Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи тема: рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Батина Ульяна Александровна

Приложение к презентации открытого занятия, посвящённого Всероссийскому открытому уроку чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozenie1.docx24.65 КБ
Файл konspekt.docx78.81 КБ
Файл open_yrok_2014.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Слайд 1

Зощенко Михаил Михайлович, родился почти 120 лет назад в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника. Он был простым человеком и видел мир просто. Сюжеты его рассказов взяты из реальной жизни, он их видел везде, где бы он ни оказался. Он писал рассказы, повести, комедии о простых людях вроде нас.

Сейчас мы закроем крепко глазки и перенесёмся во времени на 100 лет назад. И пойдём, навстречу приключениям, вместе с героями рассказа «Великие путешественники».

Слайд 2

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара.

Но Степка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое земля. Он сказал:

— Земля есть круг. И если пойти все прямо, то можно обогнуть всю Землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Степка ударил меня по затылку и сказал:

— Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестренкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

Слайд 3

На огороде Степка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

— Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдет на речку стирать, мы сделаем что задумали. Мы пойдем всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернемся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушел целый год.

Леля сказала:

— А если, Степочка, мы встретим индейцев?

— Что касается индейцев, — ответил Степа, — то индейские племена мы будем брать в плен.

— А, которые, не захотят идти в плен? — робко спросил я.

— Которые не захотят, — ответил Степа, — тех мы и не будем брать в плен.

Леля сказала:

— Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег.

Степка сказал:

— Три рубля нам безусловно хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре.

Слайд 4 -1

Степка сбегал в сарай и принес оттуда большой мешок из-под муки. И в этот мешок мы стали собирать вещи, нужные для далеких путешествий. Мы положили в мешок хлеб и сахар и кусочек сала, потом положили разную посуду — тарелки, стаканы, вилки и ножи. Потом, подумавши, положили цветные карандаши, волшебный фонарик, глиняный рукомойник и увеличительное стеклышко для зажигания костров. И, кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

Слайд 4-2

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла на речку полоскать белье, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Степкина собачка Тузик. За ней шел Степка с громадным мешком на голове. За Степкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я.

Мы шли около часа.

Наконец Степа сказал:

— Мешок дьявольски тяжелый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несет этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

— Теперь пусть Минька понесет.

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления, до того этот мешок оказался тяжелым.

Но я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону, пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причем я свалился в канаву странным образом. Сначала упал в канаву мешок, а вслед за мешком, прямо на все эти вещи, нырнул и я. И хотя я был легкий, тем не менее я ухитрился разбить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Слайд 5-1

Леля и Степка умирали от смеха, глядя, как я барахтаюсь в канаве. И поэтому они не рассердились на меня, узнав, какие убытки я причинил своим падением.

Степка свистнул собаку и хотел ее приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, чего мы от него хотим. Да и мы плохо соображали, как нам под это приспособить Тузика.

Воспользовавшись нашим раздумьем, Тузик прогрыз мешок и в одно мгновение скушал все сало.

Тогда Степка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли еще два часа. И наконец, вышли из леса на лужайку.

Тут Степка решил сделать привал. Он сказал:

— Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.

И Степка сел у дороги, протянув вперед ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая, видимо, попробовать мой сахар, ужалила меня в щеку. Вскоре моя щека вздулась, как пирог. И я, по совету Степки, стал прикладывать к ней мох, сырую землю и листья.

Перед тем как пойти дальше, Степка выкинул из мешка почти все, что там было, и мы пошли налегке.

Я шел позади всех, скуля и хныча. Щека моя горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой, говоря, что дома тоже бывает хорошо.

Но Степка запретил нам об этом и думать. Он сказал:

— Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе.

Задрав хвост, он носился за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть.

Степка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Степка извлек из мешка увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер.

Но не найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже огорчились.

И, покушав хлеба, легли в темноте.

Степка торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Степка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум деревьев.

Слайд 5-2

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса завизжала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце еще не взошло.

Леля шепотом сказала мне:

— Минька, пока Степка спит, давай повернем его ноги в обратную сторону. А то он заведет нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Степку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Степкина голова описала полукруг.

Но от этого Степка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему снилось, что на него напали индейцы, и он зовет нас на помощь.

Мы стали ждать, когда Степка проснется.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

— Хороши бы мы были, если б я лег ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, что надо идти туда.

И Степка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба и двинулись в путь.

Дорога была знакома. И Степка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее, он сказал:

— Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что все повторяется, так как Земля есть круг.

Позади, раздался скрип колес. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге. Степка сказал:

— Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в нее сесть.

Слайд 6

Мы быстро покатили. И ехали не больше часа. Вдруг впереди показалась наша деревня Пески. Степка, раскрыв рот от изумления, сказал:

— Вот деревня, в аккурат, похожая на нашу деревню, Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Степка еще больше изумился, когда мы подъехали к пристани.

Мы вылезли из телеги.

