба и двинулись в путь.
Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее, он сказал:
— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.
Позади, раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:
— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.
Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.
Слайд 6
Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:
— Вот деревня, в аккурат, похожая на нашу деревню, Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.
Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.
Мы вылезли из телеги.
Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.
Степка прошептал:
— Неужели же мы обогнули землю?
Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.
Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.
И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.
Мы подбежали к родителям.
И родители засмеялись от радости, что увидели нас.
Нянька сказала:
— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.
Леля сказала:
— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.
Мама воскликнула:
— Что я слышу! Их надо наказать.
Папа сказал:
— Все хорошо, что хорошо кончается.
Бабушка, сорвав ветку, сказала:
— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.
Папа сказал:
— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.
Мама, вздохнув, сказала:
— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, — ну что это такое!
Папа сказал:
— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.
С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.
Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день. А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть, как ни в чем не бывало.
Остается еще сказать несколько слов о Тузике.
Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остается покрытым мраком неизвестности.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 488
620089, г. Екатеринбург, ул. Онежская, д. 2-а, тел. (343) 266-55-75. Факс (343) 266-55-75
«Всероссийский открытый урок чтения 2014»
Конспект
подгруппового занятия для детей с ОНР
в подготовительной к школе группе
по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи
тема: рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
составил учитель – логопед
Батина Ульяна Александровна
10 октября 2014 г.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Формировать речевые умения и навыки
(использовать в речи прилагательные, предлоги).
- Формировать умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Формировать умение детей слушать литературное произведение.
- Формировать умение обобщать информацию и кратко выражать мысль.
Коррекционно – развивающие:
- Прививать интерес к литературе.
- Развивать умение сопереживать героям.
- Развивать воображение.
- Учить понимать юмор.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать патриотическое отношение, чувство народного единства, любовь к литературным произведениям русских писателей.
Оборудование:
Экран, проектор, музыкальный центр, зеркальный шар, презентация по теме занятия, музыкальная композиция «телепорт».
Основные методические приемы:
Игровые, наглядно – действенные, синквейн
Речевой материал:
Рассказ М.М. Зощенко «Великие путешественники»
План занятия
№ п/п | Содержание | Время |
I | Организационный момент | 1 мин. |
II | Основная часть | |
1. | Рассказ о М.М. Зощенко | 2 мин. |
2. | Словарная работа | 2 мин. |
3. | Чтение рассказа «Великие путешественники» | 12 мин. |
4. | Физ. культурная минутка | 2 мин |
5. | Работа по развитию связной речи: ответы на вопросы по содержанию рассказа, составление синквейна. | 8 мин. |
III | Подведение итогов | 3 мин. |
Использованный материал:
- М.М. Зощенко «Великие путешественники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detochki.su/ (дата обращения: 08.10.2014).
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Запрос «Зощенко». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 08.10.2014).
- Составление синквейна с примерами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/ (дата обращения: 08.10.2014).
О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина «Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет: методические рекомендации». М: «Каро», 2004г.
Ход занятия
момент (1мин) | Логопед приветствует детей, сообщает о том, что по всей стране проходит Всероссийский открытый урок чтения. И маленькие граждане (ребята), и педагоги нашего детского сада поддерживают эту акцию. Упражнение для развития дыхания. Каждая строка произносится на одном выдохе: «Слушай…» «Слушай шорох…». «Слушай шорох чащи….» «Слушай шорох чащи леса….» |
Рассказ о М.М. Зощенко (2 мин.) | Логопед рассказывает о Зощенко Михаиле Михайловиче: родился почти 120 лет назад в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника. Он был простым человеком и видел мир просто. Сюжеты его рассказов взяты из реальной жизни, он их видел везде, где бы он ни оказался. Он писал рассказы, повести, комедии о простых людях вроде нас. Сейчас мы закроем крепко глазки и перенесёмся во времени на 100 лет назад. И пойдём, навстречу приключениям, вместе с героями рассказа «Великие путешественники». Звучит композиция «телепорт», выключается свет, крутится зеркальный шар, создавая иллюзию перемещения… |
Словарная работа (2 мин.) | Логопед проводит небольшую словарную работу, разъясняя значение слов из текста. «…мамаша пойдет на речку стирать» – объяснить, что 100 лет назад не было стиральных машин и бельё стирали на речке. «…три рубля» – объяснить, что 100 лет назад эта сумма была равна примерно 3000 рублей. «… деревня» – небольшое поселение. «…хворост» – опавшие ветви деревьев, используются как топливо и для строительства. «…куда Макар телят не гонял» - очень далеко, в самые отдалённые места. |
Чтение рассказа «Великие путешественники» (12 мин.) | Логопед читает рассказ, соблюдая интонационную выразительность речи. См. приложение 1 (текст рассказа). Сопровождают чтение иллюстрации на слайдах. Дети: слушают рассказ. На 6-й минуте чтения проводится небольшая разминка: Мы в поход с тобой пойдём… Мы в поход с тобой пойдём (Дети маршируют) Раз, два, три Приключения найдём (Дети маршируют и Раз, два, три хлопают в ладоши) Всё запомним и расскажем (Маршируют и поднимают указательный палец вверх) Посмеёмся мы потом… (Дети маршируют и хлопают в ладоши) |
Физкультминутка (2 мин.) | Проводится по окончании чтения рассказа. «Как живёшь?» |
Работа по развитию связной речи (8 мин.) | Логопед: ребята как назывался рассказ, который мы читали? Дети: предлагают варианты. Логопед: как звали героев рассказа? Дети: предлагают варианты. Логопед: что делали дети? Дети: предлагают варианты. Логопед: Кто написал этот рассказ? Дети: предлагают варианты. Логопед: (подводит детей к составлению синквейна по рассказу наводящими вопросами). Как можно назвать героев рассказа? Дети: путешественники, туристы, авантюристы… Логопед: Как можно их описать? Какие дети? Дети: отважные, бесстрашные, весёлые, умные… Логопед: Что делали дети? Дети: путешествовали, шли, боялись, веселились… Логопед: Как можно сказать о содержании рассказа одним предложением? Дети: предлагают варианты. Логопед: Ребята, сейчас мы составим синквейн к рассказу. Синквейн – это стих из 5 строк, возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. 1 строка – одно слово – предмет, выражающее основную тему. |
2 строка – два слова – признака, выражающих главную мысль. 3 строка – три слова – действия, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Лаконичность формы развивает у детей способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких, кратких выражениях. (на экран транслируется схема синквейна) Дети совместно с логопедом составляют синквейн, обобщая сказанное ранее. Логопед: (подводит итог и пересказывает получившийся синквейн). Ребята, у нас получился такой синквейн:
| |
(3 мин.) | Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии, что нового мы узнали, что сегодня на занятии было самым интересным и запомнилось вам большего всего? Дети: дают разнообразные ответы. Логопед обобщает ответы детей, сообщает о том, что им пора обратно в XXI век, их уже ждут в детском саду. Ребята закрывают глаза, звучит музыка «телепорт», гаснет свет, крутится зеркальный шар. Логопед: Наше путешествие окончено, ребята, до свидания. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великие путешественники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙпо формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речив подготовительной к школе группе...
Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"
Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"
Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...
Конспект занятия с детьми с ОНР 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по теме "Весенние приключения Винни-Пуха".
Конспект итогового занятия по теме "Весна". Содержитзадания и игры на активизацию словаря, совершенствование словообразования, развитие связной речи, слогового анализа слов....
Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. Тема: «Мебель. Предлог НА»
Цель: формирование умения понимать и правильно употреблять предлог НА....
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...