Сомненья не оставалось — это была наша пристань, и к ней только что подошел пароход.

Степка прошептал:

— Неужели же мы обогнули землю?

Леля фыркнула, и я тоже засмеялся.

Но тут мы увидели на пристани наших родителей и нашу бабушку — они только что сошли с парохода.

И рядом с ними мы увидели нашу няньку, которая с плачем что-то говорила.

Мы подбежали к родителям.

И родители засмеялись от радости, что увидели нас.

Нянька сказала:

— Ах, дети, а я думала, что вы вчера потонули.

Леля сказала:

— Если бы мы вчера потонули, то мы бы не могли отправиться в кругосветное путешествие.

Мама воскликнула:

— Что я слышу! Их надо наказать.

Папа сказал:

— Все хорошо, что хорошо кончается.

Бабушка, сорвав ветку, сказала:

— Я предлагаю выпороть детей. Миньку пусть выпорет мама. А Лелю я беру на себя.

Папа сказал:

— Порка — это старый метод воспитания детей. И это не приносит пользы. Дети, небось, и без порки поняли, какую глупость они совершили.

Мама, вздохнув, сказала:

— У меня дурацкие дети. Идти в кругосветное путешествие, не зная таблицы умножения и географии, — ну что это такое!

Папа сказал:

— Мало знать географию и таблицу умножения. Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать все, что там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления.

С этими словами мы пришли домой. И сели обедать. И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении.

Что касается Степки, то его мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день. А на другой день мамаша его выпустила. И мы с ним стали играть, как ни в чем не бывало.

Остается еще сказать несколько слов о Тузике.

Тузик бежал за телегой целый час и очень переутомился. Прибежав домой, он забрался в сарай и там спал до вечера. А вечером, покушав, снова заснул, и что он видел во сне — остается покрытым мраком неизвестности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 488

620089, г. Екатеринбург, ул. Онежская, д. 2-а, тел. (343) 266-55-75.  Факс (343) 266-55-75

«Всероссийский открытый урок чтения 2014»

Конспект

подгруппового занятия для детей с ОНР

в подготовительной к школе группе

по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи

тема: рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»

составил учитель – логопед

Батина Ульяна Александровна

10 октября 2014 г.

Цель: Развитие связной речи.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  1. Формировать речевые умения и навыки

(использовать в речи прилагательные, предлоги).

  1. Формировать умение отвечать на вопросы и задавать их.
  2. Формировать умение детей слушать литературное произведение.
  3. Формировать умение обобщать информацию и кратко выражать мысль.

Коррекционно – развивающие:

  1. Прививать интерес к литературе. 
  2. Развивать умение сопереживать героям.
  3. Развивать воображение.
  4. Учить понимать юмор.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать патриотическое отношение, чувство народного единства, любовь к литературным произведениям русских писателей.

Оборудование:

Экран, проектор, музыкальный центр, зеркальный шар, презентация по теме занятия, музыкальная композиция «телепорт».

Основные методические приемы:

Игровые, наглядно – действенные, синквейн

Речевой материал:

Рассказ М.М. Зощенко «Великие путешественники»

План занятия

№ п/п

Содержание

Время

I

Организационный момент

1 мин.

II

Основная часть

1.

Рассказ о М.М. Зощенко

2 мин.

2.

Словарная работа

2 мин.

3.

Чтение рассказа «Великие путешественники»

12 мин.

4.

Физ. культурная  минутка

2 мин

5.

Работа по развитию связной речи: ответы на вопросы по содержанию рассказа, составление синквейна.

8 мин.

III

Подведение итогов

3 мин.

Использованный материал:

  1. М.М. Зощенко «Великие путешественники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detochki.su/ (дата обращения: 08.10.2014).
  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Запрос  «Зощенко». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 08.10.2014).
  3.  Составление синквейна с примерами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/ (дата обращения: 08.10.2014).
  4. О. Г. ИвановскаяЛ. Я. Гадасина «Логопедические занятия с детьми 6 – 7 лет: методические рекомендации». М: «Каро», 2004г.

Ход занятия

  1. Организационный

                 момент (1мин)

Логопед приветствует детей, сообщает о том, что по всей стране проходит Всероссийский открытый урок чтения. И маленькие граждане (ребята), и педагоги нашего детского сада поддерживают эту акцию.

Упражнение для развития дыхания. Каждая строка произносится на одном выдохе:

«Слушай…»

«Слушай шорох…».  

«Слушай шорох чащи….»

«Слушай шорох чащи леса….»

  1. Основная часть

Рассказ о М.М. Зощенко

(2 мин.)

Логопед рассказывает о  Зощенко Михаиле Михайловиче: родился почти 120 лет назад в 1895 году в Петербурге в семье небогатого художника. Он был простым человеком и видел мир просто. Сюжеты его рассказов взяты из реальной жизни, он их видел везде, где бы он ни оказался. Он писал рассказы, повести, комедии о простых людях вроде нас.

Сейчас мы закроем крепко глазки и перенесёмся во времени на 100 лет назад. И пойдём, навстречу приключениям, вместе с героями рассказа «Великие путешественники».

Звучит композиция «телепорт», выключается свет, крутится зеркальный шар, создавая иллюзию перемещения…

Словарная работа

(2 мин.)

Логопед проводит небольшую словарную работу, разъясняя значение слов из текста.

«…мамаша пойдет на речку стирать»  – объяснить, что 100 лет назад не было стиральных машин и бельё стирали на речке.

«…три рубля» –  объяснить, что 100 лет назад эта сумма была равна примерно 3000 рублей.

«… деревня» – небольшое поселение.

«…хворост» – опавшие ветви деревьев, используются как топливо и для строительства.

«…куда Макар телят не гонял» - очень далеко, в самые отдалённые места.

Чтение рассказа

«Великие путешественники»

(12 мин.)

Логопед читает рассказ, соблюдая интонационную выразительность речи. См. приложение 1 (текст рассказа). Сопровождают чтение иллюстрации на слайдах.

Дети: слушают рассказ.

На 6-й минуте чтения проводится небольшая разминка:

Мы в поход с тобой пойдём…

Мы в поход с тобой пойдём       (Дети маршируют)

Раз, два, три

Приключения найдём               (Дети маршируют и

Раз, два, три                             хлопают в ладоши)

Всё запомним и расскажем      (Маршируют и

                                          поднимают указательный

                                          палец вверх)

Посмеёмся мы потом…           (Дети маршируют и

                                                  хлопают в ладоши)                                                

Физкультминутка

(2 мин.)

Проводится по окончании чтения рассказа.

«Как живёшь?» 
Как живёшь? Вот так! (с настроением показать большой палец) 
А плывёшь? Вот так! (любым стилем) 
А бежишь? Вот так! (согнув руки, топая ногами) 
Вдаль глядишь? Вот так! (руки биноклем к глазам) 
Ждёшь обед? Вот так! (поза ожидания, подперев подбородок руками) 
Машешь вслед? Вот так! (помахать) 
Ночью спишь? Вот так! (руки под щёчку) 
А шалишь? Вот так!

Работа по развитию связной речи

(8 мин.)

Логопед: ребята как назывался рассказ, который мы читали?

Дети: предлагают варианты.

Логопед: как звали героев рассказа?

Дети: предлагают варианты.

Логопед: что делали дети?

Дети: предлагают варианты.

Логопед: Кто написал этот рассказ?

Дети: предлагают варианты.

Логопед: (подводит детей к составлению синквейна по рассказу наводящими вопросами).

Как можно назвать героев рассказа?

Дети: путешественники, туристы, авантюристы…

Логопед: Как можно их описать? Какие дети?

Дети: отважные, бесстрашные, весёлые, умные…

Логопед: Что делали дети?

Дети: путешествовали, шли, боялись, веселились…

Логопед: Как можно сказать о содержании рассказа одним предложением?

Дети: предлагают варианты.

Логопед: Ребята, сейчас мы составим синквейн к рассказу. Синквейн – это  стих из 5 строк, возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

1 строка – одно слово – предмет, выражающее основную тему.

2 строка – два слова – признака, выражающих главную мысль.

3 строка – три слова – действия, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Лаконичность формы развивает у детей способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких, кратких выражениях.

(на экран транслируется схема синквейна)

Дети совместно с логопедом составляют синквейн, обобщая сказанное ранее.

Логопед: (подводит итог и пересказывает получившийся синквейн).

Ребята, у нас получился такой синквейн:

  1. Дети.
  2. Смелые, умные.
  3. Шли, думали, путешествовали.
  4. Ребята собирались обойти землю.
  5. Путешественники.
  1. Подведение итогов

                 (3 мин.)

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии, что нового мы узнали, что сегодня на занятии было самым интересным и запомнилось вам большего всего?

Дети: дают разнообразные ответы.

Логопед обобщает ответы детей, сообщает о том, что им пора обратно в XXI век, их уже ждут в детском саду. Ребята закрывают глаза, звучит музыка «телепорт», гаснет свет, крутится зеркальный шар.

Логопед: Наше путешествие окончено, ребята, до свидания.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зощенко Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге

Слайд 2

Великие путешественники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙпо формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речив подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи детей подготовительной группы с ЗПР. Тема: "Зимующие птицы"

Данный конспект разработан для воспитанников подготовительной группы, имеющих задержку психического развития....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...

Конспект занятия с детьми с ОНР 5-6 лет по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по теме "Весенние приключения Винни-Пуха".

Конспект итогового занятия по теме "Весна". Содержитзадания и игры на активизацию словаря, совершенствование словообразования, развитие связной речи, слогового анализа слов....

Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи. Тема: «Мебель. Предлог НА»

Цель: формирование умения понимать и правильно употреблять предлог НА....

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.

Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...